Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Хроника конкуренции поставщиков оборудования в России

Хроника конкуренции поставщиков оборудования в РоссииСодержание:

Многоликий «российский производитель»
Европейские старожилы
Североамериканские варяги

Практически исчезнувшие со времен советской эпохи целевые госзаказы на телекоммуникационное оборудование заставили отечественных производителей искать пути выживания. С открытием внешних границ большая часть российских предприятий стали неконкурентоспособны.

 
Действующий закон о закупках фактически запрещает операторам закупать иностранное оборудование, если на рынке существуют аналогичные решения российского производства. Размытость формулировки сводит эффективность применения этого закона к нулю. Новый проект закона, которому предстоит пройти одобрение в Госдуме, снимает запрет на участие иностранных поставщиков в конкурсах, однако закрепляет за госзаказчиком возможность устанавливать следующие преференции: отечественный производитель имеет шанс выиграть даже в том случае, если он представил аналогичное с зарубежным поставщиком оборудование по цене на 15–20% выше.

Впрочем, это общемировая практика поддержки национального производителя, которую разработчики попытались реализовать в новом проекте закона. С другой стороны, нельзя ущемлять права потребителя, который по своей сути эгоистичен, и которому, по большому счету, гораздо важнее получить качественный товар за «нормальные» деньги, чем думать о том, воспрянет ли отечественный производитель от «ига» иностранных вендоров или нет.

Известно, что при вступлении в ВТО Россия должна обеспечить доступ на свой рынок и равные права участия в конкурсах всем поставщикам телекоммуникационного и иного оборудования. По словам министра РФ по связи и информатизации Леонида Реймана, Минсвязи старается поддерживать отечественные компании путем присвоения им статуса российского производителя, что обеспечивает приоритет при проведении конкурсов на поставку продуктов или решений.

Многоликий «российский производитель»

Следует отметить, что статус «российский производитель» — неплохой способ усилить свои позиции на растущем российском телекоммуникационном рынке — со второй половины 1990-х годов стремились получить и иностранные вендоры, и у них это неплохо получалось. Игра стоила свеч: зарубежная компания может работать только в регионах, определенных Минсвязи РФ, а «российский производитель» имеет право продавать оборудование на всей территории России. Развернув собственные производства на территории России, к 2003 году получить этот статус смогли шесть компаний — Siemens, NEC, Alcatel, Lucent Technologies, Huawei и IskraTel.

Отечественные производители цифрового оборудования связи — компании с иностранным участием

Компания/место создания СПЗарубежный партнерРоссийский партнерГод создания
«ИскраУралТел» г. ЕкатеринбургIskraTel IskraTellingУральский электромеханический завод, РАО «ЕЭС»1994
«Ижтел» г. ИжевскSiemensФГИУ «Меридиан», другие компании1996
«Лусент Текнолоджис» г. Санкт-ПетербургLucent TechnologiesАФК «Система»2000
Бэто-Хуавэй г. УфаHuaweiБэто1999
NEC-Нева г. Санкт-ПетербургNEC, Mitsui, SumitomoТелекоминвест1997
Алкатель г. Санкт-ПетербургAlcatel100% капитала принадлежит Alcatel1999

Источник: «Компания», 2003

Все эти шесть компаний, а также еще три — Ericsson, Nortel и Italtel — в 2002 году выиграли тендеры и получили право на поставки телефонных станций дочерних операторов крупнейшего игрока российского телекоммуникационного рынка ОАО «Связьинвест». Суммарные затраты компаний холдинга на закупку телефонных станций, большую часть из которых поставит германский Siemens, оценивались на уровне 160 млн. долл. Вслед за Siemens по объему поставок идут Alcatel, NEC и Iskratel — вместе с Siemens они получили право на поставку двух третей номеров. Остальные квоты пришлись Huawei, Ericsson, Nortel, Lucent Technologies и Italtel. При этом Siemens получил возможность поставлять оборудование на протяжении трех лет, а все остальные компании — лишь на один год с возможностью продления. Такие привилегии для Siemens в «Связьинвесте» объясняют просто — оборудование этого производителя доминирует у операторов, и чтобы не получать лишние проблемы с совместимостью и был выбран в качестве основного поставщика этот германский вендор.

Активно продвигается на российском рынке телекоммуникационного оборудования китайский производитель Huawei Technologies. В начале июля 2003 года «Ростелеком» объявил о запуске в коммерческую эксплуатацию системы спектрального уплотнения DWDM, построенной на оборудовании Huawei, на магистральной линии Москва-Самара. Это первый проект, который российский оператор дальней связи реализовал совместно с китайским производителем, и, по-видимому, не последний — предстоит строительство второго участка магистральной линии Самара-Новосибирск общей протяженностью 3725 км.

Известны также совместные проекты Huawei с российскими сотовыми операторами. Так, в этом году Huawei Technologies подписал рамочный контракт стоимостью порядка 60 млн. долл. с «МегаФоном», для создания в России двухдиапазонной мобильной сети стандарта GSM900/1800 в Сибири и на Дальнем Востоке России. В рамках контракта планируется поставка базовых станций, контроллеров базовых станций BSC и GPRS платформы в дополнение к мобильной коммутационной системе. Кроме того, в конце октября стало известно о том, что в Мурманске и его пригородной зоне была запущена новая сеть мобильной связи «MMC GSM», построенная на базе оборудования Huawei Technologies. Таким образом, в России оборудование GSM M900/M1800 Huawei Technologies на сегодняшний момент работает в сетях МТС, «Уралсвязьинформа», «СибЧеленджа», «БиЛайн-Самары» и других мобильных операторов.

Запуск сети «ММС GSM» стал первым проектом, реализованным компанией на территории Северо-западного Федерального округа. Можно ожидать, что в ближайшее время процесс продвижения Huawei Technologies в этом регионе получит дальнейшее развитие: еще три оператора — «Архангельские мобильные сети», «Парма Мобайл» и «Новгородские телекоммуникации» — также планируют запуск сетей GSM-1800 на базе оборудования Huawei.

Кроме того, в этом году «Сотовая Связь Башкортостана» (ССБ) развернула сеть CDMA-450 (IMT-MC-450) на оборудовании Huawei Technologies под торговой маркой «Сотел-Видео». В планах дальнейшего сотрудничества компаний — усовершенствование сети до стандарта CDMA2000–1X EV-DO, позволяющего реализовать передачу данных в мобильном режиме на скорости 2,4 Мбит/с., а также строительство сетей оптической передачи.

В секторе фиксированной связи к началу 2003 года Huawei уже успела установить около 0,5 млн. портов (для сравнения: Siemens за 10 лет установила в России порядка 2,4 млн. портов). По-видимому, успехи Huawei связаны с политикой китайского правительства, которое поставило задачу закрепиться на российском телекоммуникационном рынке. Официальные заявления европейских и американских вендоров сводятся к тому, что им есть что противопоставить китайским производителям, и, несмотря на все более заметное давление со стороны последних, они чувствуют себя на российском рынке достаточно уверенно.

Европейские старожилы

Считается, что шведская Ericsson вышла на российский рынок с помощью хорватской компании «Никола Тесла», которая производила цифровое телефонное оборудование (в СССР его попросту не делали, а закупать цифровые станции на Западе было запрещено). «Никола Тесла» работала по лицензии Ericsson, а затем, в 1995 г., шведский производитель, купив хорватскую компанию, стал работать в России напрямую. Что касается Siemens и Alcatel, то они проникли в Россию отчасти благодаря выданным им кредитам в рамках стимулирования инвестиций в российскую экономику. Таким образом, весь отечественный рынок оборудования для дальней связи был поделен между тремя упомянутыми игроками, что вполне устраивало Минсвязи, которое требовало ограничить число поставщиков в этом секторе, объясняя это уменьшением степени несовместимости оборудования от различных производителей. А российская дальняя связь, как известно, все еще находится под контролем одного монополиста — компании «Ростелеком».

В результате эти европейские компании прочно закрепились на российском рынке и не перестают благополучно получать заказы. Так, в сентябре 2003 года стало известно о том, что «Ростелеком» разместил в департаменте Siemens Information and Communication Networks (IC Networks) заказ на поставку и установку оптического оборудования передачи данных, с помощью которого он намерен обслуживать линию передачи между Новосибирском и Хабаровском протяженностью более 5000 км.

Североамериканские варяги

Иначе обстоят дела в сегменте оборудования для местной телефонной связи. Здесь выбор решений более разнообразен и не ограничивается тремя поставщиками. Кроме уже упоминавшихся компаний, в этом секторе присутствуют американская Lucent Technologies, словенская IskraTel, японская NEC, итальянская ItalTel и другие производители. Однако и в местной телефонии, несмотря на успехи других компаний, Siemens, Alcatel и Ericsson, завоевали прочные позиции. Продав огромное количество телефонных станций, они обеспечили головную боль тем операторам, которые планируют расширять свои сети за счет оборудования других поставщиков. Все эти проблемы касаются лишь традиционных операторов. Альтернативные провайдеры коммуникационных услуг при выборе оборудования ориентируются, в первую очередь, на технические характеристики и цены. Поэтому, пожалуй, единственным ограничением для них в выборе поставщика является отсутствие у производимого оборудования сертификата Минсвязи РФ. А поскольку доля альтернативных операторов год от года возрастает, то и спектр ввозимого в Россию оборудования постепенно расширяется. В итоге европейские «старожилы», но некоторым оценкам, стали терять свои позиции на российском рынке телекоммуникационного оборудования.

Такие монстры североамериканского телекома, как Cisco Systems, Lucent Technologies и Avaya все больше и больше увеличивают свое присутствие в России, продавая много оборудования для ведомственных и корпоративных сетей.

Российское представительство Cisco Systems работает с 1996 года, но завоевание американским телекоммуникационным гигантом российского рынка оборудования связи началось примерно 3 года назад. Тогда, в середине августа 2000 года, этот крупнейший производитель сетевого оборудования и сетевых решений заключил рамочное соглашение с ОАО «Связьинвест» о поставке оборудования для магистральных сетей передачи данных. В то время объем сделок российских связистов с Cisco Systems был невелик и оценивался на уровне всего 6 млн. долл., что составляет порядка 1% от всего национального рынка телекоммуникационного оборудования, который в 1999 году составлял 500 -700 млн. долл.

Как уже отмечалось, до прихода Cisco в российских телекоммуникациях лидировали Siemens, Alcatel и Ericsson. В частности, по собственным оценкам Alcatel, ей принадлежало около 30% российского рынка коммутационного оборудования. Конкуренты восприняли приход в Россию сетевого гиганта довольно спокойно — особых поводов для беспокойства не было. Siemens, к примеру, в то время обладала довольно большим потенциалом в области пакетной телефонии: на российском рынке уже продавалась система для IP-телефонии InterExpress, а на 2001 год Siemens планировала продажи в России более крупной системы SURPASS.

Российский рынок телекоммуникационного оборудования, 2001

Российский рынок телекоммуникационного оборудования, 2001

Источник: аналитический отдел Альфа-банка

В области традиционных телефонных сетей, где господствовали Siemens, Alcatel и другие вендоры, Cisco, специализировавшаяся на строительстве корпоративных сетей, вообще не рассматривалась в качестве серьезного конкурента.

Что же мы имеем три года спустя? В начале 2003 года всерьез заговорили о том, что Ericsson, Siemens и Alcatel рискуют утратить лидерство на российском рынке цифровых АТС — их позиции атакуют Huawei, Cisco Systems и Lucent Technologies. На самом деле речь идет не просто о цифровых телефонных станциях, а о комплексных решениях IP-телефонии, из которых, прежде всего, стоит отметить Cisco IP Contact Center (IPCC) — контакт центр на базе интернет-протокола (IP). Пока известны лишь единичные случаи инсталляций IPCC в России, однако есть основания полагать, что количество потребителей этого продукта будет расти.

В качестве показательного примера того, насколько «глубоко» задумано проникновение Cisco на российский рынок можно привести следующий: решения IP-телефонии от Cisco Systems и российской ИТ-компании «Аквариус» были представлены в сентябре этого года на Дальнем Востоке (в Красноярске, Хабаровске и Петропавловске-Камчатском). Кроме того, на сегодняшний день в России действуют 38 «Сетевых академий Cisco» — программ обучения студентов технических факультетов, которая пользуется поддержкой на государственном уровне. В частности, вопросы развития «Сетевых академий» обсуждались в ходе январской встречи между главой российского правительства Михаилом Касьяновым, министром связи Леонидом Рейманом и Джоном Чемберсом, президентом корпорации Cisco Systems и советником президента США Дж. Буша по вопросам информационной инфраструктуры. Развиваются и инвестиционные программы Cisco Systems в российские компании. Так, в этом году Cisco открыла совместное с компанией «Аквариус» производство оборудования для корпоративной телефонии на базе НИИ «Восход».

На перспективный российский рынок оборудования IP-телефонии устремились и другие крупные игроки. Так, в мае этого года компания Avaya начала продажи своего продукта для малых и средних компаний IP Office и в России. Работа с Минсвязи РФ по сертификации нового оборудования и доработка программного и аппаратного обеспечения под российские стандарты привела к годичной задержке по сравнению с началом поставок этого оборудования в США.

Выход решения IP Office, которое включает в себя функции передачи данных, традиционной телефонии (цифровой и аналоговой) и IP телефонии, ознаменовал для Avaya фактически новую эру — до сих пор компания не работала на рынке телефонных станций для малых и средних предприятий. По состоянию на май 2003 года в Россию было завезено несколько сотен единиц оборудования IP Office, а к середине следующего года компания рассчитывает выйти на уровень продаж около 1,5 тыс. комплектов в квартал. Из реализованных в 2003 году проектов по внедрению IP Office известны следующие — модернизация телефонной сети двух московских офисов консалтинговой компании «Анкор-консалтинг» и создание мобильного передвижного штаба для служб МЧС. К концу декабря будут инсталлированы IP Office Avaya на Красноярской железной дороге (всего совместно со своими партнерами Avaya построила для МПС сети общей ёмкостью более 110 000 портов).

Другой американский производитель — Lucent Technologies — свои надежды в России связывает преимущественно с мобильными сетями нового поколения. В конце октября эта компания заявила о завершении работ в рамках проекта по созданию сети связи стандарта CDMA2000 1X (IMT-MC 450) для «Московской Сотовой Связи» (МСС) на базе которой планируется предоставление голосовых услуг и услуг высокоскоростной передачи данных.

Среди других крупных заказов Lucent в России — поставка мультисервисных шлюзов PSAX для создания на их основе мультисервисной пакетной сети сотового оператора «Мегафон». В задачи системы входит оптимизация транспортных потоков мобильных сетей оператора и объединить корпоративные сети подразделений оператора в единую инфраструктуру. В перспективе она должна обеспечить управление трафиком интегрированных услуг следующего поколения при предстоящем переходе к мобильным сетям 3G.

Виталий Солонин / CNews Analytics

СТАРТЕЛЕКОМ    ИСКРАТЕЛ

Использование системы ISKRATEL SI2000 в компании «Зебра Телеком»

Сергей КудринО проблемах предоставления услуг классической телефонии с московскими городскими номерами в интервью корреспонденту рассказал Сергей Кудрин, технический директор компании «Зебра Телеком». Эксперт подробно охарактеризовал задачи, которые необходимо решать операторам при построении телефонного бизнеса и особенное внимание акцентировал на проблемах выбора оборудования и привязкой его к уже существующей биллинговой системе. По мнению г-на Кудрина, наиболее оптимальным решением можно считать оборудование компании ISKRATEL SI2000.

Корр.: Как «Зебра Телеком» осуществляла выбор оборудования?

Сергей Кудрин: Чтобы предоставлять услуги телефонной связи, необходима технологическая инфраструктура, ядром которой является центральный коммутатор. Он должен, с одной стороны, собирать все цифровые потоки от клиентов и, с другой стороны, иметь стык с телефонной сетью общего пользования, чтобы абоненты могли звонить как друг другу, так и во внешний мир. Число цифровых потоков, которые эта станция может обслуживать одновременно, должно быть достаточным для запланированного количества подключений и предполагаемого роста клиентской базы.

В конце позапрошлого года мы запросили у всех известных производителей описание стандартной начальной конфигурации оборудования для решения таких задач. Рассматривались предложения от Siemens, Lucent Technologies, Ericsson, Alcatel, Iskratel, NEC. Надо было выбрать такую транзитную станцию, которая поддерживала бы протоколы SS7, ISDN PRI/BRI, 2BCK и др., одним словом, позволяла бы работать со всем «букетом» сигнализаций.

Подробнее

Учебные курсы по теме:

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS