Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Телеком — новый фаворит интеграторов

Телеком – новый фаворит интеграторовРынок интеграции в отрасли связи традиционно не входил в число лидеров. До недавнего времени российские интеграторы небезосновательно предпочитали активно работать с госструктурами, нефтегазом, металлургией и банками. Сегодня ситуация изменилась: с ростом рынка телекоммуникаций информатизация управления становится здесь все более востребованной. Именно в телекоммуникационной компании будет реализовываться самый крупный ИТ-проект по внедрению ERP-системы в России.

 
Отечественный телекоммуникационный рынок является одним из наиболее успешных отечественных бизнесов — по данным Минсвязи, его оборот в 2002 г. составил 8,7 млрд. долл. — 0,7% мирового рынка телекома. При этом доля российского рынка телекома сейчас составляет 2% от ВВП. Для сравнения, в странах Западной Европы и Северной Америки этот показатель равен примерно 4–6%. Как прогнозируют аналитики, устойчивый рост отрасли сохранится в ближайшие годы — по мере поступательного роста рынка услуг, оказываемых населению — объем которых уже почти сравнялся с объемом сервисов для корпоративного сектора. Наиболее быстро развиваются операторы сотовой связи — за прошлый год число абонентов мобильной связи выросло в 2,3 раза. Помимо «сотовых» доходов, российский телеком активно прирастает регионами.

Динамичное развитие стимулирует в свою очередь рост рынка интеграторских услуг в сфере телекоммуникаций. В данный момент здесь успешно оперируют десятки компаний-интеграторов, предлагающих различного рода услуги: активно внедряются call-центры, системы спутниковых межофисных систем связи, распределенных беспроводных сетей и пр. Большинство игроков — компании российские, что традиционно объяснимо во-первых, ценовым фактором, во-вторых, фактором корпоративной безопасности.

Телеком лидирует по темпам роста затрат на ИТ (рост потребления ИТ в 2003 г.)

Телеком лидирует по темпам роста затрат на ИТ (рост потребления ИТ в 2003 г.)

Источник: IDC

В данный момент наиболее интенсивно оказываются интеграционные услуги телекому по следующим направлениям:

  • аппаратные решения
  • программные решения
  • интернет-решения
  • консалтинг
  • сети.

На фоне роста телекоммуникационного рынка операторы сталкиваются с одной стороны с увеличением своих ИТ-потребностей, а с другой стороны — с ускоренной амортизацией внедряемых технологий. Сегодня ИТ-сегмент для телекома перенасыщен большим количеством решений, имеющих одинаковое назначение, и фактически, взаимоисключающих. Относительно недавно спроектированные и развернутые системы, рассчитанные на определенный срок действия, морально устаревают значительно быстрее, в силу непрекращающегося «вала» новых технологий. Технология может оказаться невостребованной на рынке задолго до того, как она окупилась. По словам Сергея Калина, президента компании Открытые Технологии, это приводит к проблеме планирования развития: «Сумасшедшее количество технологий обуславливает многообразие выбора и тот факт, что граница между модернизацией, реконструкцией и капитальным строительством становится абсолютно размытой».

Альтернативные операторы, работая в конкурентной среде, в отличие от предприятий, входящих в структуру «Связьинвеста», давно используют ИТ в управлении своим бизнесом. Пройдя этап первичной информатизации, компании этой группы заинтересованы уже не столько в переходе на более мощные ERP-системы, сколько во внедрении аналитических приложений, облегчающих принятие управленческих решений (BI). Именно эта ниша, включая услуги в области консалтинга, пока что остается не до конца исчерпанной российскими интеграторами.

Традиционных операторов связи компании-интеграторы чаще всего не рассматривали в качестве интересных заказчиков. Все ИТ-проекты, планируемые в структурах «Связьинвеста», неизбежно должны были утверждаться в центральном офисе. Никакой «самодеятельности» на местах не допускали. Долго запрягая, «Связьинвест» в итоге быстро поскакал. Руководство компании приняло решение о внедрении на всех предприятиях холдинга ERP-системы Oracle E-Business Suite. Намеченный проект стал самым дорогим на отечественном рынке за всю его историю. Сумма, выделенная «Связьинвестом» составила 153 млн. долл. — т.е. 80% от совокупной чистой прибыли холдинга за 2002 год.

Рынок системной интеграции: спрос и предложение в российском телекоме

По данным РБК, в 2002 г. объем российского рынка услуг системной интеграции в области телекоммуникаций вырос на 16% и составил 600 млн. долл. Если РБК оценивает динамику всего рынка системной интеграции в 17–20% в год, то сами компании-участники отмечают более высокие темпы роста именно в секторе телекоммуникаций. По данным проведенного в прошлом году исследования CNews Analytics, 47% опрошенных компаний-интеграторов и разработчиков ПО не считают этот сегмент насыщенным, а 13% не ожидают быстрого его насыщения.

Степень насыщения рынка интеграции в сфере телекоммуникаций

Степень насыщения рынка интеграции в сфере телекоммуникаций

Источник: CNews Anaytics, 2002

90% опрошенных телекоммуникационных компаний предпочитают работать с теми интеграторами, которые уже выполняли для них проекты ранее. И по данным респондентов, около 90% работают с одними и теми же интеграторами не менее 3-х лет. При выборе партнера-интегратора телекоммуникационные компании как потенциальные заказчики в первую очередь рассматривают обоснованность затрат на проект и собственно опыт интегратора. Немаловажными аспектами заказчики признают наличие отраслевой специализации, сертифицированного персонала, а также широкую базу предлагаемых решений и лицензионную линейку.

Услуги интеграторов для телекома и средняя стоимость проекта

Вид услуги % компаний, предлагающих услуги Средняя стоимость проекта, тыс. долл.
Решения для телекоммуникационных операторов:
  • магистральные маршрутизаторы серий 7200, 7500, 12000
  • коммутаторы для глобальных сетей IGX 8400, BPX 8600, MGX 8220, гарантирующие передачу мультимедийных данных различных видом
  • коммутатор локальных сетей Catalyst 5000 и LS 1010
  • универсальные
  • 100130
    Корпоративные сети передачи данных, СКС, оптоволокно 87450
    VPN87212
    Офисные АТС8780
    IP-телефония81136
    Особенные структуры телефонии предприятия (радиально-кольцевая, спутниковая)69870
    ISDN69200
    Call-центры69100
    Видеоконференции69125
    Биллинговые системы69220
    Беспроводной интернет50435
    ADSL56115
    FMC38-

    Источник: данные компаний, опрос CNews Analytics

    Как утверждают респонденты, интеграционные проекты в области телекоммуникаций выполняются примерно в равных долях универсальными и специализированными интеграторами. Достаточно часты прецеденты совместного выполнения проектов теми и другими. Средний срок выполнения телекоммуникационного проекта составляет 1 год.

    Получить более подробную информацию о развити российского рынка интеграторских услуг в области телекоммуникаций можно в специализированом обзоре, подготовленном Департаментом Консалтинга РБК:

    Отчет по теме:
    рынок интеграторских услуг в области телекоммуникаций  Рынок интеграторских услуг в области телекоммуникаций

    Наиболее актуальными ИТ-решениями для российского телекома по-прежнему остаются решения в области информационной безопасности (VPN и защита информации), IP-телефонии и биллинга. В области управленческого ПО операторы заинтересованы во внедрении CRM ввиду очевидной клиенто-ориентированности бизнеса.

    Акутальность ИТ-решений для телекоммуникационных компаний

    Акутальность ИТ-решений для телекоммуникационных компаний

    Источник: CNews Analytics, 2002

    2002 год оценивался департаментом консалтинга РБК, как период реструктуризации и обновления российского компьютерного и телекоммуникационного рынка. Эти процессы продолжаются и сегодня, в полной мере затрагивая отрасль системной интеграции. Прогнозируя устойчивый рост на рынке телекома, эксперты также уверено говорят о динамичном развитии рынка интеграторских услуг для этого сегмента в ближайшие годы.

    Учитывая активное взаимодействие российских интеграторов с телекоммуникационными компаниями в последние 3 года, аналитики периодически заявляют о скором исчерпании его потенциала. В самом деле, на данный момент большинство серьезных игроков уже имеют адекватного уровня разветвленную ИТ-инфраструктуру. Однако темпы роста самих операторов заставляют их постоянно совершенствовать и модернизировать свою ИТ-систему и, следовательно, внимательно следить за высокотехнологичными новинками рынка.

    Мария Попова / CNews Analytics

    ТехноСерв А/С

    Леонид Винокуров: В телекоме антинома инвестиций и роста спроса на услуги развивается в крайне сжатые сроки

    Леонид ВинокуровТелекоммуникационные компании постепенно становятся наиболее привлекательными клиентами на рынке интеграции, несмотря на всю специфику и сложность выдвигаемых ими технологических требований к решениям. Особенности работы системного интегратора с традиционными и альтернативными операторами связи отмечает в интервью CNews.ru Леонид Винокуров, заместитель председателя совета компании ТехноСерв А/С.

    CNews.ru: Каких изменений в развитии технологических политик телеком-операторов следует ожидать по окончании передела собственности в отрасли, на ваш взгляд?

    Леонид Винокуров: Упомянутый вами «передел отрасли» — процесс естественный, в особенности на фоне сверхдинамичного развития национального телекоммуникационного рынка. Чрезвычайная востребованность высокотехнологичных услуг вообще и телекоммуникационных сервисов, в частности — фактор объективный, именно он определяет темпы и динамику развития отрасли.

    Все отечественные игроки рынка телекоммуникационных услуг сейчас решают насущный вопрос об увеличении своей доли на рынке. Они могут, конечно, пойти по пути демпингов или ценовых войн, но ограниченность этой тактики не вызывает сомнений. Поэтому самое разумное решение заключается в введении новых высокотехнологичных сервисов. И именно по этому пути идет в последнее время большинство отечественных операторов связи.

    Разумеется, эта стратегия реализуется параллельно со стремлением операторов максимально снизить корпоративные затраты. Так или иначе, эти процессы связаны с новыми технологиями и, соответственно, регулируются за счет технологической политики операторов. Именно эту концепцию — внедрение технологий, обеспечивающих новые сервисы, и новых технологий снижения затрат операторов на производство — сейчас продвигают все системные интеграторы отечественного телеком-рынка, включая ТехноСерв А/С.

    Полный текст интервью

    КРОК

    Наталья Дьяконова: Все, что вы видели в фантастических фильмах, рано или поздно будет реализовано

    Наталья ДьяконоваНа вопросы отвечает Наталья Дьяконова, директор департамента телекоммуникаций компании КРОК.

    CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития мультисервисных сетей в России, каков потенциал их использования?

    Наталья Дьяконова: С каждым годом мультисервисных сетей становится все больше. Это происходит из-за неоспоримых преимуществ этих технологий — их применение позволяет компаниям, по мере появления новых задач, с минимальными затратами внедрять системы видеоконференций, IP-телефонии и других мультисервисных приложений.

    Для территориально-распределенных организаций, которые тратят значительные средства на обеспечение связи внутри компании, экономический эффект от создания мультисервисной сети подсчитать очень просто. Кроме этого, зачастую каналы, предоставляемые альтернативным операторами, в регионах значительно лучше, чем каналы традиционных телефонных компаний. Таким образом, использование передачи голоса вместе с передачей данных, при наличии качества сервиса в сети дает реальные финансовые и качественные преимущества. Большинство крупных компаний эти преимущества уже осознали и при строительстве своих сетей изначально закладывают эти возможности.

    Полный текст интервью

    Открытые технологии

    Сергей Калин: Неопределенность рыночной направленности телеком-операторов распыляет их маркетинговые усилия

    Сергей КалинВ интервью CNews.ru Сергей Калин, президент компании Открытые Технологии, анализирует ключевые тенденции в развитии рынка телекоммуникаций и особенности технологического развития отрасли.

    CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на развитие телекоммуникационного рынка России в настоящее время?

    Сергей Калин: На мой взгляд, можно выделить четыре главные тенденции: слияние групп предприятий, причем, именно групп предприятий; избыток технологий связи; качественно новые инвестиционные перспективы, которые открываются перед рынком связи; интенсифицирующийся передел рынка услуг связи.

    Слияние групп предприятий означает, во-первых, увеличение количественных характеристик, находящихся под единым менеджментом, на порядок. Я не ошибаюсь, действительно на порядок. Во-вторых — усложнение и увеличение структуры управления. То есть в два-три раза вырастают как пространственная распределенность, так и сложность иерархии. Увеличивается время прохождения управленческих воздействий и, соответственно, сбор необходимой управленческой информации. При этом такое слияние всегда вызывает усиление внутренней борьбы: конфликтуют личности, конфликтуют практики, конфликтуют соответствующие решения.

    Полный текст интервью

    РБК СОФТ

    Алексей Кузовкин: Русскоязычные домены будут пользоваться все возрастающим спросом, их преимущества неоспоримы

    Алексей КузовкинИнтервью CNews. ru дал Алексей Кузовкин, вице-президент группы компаний РБК по ИТ и генеральный директор компании «РБК СОФТ».

    CNews.ru: Какие тенденции в информатизации телекоммуникационных компаний сегодня являются ключевыми на отечественном рынке?

    Алексей Кузовкин: Телекоммуникационные компании всегда находились на «переднем фронте» в отношении широкого использования информационных технологий: это, очевидно, связано с тем, что информационные технологии в телекоме не только служат инструментом ведения бизнеса, но и являются продуктом компании. Отмечу, что рынок телекоммуникационных услуг России в последние несколько лет находится в фазе активного роста. Увеличивается число абонентов, растет число новых компаний, на рынке появляются новые виды услуг. Конкуренция также увеличивается. Возникающие проблемы традиционны для быстрорастущих рынков и компаний: принятие правильной стратегии развития ИТ-систем, внедрение масштабируемых систем различной направленности (биллинга, учета неисправностей, работы с клиентской базой), использование эффективных систем управления проектами, систем бюджетирования и т.д.

    Отмечу, что информационные системы компании в фазу активного роста развиваются параллельно на основе различных стандартов и технологий. Поэтому многие пионеры рынка телекома сегодня уже столкнулись с проблемой интеграции внутренних систем друг с другом. Эту задачу они решают по-разному: либо путем полной модернизации системы, либо путем создания интерфейсов взаимодействия различных информационных систем.

    Полный текст интервью

    Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2003 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS