Российская розница теряет инвестиционную привлекательность?

Несмотря на видимый рост отечественного ритейла, за прошедший год Россия уступила лидирующую позицию Индии в рейтинге привлекательности A.T. Kearney. В то же время соседняя Украина поднялась по итогам 2005 сразу на восемь позиций, заняв третье место. В столь жестких условиях использование ИТ может дать торговой компании существенные конкурентные преимущества.

В рейтинге привлекательности развивающихся рынков для глобальных торговых сетей консалтинговой компании A.T. Kearney Россия заняла в 2005 г. второе место. Два года подряд (2003-2004) отечественному розничному рынку было отведено первое место, но, похоже, потенциал роста значительно снизился. С другой стороны, РФ учитывается в этом рейтинге с 2002 г. и за все время еще ни разу не покидала пятерку самых перспективных стран.

За истекшие четыре года отечественному розничному бизнесу, с точки зрения экспертов A.T. Kearney удалось существенно снизить страновой риск, увеличить количество торговых площадей, оборот розничной торговли и количество международных розничных операторов.

Изменение положения России в рейтинге A.T. Kearney(GRDI)

Год

Место

Общий балл

Фактор времени

Риск страны

Современные торговые площади на душу населения. Привлекательность рынка

Количество международных розничных сетей на рынке. Насыщенность рынка

2005

2

99

80

52

58

71

2004

1

100

100

56

56

77

2003

1

72

87

51

95

76

2002

4

69

45

36

97

100

Источник: A.T. Kearney, 2005

Предполагается, что в следующем рейтинге Россия также займет высокое место, продолжая оставаться в пятерке самых привлекательных стран. В краткосрочной перспективе ситуация с инвестиционными рисками в регионе вряд ли сильно изменится. Количество же торговых площадей и иностранных сетей будет увеличиваться, оборот розницы вырастет. Тем не менее, указанные показатели за этот срок, скорее всего, не достигнут уровня ведущих развитых и развивающихся стран. Фактор времени, который означает скорость выхода компании на локальный рынок, постепенно становится одним из ключевых.

Глобальный индекс развития розничной торговли (Global Retail Development Index, GRDI) основан на статистических интервью с ведущими отраслевыми экспертами, а также опыте работы A. T. Kearney с розничными компаниями, присутствующими на рынках разных стран. Система оценки GRDI основана на двадцати пяти переменных величинах и четырех постоянных категориях: экономические и политические риски, привлекательность рынка, насыщенность рынка и фактор времени (соотношение темпов роста валового национального продукта и современных площадей розничной торговли).

Глобальный индекс развития розничной торговли (GRDI)

Место Страна Регион Страновой риск Привлекательность рынка Насыщенность рынка Фактор времени Общий балл
Коэффициент 25% 25% 30% 20% 100%
1 Индия Азия 62 34 91 80 100
2 Россия Восточная Европа 52 58 71 92 99
3 Украина Восточная Европа 46 34 82 90 87
4 Китай Азия 68 40 53 90 83
5 Словения Восточная Европа 83 52 43 68 82
6 Латвия Восточная Европа 67 49 51 79 81
7 Хорватия Восточная Европа 63 48 49 88 80
8 Вьетнам Азия 54 24 88 68 79
9 Турция Средиземноморье 51 56 66 65 78
10 Словакия Восточная Европа 73 52 33 90 77
 
Легенда 0=рискованно
100=безопасно
0=низкая привлекательность
100=высокая привлекательность
0=насыщен
100=не насыщен
0=нет спешки
100=быстрый выход
 

Источник: A.T. Kearney, 2005

Индия заняла первое место в 2005 год, благодаря положительным изменениям инвестиционного климата, вызванным тем, что правительство страны ослабило ограничения для иностранных инвесторов на владение акциями розничных сетей. Россия за последние несколько лет испытывала непрекращающийся поток иностранных розничных сетей, вышедших на внутренний рынок страны, что вызвало некоторое насыщение и сдачу лидирующей позиции. Наша страна все еще сохраняет свою привлекательность, но те розничные сети, которые еще задумываются о том, чтобы использовать Россию в качестве своей стратегической цели, должны действовать немедленно.

Страны Восточной Европы занимают 12 позиций в горячей двадцатке наиболее привлекательных направлений для инвесторов - Восточная Европа остается наиболее привлекательным регионом для освоения розничными сетями. Например, Украина прыгнула вверх на 8 строчек и заняла третье место, тогда как Босния-Герцеговина и Македония впервые были включены в горячую двадцатку лидеров в индексе 2005 года. Сразу же за лидерами списка, возглавляемого Индией, Россией и Украиной, в десятку вошли Китай, Словения, Латвия, Хорватия, Вьетнам и Турция.

Глобальный индекс развития розничной торговли (GRDI)

Источник: A.T. Kearney, 2005

Россия, отмечают A.T. Kearney, продолжает занимать столь высокое место благодаря своему активному экономическому развитию за последние несколько лет. Прежде всего, необходимо отметить снижение инфляции, увеличение ВВП и рост благосостояния населения. При этом отечественный регион характеризуется высокой численностью населения и быстрорастущим рынком потребления.

Елена Кудрина: Российские ритейлеры стремятся не только управлять, но и оценивать эффективность своей деятельности

Елена КудринаОсобенности развития рынка автоматизации российского ритейла в контексте сформировавшихся актуальных тенденций комментирует в интервью CNews Елена Кудрина, исполнительный директор компании FIT — France Informatique & Technologie.

CNews: Какие тенденции развития российского ритейла сегодня вы назвали бы ключевыми? Каким образом они получают отражение в вашей деятельности?

Елена Кудрина: Из всего спектра тенденций мне хочется выделить только самые яркие или те, которые в наибольшей степени проявились в последнее время. Речь идет о стремительном росте и межрегиональной экспансии российских сетей, росте популярности формата гипермаркет, увеличении числа процессов слияний и поглощений на российском рынке ритейла.

Если говорить о росте и межрегиональном развитии сетевых розничных структур, то здесь наблюдается два основных подхода. Те сетевые операторы, которые строят свой бизнес по «логистическому принципу», заложив в его основу построение масштабной системы дистрибуции товаров, развивают свои сетевые структуры следующим образом: сначала постепенно захватывают прилегающие к единому центру территории, затем завоевывают территории прилегающие к уже захваченным, и так далее. Они как бы “расползаются” в разные стороны, строя на своем пути не только магазины, но и распределительные центры (РЦ), придерживаясь строгих логистических правил, рассчитывая протяженность “плеча”, то есть расстояния между удаленными магазинами и пополняющими их запасы РЦ. В основном, это сети дискаунтного типа, где ассортимент ограничен, а региональная специфика практически не учитывается. Ярким примером является сеть «Копейка», которая вышла в Тулу, Калугу и другие удаленных от столицы города, перешагнув этим летом рубеж в 100 магазинов, средней площадью 800-1000 кв. метров. Как правило, данный тип сетевых операторов стремится сохранить жестко централизованный принцип управления, с максимальным снижением издержек на логистику и аппарат управления, а относительно ограниченный ассортимент позволяет им практически все товары “прогонять” через РЦ. Построить такую систему распределения не просто. Во многом помогает правильный подход к автоматизации — применение централизованной архитектуры информационной системы, работа в реальном режиме времени, возможность быстрого сбора данных с распределенных в пространстве нескольких регионов магазинных POS-терминалов.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS