Российская онлайновая торговля — менее 1% розницы

Оборот российской розничной торговли, по данным НАУЭТ, в 2004 году достиг $662 миллионов. Самыми популярными розничными товарами в Рунете сегодня остаются компьютеры, комплектующие, оргтехника и канцелярские товары.

На долю продаваемых в российских интернет-магазинах компьютеров, оргтехники, комплектующих и канцтоваров в 2004 г. пришлось $290 миллионов или около 44% продаж. Бытовая техника занимает порядка 27% продаж ($177 миллионов), продажи автомобилей и запчастей к ним 18% ($121 миллиона). По количеству заказов в день лидируют CD, DVD, MP3 — на них приходится в среднем по 180 запросов. Однако в силу невысокой стоимости этих товаров, доход от их продажи составил всего $28 миллионов. Всего же онлайновые продажи составляют пока менее 1% российской розничной торговли.

Рейтинг эффективности российских интернет-магазинов

Наименование

Сайт

Категория товаров иуслуг

Коэффициент
конверсии

1. Parter.ru

www.parter.ru

Билеты накультурные мероприятия

17,88

2. SendFlowers.ru

www.sendflowers.ru

Игры, игрушки, товары для детей, хобби, подарки, цветы

16,00

3. Planetashop.ru

www.planetashop.ru

Компьютерное оборудование икомплектующие

12,38

4. Мебельдом

www.mebeldom.ru

Товары иоборудование для дома(мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары

4,00

5. ShinaShop

www.shinashop.ru

Автомобили изапчасти

4,00

6. Vipmir

www.vipmir.ru

Игры, игрушки, товары для детей, хобби, подарки, цветы

2,50

7. ОЗОН

www.ozon.ru

Книги, газеты, журналы, СD, DVD, VHS

2,06

8. PCHome

www.pchome.ru

Компьютерное оборудование икомплектующие

1,91

9. RENINS.COM

www.renins.com/

Финансовые услуги

1,88

10. Выгодно.ру

www.vigodno.ru

Продукты питания, алкоголь, полуфабрикаты

1,71

11. Водовоз

www.vodovoz.ru

Продукты питания, алкоголь, полуфабрикаты

1,67

12. PalmStore.ru

www.hpc.ru

Компьютерное оборудование икомплектующие

1,20

13. Desten Computers

www.desten.ru

Компьютерное оборудование икомплектующие

1,00

14. Дом Мебели

www.mebel-club.ru

Товары иоборудование для дома (мебель, предметы интерьера, хозяйственные товары

1,00

15. Петарда.ру

www.petarda.ru

Игры, игрушки, товары для детей, хобби, подарки, цветы

1,00

16. Allsoft.ru

allsoft.ru

Программное обеспечение

0,84

17. Softkey

www.softkey.ru

Программное обеспечение

0,69

18. Oldi

www.oldi.ru

Компьютерное оборудование икомплектующие

0,64

19. Mamboo.ru

www.mamboo.ru

Спортивные товары; одежда, обувь и аксессуары

0,52

20. Техмаркет

www.tmr.ru

Бытовая техника иэлектроника

0,51

Источник: НАУЭТ, CNews Analytics, 2005

По данным исследования компании SpyLOG, опросившей сотрудников 400 интернет-магазинов, развитие электронной коммерции в Рунете тормозится из-за ряда факторов. Главным образом, ввиду отсутствия у большей части пользователей опыта покупок в Сети, недоверия к нетрадиционным формам торговли (28%), а также из-за проблем технического характера, таких, например, как сбои в работе провайдеров (23%).

В2В-по-русски

Российский бизнес-сегмент онлайновой торговли, по данным НАУЭТ, еще менее успешен, чем розница. Оборот B2B-площадок составил в 2004 г. всего $442 миллиона. Ситуация для развитых стран непривычная — там бизнес-сегмент традиционно опережает розничный по суммарным объемам сделок.

В России в секторе В2В с большим отрывом лидирует топливно-энергетический комплекс (покупки плюс продажи). По данным НАУЭТ, энергетики наторговали в онлайне за прошлый год на $348 миллионов. Примечательно, что основной объем продаж пришелся не на нефть и газ, а на оборудование и комплектующие к нему. На втором месте металлургия с оборотом в $42 миллиона, на третьем — универсальные площадки ($32 миллиона), которые торгуют различными товарами. Новая тенденция рынка — появление мелкооптовых площадок по распространению компьютеров. Впрочем, их обороты пока невелики — $6, 2 миллиона.

Отрасль торговли

Удельный вес по числу В2В ресурсов, %

Многоотраслевые площадки

42

Нефть, нефтегазовое оборудование

10

Потребительские товары

9

Компьютерные комплектующие

8

Металл, металлопрокат

7

Продукты питания

6

Финансовые услуги (Интернет-банкинг, страхование, лизинг и др.)

6

Лесная промышленность

5

Авто, техника, запчасти

4

Электротехническая продукция

3

Источник: НАУЭТ, 2004

Большинство российских B2B-ресурсов принадлежит продавцам (61%). Почти треть (31%) В2В-сайтов — посреднические и всего 8% созданы покупателями. Основная часть центральных офисов торговых В2В-площадок расположена в Москве (64%), Санкт-Петербурге (9,5%), Новосибирске (6,7%), Омске (4,4%), Красноярске (4,4%), Екатеринбурге (2,2%), Казани (2,2%).

Целевые группы торговых В2В площадок в России

1. Поставщики

Производители товаров и услуг — 38%

Компании посредники — 59%

Частные предложения — 3%

2. Покупатели

Крупные компании — 64%

Средние компании — 24%

Мелкие компании — 12%

Источник: НАУЭТ, 2004

В числе поставщиков российских B2B-ресурсов 38% приходится на производителей товаров и услуг, 59% — на частных посредников. Среди покупателей доминируют крупные компании — 64%. Покупки в сети малого бизнеса составляют по итогам 2004 г. 12%.

Юлия Лю / Специально для CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS