Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен
CNewsAnalytics

CNewsServices: Крупнейшие сервис-провайдеры вырастают из бывших ИТ-подразделений  

CNewsServices: Крупнейшие сервис-провайдеры вырастают из бывших ИТ-подразделений

Среди 10 крупнейших поставщиков ИТ-услуг, вошедших в рейтинг CNewsServices, только у двух на сервисные проекты приходится свыше 50% выручки. Оба игрока, ГВЦ Энергетики и «Сибинтек», представляют так называемую кэптивную модель — т.е. выделение в отдельную компанию ИТ-подразделения крупного холдинга. Похоже, что «чистый» ИТ-аутсорсинг в российских условиях успешно вырастает пока лишь под такой «серьезной» опекой.

CNews Analytics впервые представляет рейтинг крупнейших сервис-провайдеров в России. Под сервис-провайдером подразумевается компания, обеспечивающая поставку услуг управляемого и контролируемого качества на основе договоров SLA (Service Level Agreement). Этот рынок — рынок ИТ-аутсорсинга — по заявлениям самих игроков, вряд ли можно считать окончательно сформировавшимся. «Масштаб бедствия» продемонстрировал уже ход подготовки рейтинга.

Во-первых, большинство крупных поставщиков ИТ-услуг не могут быть отнесены к «чистому» аутсорсингу — в их бизнесе на долю сервисных проектов приходится менее 20% от всей выручки. Услуги оказываются, как правило, в рамках крупных проектов по внедрению каких-либо «тяжелых» решений. Компании при этом не занимаются сфокусированным построением своей деятельности именно по сервисной модели.

Во-вторых, доминирующие на этом рынке игроки класса СМБ (скорее, правда, среднего, чем малого бизнеса) в принципе не готовы раскрывать свои показатели. Как из опасений выглядеть излишне скромно на фоне вышеупомянутых «гигантов» — причем незаслуженно скромно, ведь в их бизнесе аутсорсинг составляет как раз 90%-100% выручки. Так и по традиционным мотивам, обуславливающим закрытость любого, только начинающего формироваться сектора.

В-третьих, слабая структурированность рынка, как обычно, затрудняет оценку. Где начинается аутсорсинг, что можно отнести к сервисному проекту и что нет — и в общем, как считать? С одной стороны, можно отталкиваться как от стартовой точки от договоров SLA. С другой стороны, заявляют, что в условиях «дикого» рынка далеко не все услуги аутсорсинга оказываются в рамках подобных соглашений и наоборот, далеко не все услуги по этим соглашениям можно отнести к ИТ-аутсорсингу.

Рейтинг CNewsServices 2005

 # Компания Город Совокупная выручка компании от оказания услуг на основе договоров SLA в 2005 году, тыс. руб. (1) Совокупная выручка компании от оказания услуг на основе договоров SLA в 2004 году, тыс. руб. (2) Доля выручки от сервисных проектов в общем обороте компании, 2005 Штатная численность консультантов в компании в 2005 г.
1

Открытые Технологии

Москва
1 378 960
480 537
19,6%
74
2 Ай-Теко Москва
708 890
282 338
7%
248
3 Сибинтек * Москва
703 542
507 973
55%
11
4 Крок Москва
459 200
172 860
4,3%
80
5 Датафорт (IBS) Москва
422 220
210 390
2%(IBS)
н/д
6 АйТи Москва
347 360
185 290
13,2%
150
7 ГВЦ Энергетики* Москва
200 128
101 790
63,1%
85
8 ОТР Москва
61 013
22 061
н/д
406
9 LETA IT-company Москва
44 485
10 948
15%
12
10 Digital Design Санкт-Петербург
11 480
8 643
6%
30

Источник: CNews Analytics, 2006

В итоге, в Топ10 крупнейших сервис-провайдеров CNews присутствуют только крупные игроки этого рынка, уже несколько лет выстраивающие сервисное направление бизнеса по западному образцу, используя общемировые best practices. Чем это хорошо — достаточной структурированностью и прозрачностью, позволяющей выделить соответствующий показатель выручки. Чем, возможно, плохо — говорят, что западные практики не достаточно подходят для отечественных условий не столько ведения бизнеса, сколько выживания. Впрочем, на это всегда находится возражение, что незачем изобретать заново велосипед, но нужно учиться на нем ездить.

Характерно, что среди 10 компаний, вошедших в рейтинг CNewsServices, только у двух на сервисные проекты приходится свыше 50% выручки: у ГВЦ Энергетики (63,1%) и «Сибинтека» (55%). Обе представляют так называемую кэптивную модель — т.е. выделение в отдельную компанию ИТ-подразделения крупного холдинга, в данном случае энергетического и нефтяного. По сути, как раз эти две «дочки» обеспеченных (с точки зрения ИТ в том числе) «родителей» и могут претендовать на статус «чистых» ИТ-сервис-провайдеров. Со своей стороны, самопостроение в этом же ключе ведет и входящая уже в ИТ-холдинг (IBS) компания «Датафорт».

«Чистые» ИТ-сервис-провайдеры 2005

  Компания Совокупная выручка компании от оказания услуг на основе договоров SLA в 2005 году, тыс. руб. (1) Совокупная выручка компании от оказания услуг на основе договоров SLA в 2004 году, тыс. руб. (2) Рост 2004/2005 Штатная численность консультантов в 2005 г.
1 Сибинтек
703 542
507 973
38
11
2 Датафорт
422 220
210 390
101
н/д
3

ГВЦ Энергетики

200 128
101 790
97
85

Источник: CNews Analytics, 2006

Еще один признак недавно стартовавшего рынка — феноменальные, свыше 100%, показатели роста. Так, совокупная выручка 10 крупнейших сервис-провайдеров рейтинга CNewsServices выросла в 2005 г. на 119% по отношению к показателю предыдущего года (1 982 млрд долл.), составив 4 337 млрд долл. Большинство крупных игроков растут при этом быстрее рынка — «Открытые технологии» продемонстрировали 187%, ОТР — 177%, «Крок» — 165%. Системные интеграторы («ОТ», «Крок», «Ай-Теко и др.) осуществляют поддержку как приложений, так и ИТ-инфраструктуры в рамках реализуемых крупных отраслевых проектов. ГВЦ Энергетики, поставляющая ИТ-сервисы энергопредприятиям РАО ЕЭС, увеличила выручку на 97%. Достаточно низкий на фоне прочих показатель «Сибинтека» (38,5%) эксперты связывают с причинами скорее политическими, чем экономическими, отмечая высочайший потенциал роста, заложенный в этой компании, и выбранную изначально грамотную стратегию продвижения.

Самые быстрорастущие сервис-провайдеры

Компания Рост 2004/2005
Открытые Технологии
187%
ОТР
176,6%
Крок
165,6%
Ай-Теко
151,1%
Датафорт (IBS)
100,7%
ГВЦ Энергетики
96,6%
АйТи
87,5%
Сибинтек
38,5%

Источник: CNews Analytics, 2006

Выравнивания рынка до более-менее привычных по другим секторам показателей роста в 25%-30%, по крайней мере, в ближайшие пару лет сами игроки не ожидают. По большому счету проекты ИТ-аутсорсинга в России только лишь стартовали. Лояльность потенциальных заказчиков к явлению как к таковому все еще формируется. Хотя определенного успеха здесь, благодаря значительным маркетинговым усилиям поставщиков — как отечественных, так и западных, уже добились. Аудитория заинтересованных в различных аспектах аутсорсинга, включая его преимущества и проблемы, постоянно растет. Увеличивается постепенно и число референтных проектов — ряд крупных компаний, например, из телекоммуникационного и финансового секторов, уже предприняли инициативы по передаче части своих непрофильных функций вовне. Теперь цель, стоящая перед сервис-провайдерами — обеспечить успешную реализацию поставленных задач, гарантируя оперативность и качество услуг.

Мария Попова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS