ИТ-расходы на мировую розницу уснули

Затраты мировой розницы на ИТ, по данным Gartner, составляют около $100 млн. Однако показатели роста оставляют желать лучшего. Этот показатель увеличился за последний год всего на 5%. Автоматизировав ключевые бизнес-процессы, данный сектор сегодня не стремится резко увеличивать свои расходы на инновации.

Мировая розница уже практически не увеличивает свои затраты на ИТ. В последние годы в Gartner отмечают даже небольшое сокращение темпов роста этого показателя. Так, если в 2003 г. ИТ-затраты ритейлеров в мире увеличились на 6%, за 2004 г. рост составил уже 5,4%. В 2005 г. не превысил 4,4% и примерно столько же составит в 2006 и 2007 гг.

Аналитики связывают столь стабильную ситуацию с достижением точки насыщения ИТ в отрасли, считающейся одной из наиболее восприимчивых к автоматизации бизнес-процессов. Большую часть своих потребностей в «железе» и ПО этот сектор уже покрыл, а внедрять инновационные решения, до того как они получат широкое распространение на рынке, пока не спешит. Так, впрочем, было всегда — Gartner считают розницу достаточно консервативной в том, что касается адаптации и освоения новых технологий. В итоге, RFID до сих пор тестируют только немногочисленные сети-«гиганты», и массового внедрения технологии в ближайшие годы никто не прогнозирует.

Динамика затрат на ИТ в мировой рознице (млн. долл.)

2003

2004

2005*

2006*

2007*

2008*

Крупные розничные сети

14 236

15 094

15 939

16 713

17 433

18 145

Продовольственная розница

16 565

17 458

18 408

19 127

19 968

20 863

Рестораны и отели

13 110

13 936

14 530

15 238

15 776

16 441

Специализированные сети

39 831

42 217

44 656

46 608

48 777

51 011

Розница Всего

83 741

88 703

93 533

97 687

101 953

106 460

* Прогноз.

Источник: Gartner, 2005

Структура ИТ-затрат мировой розницы, по данным Gartner, также не претерпевает в последние годы существенных изменений. Значительнее всего инвестируют в ИТ специализированные торговые сети—чуть более 47%. В этой нише наиболее обострена конкуренция, и поэтому изыскиваются самые разные способы повышения оборота и снижения издержек. «Большая» розница (магазины существует форматов Cash&carry, гипермаркеты) тратят на информатизацию около 17%, продовольственные супермаркеты — 20%.

Структура ИТ-затрат мировой розницы, 2004

Структура ИТ-затрат мировой розницы, 2004

Источник: Gartner, 2005

ИТ-затраты российского розничного сектора составляют, по оценкам Gartner, менее 1% от общемирового показателя. Инвестируя в ИТ не так уж много на глобальном фоне, российская торговля, тем не менее, не испытывает критичного дефицита в программных и аппаратных продуктах. Средний уровень автоматизации отечественной розницы местные эксперты оценивают, в большинстве своем, как адекватный состоянию развития самой отрасли в России. Западные же игроки отмечают факт некоторого отставания от европейской или американской планки. Так, российские торговые сети относительно недавно начали осваивать решения в области управления складами и цепочками поставок, в то время как крупнейшие мировые игроки сегодня ищут пути повышения эффективности уже не один год используемых систем этого класса.

Динамика мировых затрат розницы на ИТ и доля российской розницы

Соотношение затрат на ИТ розницы в мире и в России

Источник: Gartner, 2005

В перспективе до 2008 г. аналитики Gartner не ожидают существенного увеличения темпов роста ИТ-бюджетов мировых ритейлеров. При этом сам показатель расходов на информационные технологии в этой отрасли превысит 100 млн. долл. В структуре затрат сохранится доминирующая доля специализированных сетей и продовольственной розницы, которые продолжат активно инвестировать в информатизацию.

CNews Analytics

Александр Усов: Многие программные продукты сегодня уже не удовлетворяют потребностям торговых предприятий

Александр УсовНа вопросы СNews отвечает Александр Усов, заместитель генерального директора компании «Пилот».

CNews: Какие изменения вы отмечаете за прошедший год на рынке автоматизации российской торговли? Как вы оцениваете его динамику в контексте более ранних показателей?

Александр Усов: В целом сохраняется общий достаточно высокий уровень автоматизации и оснащенности российских предприятий. Как и раньше, мы оцениваем его как второй по уровню оснащенности после банковского. Это определяется спецификой: большая масса потребителей (розничных покупателей), большой ассортимент товаров, большой объем транзакций, который необходимо обрабатывать, удовлетворяя потребительский спрос.

Происходит изменение состава предложения в соответствие с изменением спроса. Помимо традиционных решений, предлагаются более комплексные решения, охватывающие не только управление движением товара, но и другие аспекты деятельности торговых предприятий. Появляются предложения по решению наиболее сложных задач, возникающих перед торговыми предприятиями — в области управления цепочками поставок и других аспектов деятельности торговых предприятий.

На наш взгляд, общая динамика и темп роста рынка сохраняется и остается на уровне 20-30%. Рост в различных сегментах не симметричен. Крупные сетевые предприятия показывают более сильные темпы развития. Поскольку деятельность компании «Пилот» сосредоточена в области поставки решений для крупных и средних торговых предприятий, то динамика роста нашей компании продолжает оставаться на высоком уровне — более 40%

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS