Европейцы идут на Восток

Иностранные ритейлеры присутствуют в России достаточно давно, изначально задавая во многом тон развития отечественной розницы. Однако говоря о расширении присутствия здесь международных сетей, подразумевают в основном европейские компании. Американский Wal-Mart продолжает откладывать свое появление в России, а постепенно сокращающуюся нишу активно заполняют немцы, шведы, французы и англичане.

Присутствие иностранного капитала в российском торговом секторе с каждым годом возрастает. Этому способствует и мощная финансовая поддержка со стороны западных банков, обеспечивающих льготные кредиты, и режим благоприятствования российских властей. А главным стимулом выступает потребительская активность населения — с 2003 года Россия входит в европейскую пятерку крупнейших потребительских рынков. Правда, на этот же фактор делают ставку и российские игроки, составляющие иностранцам серьезную конкуренцию.

Так, еще в 2002 году эксперты отмечали, что «Рамстор» в своих 15 магазинах продавал немногим меньше, чем «Перекресток» в 43. Как и большинство других иностранных торговцев, эта сеть превосходила по объему площадей и ассортименту российских «коллег», однако не могла похвастаться столь же высоким показателем оборота с 1 кв. метра. Отечественные предприниматели пытались выжать максимум прибыли (при минимуме издержек), а иностранцы привыкли довольствоваться гораздо меньшим ее уровнем. Подобное положение дел сохраняется, судя по всему, до сих пор — в 2004 г. оборот «Пятерочки» оказался практически равнозначен показателю немецкого MetroCash&Carry — 1106 млн. долл. против 1110 млн.долл.

Предполагается, что по мере роста доходов потребителей, их требования также увеличатся — и тогда наличие просторного торгового помещения окажется дополнительным конкурентным преимуществом. Отечественные дискаунтеры имеют это в виду, наращивая свои площади. Впрочем, как раз на эту нишу «пришельцы» с Запада практически не ориентируются. А жестокое противостояние наметилось и сохраняется в секторе гипермаркетов.

Из крупных международных розничных сетей в России представлены в основном европейские — и то далеко не все. Одним из первопроходцев на этом рынке была турецкая Ramenka, начавшая в 1997 г. программу строительства в Москве сети торговых комплексов "Рамстор". К 2003 года количество магазинов компании выросло уже до 24 — в Москве, Московской области и регионах.

Шведская ИКЕА, наметив выход в Россию еще в 1992 г., впервые появилась в подмосковных Химках только весной 2000 г. Через полтора года открылся еще один магазин в Москве, затем в 2003 г. — в Петербурге.

В конце 2001 г. в Москве появились 2 магазина немецкой сети Metro, построенные по прототипу болгарского проекта компании за 150 млн. долл. Через год к ним добавились еще 2 московских торговых центра, и один в Санкт-Петербурге — в 2003 г.

Французская сеть Auchan открыла свой первый российский гипермаркет-дискаунтер в сентябре 2002 г. Ее примеру вскоре последовала немецкая AVA, построив «на пробу» в Подмосковье Marktkauf (начало 2003 г.).

В 2004 году о своих планах дальнейшей экспансии в Россию заявили следующие западные сети:

ИКЕА объявила о строительстве объекта в Перми, в Саратовском районе, открытии еще трех торговых центров в Москве и одного — в Санкт-Петербурге.

Немецкая сеть строительных гипермаркетов OBI наметила выход на петербургский рынок — всего в Питере предполагается открыть четыре магазина сети. В течение пяти лет компания планирует построить 30 центров в Москве, Подмосковье, Петербурге и Екатеринбурге.

Kingfisher, английская торговая сеть, владеющая 570 магазинами в 9 странах Европы и Азии, заявляет о намерении в течение 10 лет инвестировать более $600 миллионов в развитие 60 гипермаркетов в Москве. Первый гипермаркет этой компании появится в России ориентировочно в 2006 г. под маркой Castorama.

Monsoon — английская компания, торгующая модной одеждой и аксессуарами, планирует выкупить семь магазинов у своего российского франчайзи, а также увеличить сеть вдвое до конца года. Компания вышла на российский рынок в 2002 г., заключив франчайзинговое соглашение с компанией “Анфорд”, шесть ее магазинов по торговле аксессуарами работало под вывеской Accessorize. За последний год (до мая 2005 г.) на развитие сети планировалось потратить 33 млн. фунтов стерлингов (около $60 млн.), что почти на 20 млн. фунтов стерлингов (примерно $36 млн.) превышает средний уровень ежегодных инвестиций за последние три года.

Marks & Spencer осторожно заявили о своих планах выйти на российский рынок в английской прессе и начали поиск российских франчайзи.

Rautakesko — финская компания, входящая в холдинг Kesko Corporation, объявила о покупке петербургской сети магазинов товаров для строительства и ремонта «Строймастер». Kesko покупает 55% акций сети, ранее принадлежавшей ООО «Текс», за 8,3 млн. евро.

Marktkauf планирует увеличить количество своих магазинов до пяти в ближайшие три года.

Французская Leroy Merlin, открыв первый магазин в Мытищах в 2004 г., сразу же приступила к строительству еще двух объектов в Москве и Помосковье.

Auchan в течение пары лет рассчитывает открыть 7-8 гипермаркетов на территории Москвы, инвестируя в проект около $300 млн.

Metro идет в регионы и открывает пилотные магазины в Ярославле, Казани, Самаре, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Инвестиционная программа на 2004 год была заявлена в размере 150 млн. евро. В 2005 году ожидается открытие магазинов Metro в Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Волгограде, Краснодаре и Набережных Челнах.

Турецкая Ramenka планирует в течение 2-3 лет открыть 15 магазинов «Рамстор» в России, инвестируя в региональную экспансию 150 млн. долл. Планируется расширить сеть гипермаркетов в Москве, открыть магазин в Ростове-на-Дону, два магазина в Санкт-Петербурге, второй магазин в Казани и второй супермаркет в Красноярске.

Американцы медлят

Слухи о том, что на российский рынок выходит крупнейший мировой ритейлер — Wal-Mart — появились с начала 2003 г., однако до сих пор американская сеть так и не предприняла конкретных шагов в этом направлении. В 2004 г. распространялась противоречивая информация о том, какая из российских столиц первой будет удостоена визита американцев — Москва или пока менее насыщенный рынок Петербурга.

Официальные планы Wal-Mart на 2005 г. предполагали открытие более 200 супермаркетов в США и более 150 за рубежом — без перечисления конкретных стран и объемов розничной экспансии. Аналитики сразу же предположили, что наиболее приоритетными рынками станут страны Восточной Европы и СНГ. Учитывая, что российский розничный сектор, по сравнению с западноевропейским, пока далек от насыщения, отечественные эксперты не рассматривают приход сюда даже столь большого игрока как повод для существенного изменения в сложившейся расстановке сил.

Считающийся одним из основных «доноров» американской экономики, Wal-Mart (ежегодные доходы которого оцениваются сегодня более 250 млрд. долл.), долгое время концентрировался исключительно на внутреннем рынке плюс соседних государствах (Мексика, Пуэрто-Рико, Канада, затем Аргентина и Бразилия). Выход в Европу был связан с обозначившимся насыщением розничного рынка США, а также участившимися обвинениями в его монополизации. Чтобы обезопасить свой бизнес, Wal-Mart предпринял попытку диверсифицикации продаж за счет иностранных вложений. Следующим его шагом, после открытия магазинов в Германии и Великобритании, эксперты обозначают незамедлительное инвестирование в Россию (наряду с Хорватией, Словенией, Словакией и Латвией).

По мнению А.T. Kearney, России пока удается удерживать лидирующую позицию в разработанном компанией Индексе развития розничной торговли по трем причинам: во-первых, страна значительно улучшила свое положение благодаря большей политической и экономической стабильности и приближению к вступлению в ВТО; во-вторых, розничная торговля здесь продолжает расти стремительными темпами, а рынок за пределами Москвы и Санкт-Петербурга еще весьма далек от насыщения; в-третьих, розничные компании активно развиваются по всей территории России.

В подобном контексте медлительность Wal-Mart кажется многим необъяснимой. Однако у американцев есть свои сдерживающие факторы. Главным препятствием официально называют невозможность подобрать подходящий для торговли и развитый инфраструктурно участок в Москве. В итоге американский игрок рискует появиться в России чуть ли не последним. Однако его, также как и французского гиганта Carefour, здесь продолжают ждать, связывая с увеличением присутствия иностранцев надежды на доминирование западных стандартов сервиса и цен в российской рознице.

CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS