Розница заставляет поставщиков использовать RFID

Радиочастотные метки (RFID) уже начинают использоваться крупнейшими торговыми сетями, однако технология пока не вошла в число общепризнанных «фаворитов» мировой розницы. Ее внедрение связано с проблемами самого разного плана, от нелояльности поставщиков, до агрессивного сопротивления общественности.

Пионером на рынке RFID стал американский гигант Wal-Mart, пару лет назад начавший внедрять технологию в свой бизнес. Лидер не только американского, но и мирового ритейла обязал 100 своих ведущих поставщиков к 1 января 2005 г. отмаркировать товарные партии радиочастотными метками. Данное требование сторонники инновации расценили как необходимый стимул для ее продвижения на рынке. Ожидалось, что RFID постепенно вытеснит из торгового обихода штрих-код.

Производители могут размещать миниатюрные метки, содержащие информацию о продукте, на всех видах товаров, включая DVD, книги и продукты питания. Эта информация считывается специальными аппаратами на складах или магазинах, что позволяет довольно эффективно отслеживать перемещение товара, контролировать его запасы и предотвращать воровство.

Технологии радиочастотной идентификации уже взяли на вооружение лидеры мирового ритейла — вслед за американскими сетями Wal-Mart и Target, RFID внедряют крупнейшие британские и немецкие компании.

В одном из магазинов Metro в Германии завершилась установка полнофункциональной системы радиочастотной идентификации второго поколения. Поступающие паллеты с товарами, обозначенными RFID метками, считываются приемной рамкой-порталом производства Intermec. В считывающем устройстве используется ПО IBM, которое собирает и фильтрует данные, а затем интегрирует полученную информацию с ERP и складскими программами. Предварительно Metro провела тестирование оборудования отслеживания товаров совместно со своими ключевыми поставщиками — Gillette, Procter & Gamble, Kraft, а также при содействии IBM и Microsoft. С весны 2003 года полевые испытания проводились в так называемом «магазине будущего» — Extra, в немецком городе Рейнберге.

Вслед за Wal-Mart, Metro рассчитывает, что к концу 2005 года 100 партнеров сети будут осуществлять поставки по RFID, а через год их число увеличится до 300. Таким образом, на RFID-товары будет приходиться до 60-80% сетевого оборота.

Со своей стороны, британская Tesco в 2004 г. планировала оснастить RFID 30 распределительных центров и минимум 800 магазинов, уже поставив частично радио метки на одном из РЦ и в 20 магазинах. Tesco также пока использует технологию в основном на уровне паллет, отслеживая пути многоразовых поддонов с продуктами, подверженными воровству, стоимость которых превышает 8 фунтов.

Пример для подражания задан, и уже 70% мировых розничников, доходы которых превышают $5 млрд. долл., по данным совместного исследования Deloitte и Retail Systems Alert Group, внедряют (либо в течение 18 месяцев намереваются внедрить) какую-либо форму RFID. Большинство респондентов пока находятся на ранней стадии развития этих инструментов. При этом 72% компаний планировали инвестировать в технологию в 2004 г. не более $500 тыс., а 25% были готовы вложить до $10 млн.

Неочевидные выгоды

Оценить реальную отдачу от внедрения инновационной технологии на ранней стадии ее существования на рынке сложно. 30% респондентов Deloitte и Retail Systems Alert Group не связывают с внедрением RFID ожиданий по увеличению оборота — по крайней мере, в ближайшие 5 лет.

В долгосрочной перспективе розничные гиганты, идущие в авангарде ИТ, рассчитывают с помощью радиометок увеличить потребительскую лояльность и доверие. Возможность проследить товар по всей цепочке поставок гарантирует, что любой случай рекламации будет разрешен быстро и эффективно. Предполагается, что со временем RFID позволит оптимизировать складскую деятельность и логистику, высвободив порядка 50% временных ресурсов.

Выгоду от использования технологии в краткосрочном масштабе уже начинает искать Metro. На первом этапе внедрения RFID в цепочку поставок, с тем чтобы отслеживать грузовые потоки и автоматически распознавать поставки по сопроводительным документам в трех розничных подразделениях, компания констатирует сокращение времени разгрузки — до 15-20 минут на машину. Кроме того, технология позволяет идентифицировать ошибки на ранних стадиях процесса поставки.

Очевидные проблемы

Лидеры мировой розницы рассматривают RFID как ключевую технологию развития своих цепочек поставок. Ее потенциал оценивается достаточно высоко, однако в целом индустрия пока не торопится начать массовый переход на радиочастотные метки. В первую очередь — ввиду дороговизны проектов и неоднозначности их эффективности.

Тот же Wal-Mart использует сегодня метки только на больших упаковках и паллетах. Те игроки, которые пытались просто копировать опыт американского гиганта, не разработав индивидуальной стратегии, столкнулись с большими сложностями в ходе внедрения. На консультантов им по большей части надеяться не приходится, так как последние редко и не очень охотно продвигают новые технологии на раннем этапе. Со своей стороны, производители RFID — среди которых много молодых компаний — не всегда хорошо понимают специфику и нужды торговли и не могут пока предложить специальных решений, под индивидуальные нужды конкретного предприятия.

Еще одна проблема на пути маркетингового продвижения RFID — недостаточно хорошее понимание преимуществ применения технологии, всей широты ее влияния на бизнес-процессы. Помимо управления поставками и защиты от краж, метки могут использоваться для бесконтактных платежей, промо акций и других способов продвижения товаров.

В результате, в Великобритании, несмотря на активное тестирование RFID сетями Tesco и Marks & Spencer, больше трех четвертей ведущих розничников не используют и не собираются использовать эту технологию. Вывод был сделан по результатам исследования Martec International. По тем же оценкам, в 2004 г. RFID использовали только 6% из ведущих 100 розничных торговцев, а 14% изучали возможности ее применения. При этом 4% компаний, начавших пилотные внедрения меток, не отказываются от планов дальнейшего развития систем.

В США, несмотря на сильное давление Wal-Mart, поставщики сети тоже пока не спешат поголовно перейти к применению RFID. Вместо того чтобы закупать необходимое оборудование и ПО (речь здесь идет о миллионных инвестициях), многие из них просто размещают метки на минимально требуемом количестве товаров в надежде, что это удовлетворит американского гиганта. Только 20% поставщиков Wal-Mart, обязанных применить технологию, считают себя в настоящий момент к ней готовыми. В среднем каждый инвестировал в технологию всего $1-3 млн., вместо ожидаемых $13-23 млн.

Помимо финансового, есть еще и этический аспект проблемы. Отдельные организации, представляющие интересы потребителей, уже объявили бойкот тем ритейлерам, которые начали осваивать RFID. Технология подвергается критике из соображений свободы личности. Поскольку метки позволяют отслеживать предметы личного пользования (одежду, бумажники, рюкзаки и т.д.), для покупателя существует потенциальная угроза «попасть» под контроль «Большого брата». В итоге, британская потребительская организация CASPIAN выступает против Tesco, а в Германии Extra Future Store (проект Metro) подвергся массированной критике со стороны гражданских групп по защите прав человека и потребителей.

Как и большинство инновационных (так называемых, трансформационных) технологий, RFID вызывает пока самые противоречивые реакции со стороны потенциальных пользователей и общественности. В целом мировой ритейл, видимо, не совсем готов к ее активному освоению — ни материально, ни психологически. Однако по мере роста понимания всех перспектив технологии и возможностей ее окупаемости, на рынке сформируется достаточный спрос, чтобы стимулировать массовое производство и снижение стоимости меток.

Михайло Грищенко / CNews


Дмитрий Галактионов: В применении RFID в рознице пока нет насущной необходимости

Дмитрий ГалактионовИнтервью CNews дал Дмитрий Галактионов, технический директор компании «АСТОР ВЦ»

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют сегодня на рынке информатизации торговых предприятий в России?

Дмитрий Галактионов: Начнем с того, что торговые компании всех уровней сегодня четко осознают необходимость тратить деньги на информатизацию. Фирмы понимают, что без ИТ работать сложно, поэтому в бюджеты торговых предприятий изначально закладывается затратная статья на ИТ-составляющую бизнеса.

Вторая тенденция — меняется подход к оптимизации бизнес-процессов. Заказчики понимают, что система должна не только поддерживать учетные функции, но и повышать эффективность предприятия, работать по принципу замкнутого контура управления, предлагать решения, поддерживать все основные бизнес-процессы. Эта тенденция характерна не только для Москвы. Например, в регионах скорость приобретения дополнительных возможностей автоматизированных систем даже выше, чем в столице.

Кроме того, на рынке происходит некоторое смещение в сторону консалтинговых услуг. И накопленный интеграторами опыт позволит им качественно предоставлять этот вид услуг. Конкуренция среди игроков рынка автоматизированных систем для торговых компаний сегодня остается на прежнем уровне. Пока не наблюдается появления новых серьезных игроков. Ведь в развитие систем, в рекламную деятельность и маркетинг нужно вкладывать большие деньги.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS