Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен
CNewsAnalytics

Структура рынка по видам ИТ-услуг: что во главе угла?

Структура рынка по видам ИТ-услуг: что во главе угла?

За последние 2-3 года структура рынка ИТ-услуг не претерпела серьезных изменений. Около 54% всех затрат на ИТ-услуги составляют расходы на ИТ-аудит и консалтинг (чистые ИТ-услуги). Оставшаяся часть (46%) приходится на проектные поставки программного обеспечения.

Структура отечественного рынка ИТ-услуг, в рамках которой свыше 50% приходится на аудит и консалтинг в сфере ИТ,  с незначительными годовыми колебаниями, не меняющими картину качественно, держится сравнительно давно. Самая низкая статья расходов, как это и всегда было, ИТ-обучение (3-4% рынка).

Структурная динамика рынка не выражена ярко. Последние качественные изменения были зафиксированы в 2003 году (данные Росстата), когда впервые затраты предприятий на чистые ИТ-услуги превысили затраты на разработку ПО. Если в 2002 году доля затрат предприятий на разработку ПО составляла порядка 58% всех затрат на ИТ-услуги, то в следующем году ситуация переменилась, и сохраняется до сих пор.

Структурная динамика рынка ИТ-услуг в России, 2002-2006

Структурная динамика рынка ИТ-услуг в России, 2002-2006

Источник: CNews Analytics 2006

Сегодня мы можем говорить о доминировании у предприятий-заказчиков ИТ-потребности именно «концептуального» характера. Их интересует не простая установка «программы», но более комплексный подход — интеграторов всё больше используют именно как аудиторов и консультантов, как специалистов, проводящих системную реструктуризацию бизнес-процессов. В услугах интеграции всё более доминирует её нематериальная сторона — разработка ИТ-концепции предприятия. На это бизнес готов отдавать большие деньги. Всё большую роль начинает играть фактор постоянства, долгосрочности работы с аутсорсинговыми компаниями. Как мы говорили, они уже рассматриваются не как «разовые внедренцы», но как партнёры по бизнесу, которым предприятие делегирует мониторинг эффективности своих непрофильных видов деятельности.

Скорее всего, наблюдаемая структура рынка ИТ-услуг является устойчивой. ИТ-обучение всегда будет оставаться наименее затратной статьей, поскольку в основном это расходы предприятий на подготовку пользователей или повышение квалификации уже готовых специалистов внутренних ИТ-отделов, и речь в данном случае не идет о подготовке внутренней альтернативы аутсорсинговым компаниям. Также вряд ли сможет серьезно измениться соотношение между расходами на ИТ-консалтинг и разработку ПО. Так как первое, на этапе чего создаётся индивидуализированная ИТ-концепция предприятия, неминуемо влечёт рост расходов на второе — когда требуется внедрение информационной системы уже не со стандартной, но со специализированной функциональностью, соответствующей принятой к реализации ИТ-концепции.

ИТ-услуги в отраслевом разрезе

Есть отрасли, в которых потребность в индивидуализации ИТ-обеспечения выражено особенно остро. Пример — страховые компании, у которых существует потребность в информационных системах особого типа, которая до сих пор, как свидетельствуют эксперты, не может быть удовлетворена в полной мере. Речь идет о межкорпоративных (единых) базах данных для актуарных расчетов, в которых были бы задокументированы все страховые случаи и прецеденты за длительный срок по различным видам и типам страхования. Информационная система дала бы эффект при интеграции с такими базами данных, что позволило бы проводить прогнозирование и моделирование бизнеса, а не просто автоматически формировать бланки полисов и выводить их на принтер.

В ряде других отраслей существует проблема непрерывной ре-оптимизации бизнеса, что также приводит к росту заказов на чистые ИТ-услуги, идущие зачастую заодно с процессами изменения самой структуры бизнес-процессов. Примеры этому мы находим сегодня в развитии крупных торговых сетей, начинающих вторую волну слияний, поглощений и экспансии в регионы или в банковской сфере, также переживающую волну укрупнений и «чистки», переходящей на стандарты МСФО, стремящейся повысить свою прозрачность, готовящихся к приходу на национальный рынок крупных иностранных банков.

В целом, сегодня можно охарактеризовать стратегию авангарда заказчиков ИТ как начало обновления ИТ-концепций, комплексного пересмотра базовых принципов ИТ-инфраструктуры. Именно при такой стратегии приостанавливается расход средств на оснащение аппаратными средствами автоматизированных систем управления, выполненных по устаревшим принципам и, одновременно, расходов на ПО. Это типичная ситуация, когда новые ИТ-принципы ещё не разработаны, и заказчики заново пытаются их определить — найти новые подходы к оптимизации бизнес-процессов и их автоматизации.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS