Обозрение подготовлено

версия для печати
Игорь Козинцев
CMA

Игорь Козинцев:

В условиях кризиса потребность в интеграционных решениях не только не уменьшится, но возрастет

На вопросы CNews ответил вице-президент компании CMA Small System AB Игорь Козинцев.

CNews: Как вы оцениваете состояние российского рынка бизнес-приложений на сегодняшний день? В какой степени финансовый кризис уже повлиял на этот сектор, в чем это выразилось?

Игорь Козинцев: До недавнего времени российский рынок бизнес-приложений можно было назвать бурно развивающимся. При этом основные векторы его развития естественным образом совпадали с направлениями развития отраслей экономики – финансовой, нефтегазовой, сырьевой, телекоммуникационной, транспортной, ритейлом и т.д. Значительная динамика наблюдалась и в госсекторе в связи с проводимой административной реформой под флагом создания «электронного правительства».

К сожалению, финансовый кризис неизбежным образом начинает сказываться на отрасли информационных технологий в целом и на рынке бизнес-приложений - в частности. Прежде всего, это выражается в замораживании финансирования существующих проектов и отказе от начала новых проектов. Наблюдается также тенденция к смене предпочтений при выборе решений. Компании отказываются от попыток внедрения систем, основанных на мощных дорогостоящих продуктах, поставляемых основными законодателями мод в области ИТ. Заказчики пытаются решать насущные проблемы более доступными способами, например - реализуя проекты собственными силами, используя продукты с открытым кодом, приобретая решения менее известных производителей. В этой тенденции, кстати, заключаются немалые возможности развития для малых и средних ИТ-компаний. 

CNews: Может ли кризис повлиять на увеличение спроса на интеграционные решения или заказчики будут стараться избегать подобных затрат, довольствуясь имеющимся, по вашему мнению?

Игорь Козинцев: Интеграция приложений и создание сервисно-ориентированных архитектур информационных систем – это не дань моде. Это насущная потребность для многих предприятий и организаций, нацеленных на повышение эффективности своей деятельности за счет применения информационных технологий. Проблема  организации взаимодействия разнородных приложений появилась не сегодня и вряд ли будет преодолена в обозримом будущем. Для ее решения создаются средства, подобные PIE, IBM WebSphere и др.

Думается, что в условиях кризиса потребность в интеграционных решениях не только не уменьшится, но и возрастет, поскольку они позволяют получить новую функциональность и повысить эффективность использования уже существующих приложений вместо замены их новыми. Это очевидным образом будет способствовать более экономному расходованию и без того сокращающихся ИТ-бюджетов.

CNews: Что ждет направления SaaS и СОА в России, на ваш взгляд? Будут ли в условиях кризиса развиваться такого рода проекты, требующие немалых вложений?

Игорь Козинцев: Несмотря на определенный успех решений основанных на SaaS, данный рынок  находится на этапе развития. Спектр предлагаемых решений довольно узкий. Для небольших компаний, у которых отсутствуют крупные стартовые инвестиции, направление SaaS представляет определенный интерес. Для крупных  компаний по-прежнему будет важен рынок традиционных систем.

CNews: Какие сложности, помимо проблем с финансированием, являются сегодня наиболее распространенными при реализации проектов по интеграции бизнес-приложений, исходя из вашего опыта?

Игорь Козинцев: Прежде всего, следует отметить, что переход к той или иной концепции построения информационной системы (а SOA является лишь одной из таких концепций) должен быть основан на понимании проблем и потребностей бизнеса, мешающих его развитию. Если возможности, предоставляемые новой парадигмой решений, позволяют эффективно преодолеть эти проблемы, то тогда следует задуматься об их применении. В противном случае - внедрение новых решений будет пустой тратой времени и сил, оно может закончиться разочарованием в ни в чем не повинной концепции.

На мой взгляд, главных проблем в вопросах внедрения SOA несколько. В первую очередь – это попытки внедрения этой архитектуры там, где без нее можно обойтись. Во-вторых, часто встречается неверное понимание SOA как совокупности решений, основанных исключительно на ультрасовременных технологиях, таких как Java 2EE, web-сервисы, ВPEL и т.п. И, наконец, надо помнить о том, что полномасштабное внедрение SOA – это очень трудоемкий процесс, поскольку он связан с детальным анализом всей инфраструктуры автоматизируемой деятельности: от бизнес-процессов до межсистемных интерфейсов и протоколов взаимодействия.

На самом деле хорошую сервисно-ориентированную интегрированную систему можно создать и на основе грамотного использования традиционных языков программирования в сочетании с правильной архитектурой системы. Конечно, применение при этом стандартных форматов данных и протоколов информационного взаимодействия существенно повышает интеграционные возможности такой системы и расширяет перспективы ее развития.

Именно таким путем идет компания СМА: средства PIE предоставляют возможности для интеграции разнородных приложений, написанных в разное время на разных языках программирования для разных аппаратных платформ. В нашей практике есть примеры, когда удавалось организовать информационное взаимодействие в рамках сквозных бизнес-процессов с унаследованными приложениями, для которых не было ни документации, ни доступных разработчиков. подобная ситуация довольно типична для многих (если не для большинства) организаций.

По большому счету внедрение SOA не сложнее любого комплексного проекта автоматизации: надо построить модель предприятия и его информационных систем «как есть», сформировать модель «как должно быть» и выработать «план перехода». И все.

CNews: Может ли кризис повлиять на соотношение сил между иностранными и российскими разработчиками и интеграторами бизнес-приложений на российском рынке?

Игорь Козинцев: Если говорить о соотношении сил как о финансовых и технологических возможностях, то его пропорции, очевидно, останутся прежними. Понятно, что на данный момент и в обозримой перспективе мировые гиганты ИТ-индустрии будут обладать большей мощью. Принципиально не изменится и организация рынка: известно, что крупные западные компании ведут свой бизнес по продаже оборудования и предоставлению консалтинговых услуг, главным образом, через российские партнерские фирмы.

Однако может измениться структура спроса на бизнес-приложения. Мы ожидаем, что возрастет интерес к продуктам и услугам малых и средних компаний, ведущих свою деятельность в России. Таких как СМА. Рост спроса, скорее всего, будет обусловлен довольно высоким уровнем цен у крупных игроков рынка, что заставит потенциальных заказчиков обратить внимание на более приемлемые по цене предложения. Однако такая ситуация должна вызвать снижение цен или изменение спектра предлагаемых продуктов и услуг у крупных поставщиков. Это уже отчасти произошло в связи с отменой летом прошлого года НДС на лицензируемое программное обеспечение. Поэтому конкуренция только обострится.

CNews: Какие требования предъявляют сегодня заказчики к современным интеграционным платформам? Каковы возможности вашей интеграционной платформы Processware Integration Environment (PIE)?

Игорь Козинцев: Заказчики постоянны в своих пожеланиях по отношению к любым заказам: хочется все сразу и желательно - даром. В отношении интеграционных платформ это означает стремление получить многофункциональный продукт, который объединяет в себе возможности нескольких классов продуктов: промежуточного ПО для обмена сообщениями с гарантированной доставкой и корпоративной шины данных. Решение также должно обеспечивать сквозную автоматизацию бизнес-процессов на основе стандартного языка типа UML или BPEL, поддержку сервисно-ориентированной архитектуры с web-сервисами и т.д. Эти требования не так уж завышены. Подобные продукты предлагают как лидеры рынка (IBM или Oracle), так и специализированные фирмы.

В частности, инновационный продукт Processware Integration Environment (PIE), предлагаемый нашей компанией, за десять лет своего развития вобрал в себя многие идеи и тенденции в области построения интегрированных информационных систем. В ряду важных концептуальных инноваций, воплощенных в PIE, следует отметить: интеграцию приложений предприятия (EAI) на основе адаптеров данных; сервисно-ориентированную архитектуру корпоративных информационных систем (SOA); корпоративную сервисную шину (ESB); архитектуру взаимодействия информационных систем, управляемую событиями (EDA); а также автоматизированное управление бизнес-процессами (ВPM).

PIE предоставляет инструментарий, помогающий решать задачи практически на всех уровнях архитектуры комплексных информационных систем, являясь связующим элементом как между компонентами одного архитектурного уровня, так и между различными уровнями.

На основе интеграционной платформы PIE компания СМА создает высоконадежные, производительные и защищенные решения для ответственных областей применения: платежные системы реального времени (RTGS – Real Time Gross Settlement), расчетно-клиринговые системы, депозитарные системы. Как показала практика, многие из этих решений применимы и в других областях, где необходимо использовать защищенный электронный документооборот, сквозную обработку информации в соответствии с принципами STP (Straight Through Processing), электронные регламенты, автоматизацию бизнес-процессов обработки данных.

Мы не только разрабатываем PIE и другие решения для автоматизации современного бизнеса, но и проводим соответствующее обучение пользователей и разработчиков, обеспечиваем заказчиков круглосуточной технической поддержкой – где бы они ни находились. Наличие подобных услуг также надо учитывать при оценке затрат и ожидаемых выгод при выборе поставщика интеграционных решений.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в течение последнего года в области интеграции бизнес-приложений, вы можете отметить в числе наиболее значимых и интересных?

Игорь Козинцев: Реальный опыт наших заказчиков показал, что простая в использовании, высокопроизводительная интеграционная платформа PIE способна стать достойной альтернативой предложениям крупных игроков рынка, интеграционный инструментарий которых, как правило, сложно и дорого внедрять и поддерживать.

В 2008 году компания СМА выполнила ряд крупных проектов, составной частью которых являлась интеграционная платформа PIE. В частности, была сдана в промышленную эксплуатацию Система коммунальных платежей Республики Азербайджан (APUS), разработанная в рамках модернизации платежной и финансовой инфраструктуры этого государства. PIE использовалась в APUS как среда интеграции между информационными системами участников проекта, карточными системами, системами учета коммунальных компаний, биллинговой системой, системой управления финансовыми потоками, а также системой клиринга Национального Банка Азербайджана, внедренного компанией СМА в 2004 году.

В 2008 году был продолжен проект компании СМА по интеграции бизнес-приложений «ВымпелКома», который начинался в 2001 году с разработки концепции интеграции программных приложений этого оператора. На основе данной концепции впоследствии был разработан ряд проектов, основным результатом которых стало качественное повышение уровня информационной и функциональной интеграции бизнес-приложений, а также сокращение затрат, связанных с эксплуатацией корпоративной информационной системы. Простота и надежность нашего решения позволили «ВымпелКому» тиражировать PIE в дочерние компании, работающие на Украине, в Таджикистане, Узбекистане и других странах. В рамках проекта было разработано свыше 100 межпрограммных интерфейсов, а количество интегрированных программных приложений достигло 40. В компании значительно вырос ряда количественных показателей передаваемой и обрабатываемой информации, объем которой измеряется в настоящее время в терабайтах. Интеграционная платформа PIE продемонстрировала надежную работу в условиях постоянного растущей нагрузки при одновременной масштабируемости и оптимизации информационно-технологической среды «ВымпелКома».

Еще одним масштабным проектом нашей компании стала интеграция банковских приложений в Национальном банке «Траст».

В рамках первого этапа этого проекта, выполненного СМА в 2007 году, была реализована интеграция кредитного фронт-офиса с АБС головного офиса, с системой процессинга кредитных карт и системами проверки надежности заемщика. Это позволило автоматизировать и упростить бизнес-процессы выдачи розничных кредитов и кредитов юридическим лицам. В 2008 году вторая очередь проекта позволила организовать унифицированный обмен информацией между системой банк-клиент, новой АБС головного офиса и АБС филиалов, что заметно облегчило процесс внедрения новой АБС в банке.

CNews: Как будет развиваться рынок бизнес-приложений в 2009 году, по вашему мнению? Насколько серьезными станут для него последствия кризиса?

Игорь Козинцев: Не знаю, в какой степени правильно называть развитием возможное общее уменьшение объемов рынка вследствие финансового кризиса, сокращение числа игроков за счет банкротств, слияний и поглощений, снижение уровня доходов и высвобождение части квалифицированного персонала. Но боюсь, что всего этого нам не избежать. Трудно говорить о возможных размерах кризиса в области ИТ в целом и в области бизнес-приложений - в частности. Но хотелось бы подчеркнуть, что кризис несет не только отрицательные последствия, но и открывает новые возможности.

Думаю, что пришло время для таких инновационных продуктов, как PIE, позволяющих создавать эффективные недорогие современные решения с хорошими перспективами развития, сохраняя при этом существующие приложения и раскрывая их интеграционный потенциал в рамках сквозной автоматизации бизнес-процессов.

В связи с этим планы нашей компании на текущий год принципиально не меняются. Мы по-прежнему будем ответственно работать с существующими заказчиками и искать новые возможности применения нашего опыта и решений. Пожалуй, единственное существенное изменение будет в том, что мы станем делать это более интенсивно.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS