Розница в России: актуальное состояние развития отрасли

Отличия розничной торговли собственной продукцией от розничной торговли приобретенными товарами и разделение их на виды деятельности в действующем российском законодательстве не установлены. В любом случае, розничная торговля определяется как один вид деятельности, в рамках которой в России активно развиваются секторы как продовольственные, так и непродовольственные. Увеличивается число магазинов уже существующих розничных сетей, растут продажи бытовой техники, мобильных телефонов, одежды, обуви, парфюмерии, фармацевтической продукции и т.д.

Немного о терминах

Предприятие розничной торговли определяется как имущественный комплекс для осуществления купли-продажи товаров, выполнения работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. (Для сравнения, предприятие оптовой торговли — торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.)

Вид предприятия розничной торговли — торговая компания, классифицированная по ассортименту реализуемых товаров. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров. Тип предприятия розничной торговли — предприятие определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей (например, универмаг, универсам, магазин "Ткани", "Продукты" и т.д.).

Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки. Торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Дистрибуторфирма, осуществляющая оптовую закупку определенных товаров у крупных промышленных фирм-производителей и сбыт товаров на региональных рынках (склады питания, одежды, техники и пр.). Как правило, дистрибутор располагает собственными складами, устанавливает длительные контрактные отношения с производителями, представляет фирму-производителя на региональном рынке, обладает преимущественным правом приобретать и продавать оборудование, новинки и т.д.

Основные типы торговых предприятий:

  • Сash&carry (площадь от 1500 кв. м, принцип мелкооптовой торговли — «Лента», «Metro»)
  • Гипермаркет (площадь более 2,500 кв. м, не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами — «O'Кей», «Максидом»)
  • Супермаркет (площадь от 400 до 2500 кв. м, более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса — «Перекресток», «Паттерсон»)
  • Дискаунтер (площадь от 300 до 900 кв. м, ассортимент продукции варьируется от 1000 до 4000 наименований, ходовые товары предлагаются по низким ценам — «Дешево», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси»)
  • Магазин «у дома» (небольшая торговая площадь — до 300 кв. м, часто имеет круглосуточный режим работы — «АБК», «Самохвал»)
  • Универмаг (универсальный магазин, реализующий широкий ассортимент непродовольственных товаров — «Московский», «Гостиный двор»)
  • Торговый дом (многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы — «ГУМ», «Москва»)
  • Бутик (небольшой магазин с узкой специализацией товаров).

Динамика показателей

2001: Доля торговых сетей на отечественном рынке составила 2,7% от всего оборота (оценка РБК). В целом оборот розничной торговли в России в январе-октябре 2001 г. вырос до 2,4014 трлн. руб. (данные Росстат), на 10,4% превысив показатели аналогичного периода 2000 г.

2002: Объем розничных продаж в России, по данным Business to Business Production Group, составил 98 млрд. долл., из которых 55 млрд. пришлось на продовольственные товары. Доля торговых сетей на рынке составила 4,5% (данные Росстат).

2003: Доля торговых сетей на рынке выросла до 8%   общего объема оборота. Сам оборот российской розницы увеличился на 8% к уровню 2002 г. Рост оборота торговых сетей начал происходить не только за счет Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга — активизировались и другие регионы. Доля неорганизованной торговли (включая уличную торговлю и рынки) сократилась до 25% по стране, в Москве этот показатель приблизился к 17%.

Структура розничной торговли в России, 2003

Структура розничной торговли в России, 2003

Источник: Агриконсалт, 2004

2004: По данным Минэкономразвития, розничная торговля доминирует в секторе производства услуг и составляет 20,5% от общего объема ВВП (на долю ТЭК в то же время приходится 12-13%).

Только в феврале 2004 года оборот розничной торговли в России составил 392,3 млрд. рублей — всего лишь в 3,4 раза меньше, чем за весь 2002 год. В целом за 2004 год оборот российской розницы составил 5 трлн. 565,5 млрд. рублей, что на 12,1% больше по сравнению с предыдущим годом (данные Росстат).

2005: Оборот розничной торговли в России в 1 квартале 2005 года составил 1 трлн. 486,8 млрд. рублей, что на 9,6% больше по сравнению с 1 кварталом 2004 г. (данные Росстат) По итогам 1 полугодия, показатель составил уже 3,1336 трлн. рублей — на 11,3% выше результатов за аналогичный период прошлого года.

Российский бизнес в европейском контексте

По оценкам IGD, Россия в 2003 году входит в пятерку крупнейших розничных рынков Европы. При его объеме в 150 млрд. долл. расходы на розничные покупки (на душу населения) составляют 1041 долл. Крупнейшими потребительскими рынками в Европе за указанный период стали Германия (207 млрд. долл. и 2 509 долл. соответственно) и Франция (186,5 млрд. долл. и 3 137 долл. соответственно).

Ведущие розничные рынки Европы (2003)

Страна Объем рынка,
млрд. долл.
Население
(млн.)
Расходы на розничные покупки
(на душу населения, долл.)
Германия 207 82,5 2 509  
Франция 186,5 59,4 3 137
Великобритания 186,2 58,9 3 164
Италия 141,1 57,9 2 436
Россия 150 144,1 1041

Источник: IGD Research & Estimates, 2004

По данным GfK, россияне значительно больше тратят на покупки на рынках или в небольших магазинах у дома, чем в гипер или супермаркетах (60% против 40%). В Восточной Европе стихийная торговля распространена сегодня гораздо меньше. Однако формат Cash&Carry там пока также не пользуется большим спросом — значительную часть своих покупок венгры и поляки, например, совершают в дисконт, супер и гипермаркетах. Тенденция к росту популярности сетевой розницы наблюдается параллельно и в России.

Распределение затрат потребителей по торговым каналам (Россия, Венгрия, Польша)

Распределение затрат потребителей по торговым каналам

Источник: GfK, 2004

Ожидается, что рост розничного сегмента в России будет продолжаться — чем дальше, тем больше за счет региональной экспансии сетей. При этом в ближайшие годы сохранится активное строительство гипермаркетов в Москве. Также намечается выход на отечественный рынок крупнейших мировых ритейлеров — не один год прогнозируют появление здесь, например, Wal-Mart и Carrefour. Оборот уже работающих в России иностранцев сегодня сопоставим с показателями отечественных сетей, а иногда и уступает им.

CNews Analytics, 2005


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS