ИТ-затраты российской розницы: рост гарантирован

По разным оценкам, в российской рознице до 3% от всех затрат приходится на ИТ. В ближайшие 10 лет ожидают увеличения последнего показателя до среднеевропейских 7-8%. Стимулировать процесс, вероятно, будет дальнейшее освоение российской розницей ERP-систем — внедрение систем этого класса обходится, как известно, значительно дороже, чем небольших профильных продуктов. В первую очередь это коснется специализированных сетей.

Внедрять полноценные системы ERP достаточно активно российская розница начала с 2003 г. С точки зрения экспертов это обозначило переход отрасли на принципиально новый уровень информатизации. Параллельно обозначилось практически безграничное поле для ИТ-проектов в российской торговле. С одной стороны, разросшиеся сети начали переходить на более мощные системы. С другой стороны, региональные компании стартовали фактически с ИТ-«нуля».

Затраты на ИТ в российской торговле оценивались в 2004 г. в пределах 1% от оборота. Сейчас эксперты говорят об увеличении бюджетов сетей до  3-4%. По мере того, как этот показатель выравнивается до европейского , темпы роста затрат отрасли на информатизацию сокращаются.

Так, если в 2003 г., по данным Gartner, объем денежных вложений в ИТ российской розницы увеличился на 29,3%, по итогам 2004 г. рост составил уже 25,5%. Прогнозируется, что в 2005 г. он не превысит 17%, а к 2008 г. снизится до 7,6%. Впрочем, в мировой рознице, для сравнения, рост за 2004 г. составлял 5,4%, а к 2007 г. его темпы снизятся, предположительно, до 4,4%.

Динамика ИТ-затрат розницы, в мире и в России

Динамика ИТ-затрат розницы, в мире и в России

Источник: CNews Analytics, данные Gartner, 2005

Подобная же динамика ИТ-затрат будет наблюдаться и в секторе крупных розничных сетей, на который в 2004 г. приходилось 13% общего объема денежных вложений в ИТ российской торговли. Показатель роста в 28% по итогам 2004 г. снизится к 2008 г., предположительно, до 8%. Аналогично, по прогнозам Gartner, сложится ситуация и в отечественной продовольственной рознице (21% от общего объема ИТ-затрат отрасли) — с 25,4% в 2004 г. показатель сократится до 7,6% в 2008 г.

Оба эти сектора, по мнению экспертов, развиваются в данный момент наиболее активно, привлекая внимание инвесторов. Важным фактором их удержания будет повышение прозрачности сетевого бизнеса, ради чего многие игроки этого рынка инициируют масштабные ERP-проекты.

Затраты на ИТ российской розницы (млн. долл.)

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Крупные розничные сети

57

73

92

108

121

130

Продовольственная розница

85

110

138

162

182

196

Рестораны и отели

41

52

66

77

86

93

Специализированные сети

224

289

362

425

476

512

Розница всего:

406

525

659

772

865

931

Источник: Gartner, 2005

Более всего в России, по мнению Gartner, тратят на ИТ специализированные сети (56%). Структура расходов отрасли в целом повторяет общемировую — на втором месте за ними идет продовольственная розница (21%), потом крупные сети (13%). Характерно, что существенных изменений в подобном распределении денежных средств вплоть до 2008 г. не прогнозируется.

Затраты на ИТ в российской рознице, 2004

Затраты на ИТ в российской рознице, 2004

Источник: CNews Analytics, данные Gartner, 2005

По ожиданиям Gartner, в 2005 г. российская розница потратит на ИТ $659 млн. Это 0,7% от прогнозируемого общемирового показателя. Заметно уступая регионам EMEA или Северной Америки по обороту и ИТ-бюджету, отечественная отрасль, тем не менее, скрупулезно следует проторенной ими дорогой. ИТ-стратегии торговых сетей выстраиваются если и не по шаблону, то с явной оглядкой на западный опыт. Эксперты склонны оценивать эту тактику позитивно — таким образом многим удается избежать серьезных ошибок и быстрее выйти на тот уровень, к которому американцы или европейцы шли десятилетиями.

В настоящий момент ИТ-отставание российской торговли от западной не столь уж велико. В среднем, считается, что разрыв в адаптации технологических инноваций составляет 1,5-2 года. Исходя из этого, собственно, и делают прогнозы о буме тех или иных решений. Судя по прошлогодней ситуации в европейской рознице, российской торговле в ближайшее время предстоит освоить новые методы управления цепочками поставок, управления спросом и продвижением товаров, а также, возможно, наконец, приобщиться к RFID.

CNews Analytics

Тигран Атаян: На карте автоматизации российской торговли существует много «белых пятен»

На вопросы CNews отвечает Тигран Атаян, партнер департамента консалтинга компании «Делойт» в СНГ.

CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации торговли в мире и в России?

Тигран Атаян: Бизнес растёт, за ним подтягиваются процессы информатизации. Причём именно «подтягиваются», поскольку бизнес в большинстве случаев развивается без оглядки на ИТ. До сих пор не преодолён определённый психологический рубеж и нет понимания того, что можно получить от информатизации, кроме автоматизации рутинных процедур. Пока мне кажется, что проекты по внедрению систем рассматриваются не как бизнес-необходимость, а скорее как техническая необходимость. В этой связи, к сожалению, пока данными проектами в основном занимаются ИТ-директора.

CNews: Какая доля приходится сегодня на ИТ в бюджетах торговых компаний? Как, по вашим наблюдениям, можно оценить в данный момент соотношение затрат торговых компаний на программное и аппаратное обеспечение?

Тигран Атаян: В ситуации, когда ИТ рассматривается как вспомогательный процесс, основные затраты идут на аппаратное обеспечение. Постоянные затраты на поддержание инфраструктуры ИТ занимают очень небольшую часть в бюджетах российских торговых компаний. Можно говорить о долях процента от оборота. При реализации инвестиционных проектов общие затраты существенно выше, иногда даже на порядок, но всё равно они составляют лишь несколько процентов от общего оборота компании. И здесь соотношение затрат на аппаратное, программное, методическое обеспечение, обеспечение информационной безопасности, сопровождение и пр. является более сбалансированным. Иногда разовые затраты на инфраструктуру неоправданно высоки, что может быть связано с довольно простыми вещами, такими как, например, связь. Этот вопрос будет решен со временем, однако, с моей точки зрения, в настоящий момент данная проблема имеет место.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS