Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Мировой рынок мобильных телефонов

Мировой рынок мобильных телефоновСодержание:

Азиатский прорыв
Прогноз продаж на 2004 год
Лидеры диктуют стандарты

При росте количества проданных телефонов на мировом рынке, продажи поставщиков в стоимостном выражении сокращаются. Во все возрастающей конкуренции к пальме первенства все ближе азиатские разработчики «мобильников». Между тем, крепкие позиции финской Nokia пока позволяют ей диктовать свои условия.

Согласно оценкам агентства In-Stat/MDS, численность обладателей сотовых телефонов к 2007 году перевалит отметку в 2 млрд. человек. Между тем, на этом огромном рынке далеко не все поставщики чувствуют себя благополучно. Помимо летней жары в Европе и снижения субсидий на телефоны в Китае, после чего аналитики прогнозировали заметное снижение темпов роста рынка мобильников в последующих кварталах, у поставщиков есть масса других проблем. Главная сложность — снижение маржи: средняя оптовая цена телефона снизилась в 2003 год со 160 до 140 долл.

В оценках развития рынка мобильных телефонов среди исследователей как всегда нет единообразия. Все сходятся только в том, что локомотивом роста спроса на мобильные телефоны в 2003 году стали развивающиеся рынки, а основным инструментом увеличения продаж выступили второстепенные усовершенствования функционала — цветные дисплеи и встроенные камеры. В числах же каждая исследовательская компания придерживается собственных результатов.

Так, по данным компании IDC, рост продаж сотовых телефонов во втором квартале 2003 года составил 19%. В то же время исследователи из Strategy Analytics объявили, что объем оптовых продаж телефонов во втором квартале 2003 года вырос на 11% до 111 млн. штук, при этом розничные продажи выросли на 6% до 108 млн. штук. Для сравнения в первом квартале рост поставок, по данным Strategy Analytics составил 16% по сравнению аналогичным показателем 2002 года. В 3 квартале 2003 года, по данным IDC, по сравнению с прошлым годом поставки мобильников выросли уже на 21,2%, а по сравнению со вторым кварталом текущего года — на 14% до 130,1 млн. штук.

Несмотря на рост числа поставленных телефонов, в стоимостном выражении рынок мобильников в этом году, по предварительным оценкам, даже уменьшится — так считает агентство IDate, которое оценивает объем продаж в 2003 году на уровне $42,4 млрд., то есть на 3% меньше, чем в 2002 году. Рост, по мнению аналитиков, не стоит ждать ранее 2005 года, когда совокупные продажи телефонов 2.5G и 3G займут значительную долю в общем числе проданных трубок. Снижение общих доходов поставщиков обусловлено, прежде всего, ростом продаж мобильников на развивающихся рынках Индии, Китая и России, где основная часть населения может позволить себе только самые дешевые модели.

Объем продаж мобильных телефонов на мировом рынке

Объем продаж мобильных телефонов на мировом рынке

Источник: IDate

На рынке продолжается процесс концентрации: пятерка ведущих вендоров заняла уже 76,6% мирового рынка мобильных телефонов. Лидером, по итогам 3-го квартала 2003 года осталась Nokia, ее доля составила 35%. Примерно треть проданных Nokia телефонов имеет цветные дисплеи, камеры и поддерживает функции MMS. Nokia лидирует и в сегменте смартфонов, где за ней следуют Sony Ericsson, Motorola, RIM и Kyocera.

Вторым, по размеру продаж, вендором остается Motorola, увеличившая в 3 квартале поставки мобильников на 27,8% по сравнению с предыдущим кварталом и контролирующая 15,5% мирового рынка. Замыкает тройку лидеров Samsung — 11,5%. Siemens увеличил поставки своих мобильников на 39,5% и занял 8,7% мирового рынка. А LG Electronics вернулся в пятерку лидеров (5,8%), потеснив Sony Ericsson (5,5%).

Концентрация на мировом рынке мобильных телефонов продолжается

Концентрация на мировом рынке мобильных телефонов продолжается

Источник: IDC, 2003

Азиатский прорыв

Наибольшую активность на рынке проявляют производители мобильных телефонов из Южной Кореи. В этом году экспорт из этой страны обещает стать рекордным и составить, по данным Yonhap, $14,5 млрд. Это заметно больше, чем в 2002 году, когда Южная Корея экспортировала только 112 млн. мобильных телефонов на общую сумму $9,6 млрд. (26,8% от общемирового производства).

За первые 8 месяцев 2003 года объемы экспорта сотовых телефонов из Южной Кореи выросли уже на 36,1% по сравнению с предыдущим годом и составили $7,45 млрд. Среди лидеров-экспортеров — компании Samsung Electronics и LG Electronics, которые по итогам текущего года должны поставить за рубеж телефонов на сумму более $10 млрд. При этом только Samsung Electronics рассчитывает в этом году продать мобильных телефонов на сумму $7,27 млрд.

Корейские производители мобильников значительно увеличивают свои показатели за счет мобильных телефонов с камерами, отбирая рынок у старых игроков. Так, по данным Strategy Analytics, Samsung Electronics во втором квартале 2003 года увеличил долю рынка только телефонов с камерами до 7,4% и вышел на пятое место в мире (в первом квартале 5,8%). Другая корейская компания, Pantech&Curitel, поднялась в рейтинге поставщиков мобильников с камерами до 13 места с 2% мирового рынка, в то время как квартал назад она даже не входила в первую двадцатку. LG Electronics, недавно вышедшая на рынок телефонов с камерами, заняла 17 место (1,4% мирового рынка).

В то же время японские компании сдают позиции: NEC уменьшил свои показатели с 17,5% в первом квартале 2003 года до 12,8% во втором квартале, Panasonic — с 16,5% до 13,5%. С первого места NEC на рынке мобильников с камерами потеснила Nokia, завоевавшая 15,5% в данном сегменте. Другие японские производители мобильников с камерами (Mitsubishi, Sharp и Sanyo) также потеряли долю рынка. Аналитики подсчитали, что за полугодие было продано 25 млн. телефонов с камерами. Такие показатели обеспечил большой спрос в Корее и Японии. За первое полугодие 2002 года было продано 4 млн. таких телефонов.

Однако корейским производителям не стоит расслабляться — в течение ближайших пяти лет, по прогнозу южнокорейской торгово-промышленной палаты KOTRA, Китай может обогнать Южную Корею по количеству производимых мобильных телефонов. На данный момент в мире насчитывается более 100 производителей мобильных телефонов и налицо тенденция перехода от модели OEM (original equipment manufacturing — изготовление оборудования по заказу крупных брендов и на основе их разработок) к ODM (original design manufacturing — изготовление оборудования на основе собственных разработок и его продажа под известным брендом). Китайские производители, по мнению корейских аналитиков, быстро адаптировались под новую модель и завоевали значительную долю рынка.

Прогноз продаж на 2004 год

Strategy Analytics оставила в силе годовой прогноз, согласно которому в 2003 году поставки мобильников вырастут на 6% до 455 млн. штук, в основном за счет развивающихся рынков мобильной связи, где существует огромный спрос на дешевые модели мобильников. Схожие оценки дает и компания IDC: в 2003 году объем мировых продаж мобильных телефонов превысит 460 млн. штук, а в следующем году этот показатель вырастет еще более чем на 8% и впервые за всю историю этого рынка превысит отметку в 500 млн. штук. Рост ожидается в первую очередь за счет спроса на трубки с возможностью высокоскоростной передачи данных и на модели со встроенными цифровыми камерами. На развитых рынках основным фактором роста является готовность потребителей заменять свои трубки на телефоны следующего поколения. Не угаснет в ближайшие годы и спрос на мобильники со стороны развивающихся рынков.

Прогноз продаж мобильных телефонов на мировом рынке, млн. шт.

Прогноз продаж мобильных телефонов на мировом рынке, млн. шт.

Источник: IDC, 2003

Общее количество владельцев мобильных телефонов по всему миру достигнет в 2004 году 1,4 млрд. человек. Поставки 2,5G-телефонов составят свыше 241 млн. трубок, что на 42% выше аналогичного показателя 2003 года. Продажи 3G-телефонов ожидаются на уровне более 48 млн. трубок, что будет на 140% выше аналогичного показателя 2003 года, полагают в IDC.

Количество мобильников со встроенными цифровыми камерами возрастет в следующем году на 64% — примерно до 100 млн. штук. Количество проданных смартфонов в 2004 году достигнет почти 30 млн. штук, что на 111% выше аналогичного показателя 2003 года.

Лидеры диктуют стандарты

По прогнозам Strategy Analytics, лидер рынка компания Nokia уже к концу 2003 года может увеличить свою долю рынка до 40%. Такие крепкие позиции компании на рынке позволяют заметно влиять на развитие стандартов, чем Nokia и планирует воспользоваться вместе с тремя производителями микрочипов для мобильных телефонов, входящими в альянс Mobile Industry Processor Interface (MIPI), — ARM Holdings, STMicroelectronics NV и Texas Instruments. Члены альянса считают, что рынку мобильных телефонов нужны открытые стандарты, на базе которых работали бы все игроки этого рынка. Основатели MIPI надеются, что к концу 4-го квартала к их инициативе присоединятся и другие крупные компании, выпускающие комплектующие и ПО для мобильных телефонов.

Основатели MIPI хотят превратить его в стандартизирующий орган в области электронных компонентов, периферии и ПО для мобильных устройств, подобный Open Mobile Alliance (OMA) в области сервисов и 3GPP в области технологий связи. В рамках MIPI будут созданы 10 рабочих групп по ключевым направлениям, таким, как интерфейс дисплея и камеры, коммуникационный интерфейс, набор ПО и т.д.

По замыслу основателей, альянс будет защищать интересы всех участников, чтобы ни одна компания не могла навязать свои стандарты рынку телефонов нового поколения. Четверка основателей надеется привлечь в альянс производителей телефонов, аппаратного и программного обеспечения.

Основатели альянса считают, что рынок мобильных телефонов нуждается в единых стандартах, поскольку при нынешнем разнообразии телефонов и программного обеспечения для них аппараты не всегда корректно связываются друг с другом, если пользователи не просто звонят, а посылают друг другу сообщения, e-mail и фотографии.

Успех альянса будет во многом зависеть от того, проявят ли интерес к нему такие сильные производители, как Motorola и Samsung — компании, которые являются крупными поставщиками чипов для беспроводных устройств, а также Intel, который штурмует рынок процессоров для мобильников. В перспективе MIPI рассчитывает привлечь в свои ряды порядка 100 участников.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Motorola

Сергей Козлов: Будущее за многостандартными телефонами и новыми технологиями

Россия находится в центре внимания всех крупных мировых телекоммуникационных производителей, и Motorola — не исключение. О ситуации на телекоммуникационном рынке — мировом и российском, перспективах новых устройств и технологий в интервью CNews.ru рассказал Сергей Козлов, глава российского представительства Motorola.

CNews.ru: Как вы оцениваете ситуацию на рынках сотовой связи, на которых работает Motorola? Как различается положение дел в разных странах мира?

Сергей Козлов: В этом году мировой рынок сотовой связи еще раз преподнес приятный сюрприз. Рост рынка превысил все ожидания. Приятно, что вклад в этот рост внесло представительство Motorola в России. По оценке независимых аналитиков, по итогам второго и третьего квартала наша компания заняла первое место на российском рынке мобильных телефонов. В других странах мы тоже упрочили свои позиции, наша компания удерживает первое место на нескольких крупнейших рынках — в частности, в США, Канаде, Мексике и Бразилии. Так что, в целом, год для производителей мобильных средств связи был позитивным. В будущем году мы намерены сохранить и укрепить лидерские позиции в России, а также стать сильным «вторым номером» на мировом рынке, поскольку это тот плацдарм, с которого можно штурмовать следующую цель — мировое первенство.

Полный текст интервью

Учебные курсы по теме:

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS