Автоматизация торговли: вынужденная мода на SCM

Бизнес торговых компаний все больше ориентируется на интерактивность. Розничным сетям необходимо не только поддерживать постоянный контакт с клиентами, но и оперативно взаимодействовать с поставщиками. Соответственно, в отрасли растет спрос на программные продукты, оптимизирующие эти процессы. В результате SCM (Supply Chain Management — управление цепочками поставок) становится третьей ключевой аббревиатурой (после ERP и CRM) на рынке автоматизации торговых предприятий

Концепция SCM ориентирована на отслеживание товаров по всему логистическому каналу (от поставщиков до склада, от дистрибьюторов до розничных продаж). Появление этой методологии в 90-х гг. по революционности сравнивается экспертами с переходом в производственном менеджменте к концепции MRP II в 70-х годах. Сегодня это важный компонент бизнес-стратегии торговой компании, который рассматривается как источник снижения затрат и повышения прибыли.

Внедрение концепции SCM в бизнес-процесс означает формирование такой сети сбыта, в рамках которой гарантируется оперативная доставка товаров с минимальными издержками. Внедрение решений этого класса обеспечивает эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками с целью обеспечения их синхронизации в распределенных компаниях. Управление цепочками поставок направлено на создание оптимальных каналов взаимодействия с поставщиками, дистрибьюторами и конечным потребителем. С одной стороны, эти решения позволяют изучать спрос и предложение на рынке. С другой стороны, поддерживают планирование поставок таким образом, чтобы товар не залеживался на складе. Кроме того, з а счет SCM можно не только оптимизировать работу с поставщиками и логистику, но и снизить затраты, которые вносят определенную долю в себестоимость продукции.

Рынок SCM в Западной Европе (млрд. долл.)

Рынок SCM в Западной Европе

Источник: IDC, 2004

Двойственный ракурс SCM

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы — SCP (Supply Chain Planning — Планирование цепочек поставок) и SCE (Supply Chain Execution — Исполнение цепочек поставок).

Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков (APS — Advanced Planning and Scheduling). Сюда же входят системы для совместной разработки прогнозов относительно спроса и наличия продукции от поставщиков. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

В подгруппу SCE входят TMS (Transportation Management Systems – Системы управления перевозками) и WMS (Warehouse Management Systems – Системы управления складом). Первые позволяют сформировать оптимальный план транспортировки товаров и материалов (с учетом необходимых сроков поставок, возможных видов транспорта, графиков работы и т. д.), подготовить оптимальную схему загрузки транспортных средств, а также отслеживать грузы, находящиеся в пути. WMS-системы дают возможность контролировать заполненность складских площадей, задавать правила сортировки, упаковки и складирования грузов, оценивать состояние запасов в режиме реального времени.

SCM после ERP

Мнения специалистов относительно того, насколько обязательной «предтечей» SCM в компании является ERP , расходятся. Мировая практика SCM-проектов показывает, что до внедрения решений этого класса предприятию необходимо обеспечить довольно высокий уровень организации внутренних бизнес-процессов. Совершенно определенно внедрению SCM должно предшествовать создание базовой информационной инфраструктуры — хотя бы на уровне учетных систем.

Конечно, ситуация, когда в компании уже работает ERP-система и существует единое открытое внутрикорпорационное пространство, считается более выигрышной. В этом случае интеграция автоматизированных внутренних процессов с внешними произойдет достаточно быстро. Поставщики приложений SCM, как правило, разрабатывают интерфейсы к наиболее популярным системам ERP: например, у i2 есть стандартный интерфейс к продуктам SAP и Оracle.

Другой оптимальной альтернативой может стать внедрение ERP одновременно с функциональностью SCM. Часто даже в составе самой «тяжелой» системы — такую возможность предоставляют те же SAP и Оracle. Оценив всю привлекательность рынка SCM, эти компании активно развивают модули своих ERP, ориентированные на управление цепочками поставок. В этом случае, считается, что их интеграция с управленческими и учетными приложениями будет теснее.

Со своей стороны, производители специализированных средств SCM подчеркивают, что их ПО обладает большей гибкостью и лучше адаптируется к разнообразным бизнес-процессам заказчиков. Поскольку эти программные продукты изначально разрабатывались с условием последующей работы с самым широким спектром систем, их интеграционные возможности считаются не хуже, чем у модулей, входящих в ERP-пакеты.

Тем не менее, многие эксперты склоняются сегодня к тому, что наличие системы управления ресурсами на предприятии является для автоматизации управления поставками предпочтительным, но не обязательным. По крайней мере, отсутствие на предприятии ERP-системы не является препятствием для внедрения SCM-решений.

В рамках SCM-проектов основное внимание уделяется созданию единого информационного пространства, автоматизации процессов и анализу получаемой информации. Компании-заказчику могут потребоваться дополнительные консалтинговые услуги, которые позволяют обеспечить этот переход.

Преимущества для всех

Существует мнение, что лишь крупные компании, имеющие огромную сеть дистрибьюторов и поставщиков, нуждаются в системах SCM. Однако в реальности, как минимум, функциональность распределенного планирования ресурсов необходима и относительно небольшим компаниям. В том числе, интернет-магазинам, которые часто не имеют собственных складских помещений и работают с несколькими торговыми предприятиями, реализуя их товар.

Современные SCM-решения обеспечивают возможность собирать, обрабатывать, хранить и анализировать данные о спросе, динамике индивидуальных потребностей покупателей. На основе этой информации менеджерам легче прогнозировать спрос, формировать индивидуальные планы закупок для различных поставщиков, планировать производство и организовывать поставки так, чтобы максимально сократить все издержки.

Для поставщиков и других партнеров торговой компании SCM-решения также предоставляют преимущества, обеспечивая более качественный сервис. Заявки быстрее обрабатываются, появляется возможность контролировать процесс формирования заказа.

В цифрах эффект от внедрения SCM AMR Research оценивает следующим образом. Стоимость и время обработки заказа сокращаются на 20% — 40%, время вывода товара на рынок — на 15% — 30%. Закупочные издержки уменьшаются на 5% — 15%, складские запасы — на 20% — 40%. Прибыль же в контексте использования SCM может вырасти от 5% до 15%.

Андрей Сергеев / CNews Analytics

Дмитрий Казачков: Качество проекта автоматизации напрямую связывают со скоростью реакции

Дмитрий Казачков

Интервью CNews дал Дмитрий Казачков, управляющий компании «1С-Рарус».

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют сегодня на рынке информатизации торговых предприятий в России?

Дмитрий Казачков: Я могу прокомментировать направления развития информационных технологий в тех сегментах розничной торговли, где мы активно работаем уже много лет и имеем хороший опыт. Это два сегмента: Food Retail и Non-food Retail.

Для непродовольственной розницы характерна специализация торговли: одежда и обувь, книги и спорттовары, парфюмерия и бытовая химия, сотовые телефоны и техника для дома и т.д. Для таких заказчиков компания «1С-Рарус» разрабатывает специализированные решения, которые соответствуют бизнес-процессам этих предприятий. Например, салоны сотовой связи имеют схожие бизнес-функции, значительно отличающиеся от схемы работы аптеки или обувного магазина. Для салонов связи характерно ведение серийного учета товаров, продажа и активация контрактов, прием платежей в пользу операторов сотовой и стационарной связи, прием в гарантийный ремонт неисправного оборудования. Под потребности именно этих заказчиков компания «1С-Рарус» выпустила тиражный специализированный программный продукт «1С-Рарус:Магазин бытовой техники и средств связи».

Что касается тенденций информатизации предприятий «большой продуктовой розницы», то я обратил бы внимание на повышение интереса заказчиков к созданию комплексных систем управления собственным бизнесом. В предшествующие годы основные задачи заказчик видел в автоматизации операционной деятельности — в настоящее время эти функции уже реализованы во многих программах. Сейчас заказчики ожидают получить от информационной системы возможность управлять своим предприятием, в частности, поддерживать организацию процесса бюджетирования: планирование результатов, регистрация фактически произведенных операций и аналитическая отчетность, позволяющая сделать выводы на основе сравнения плана с фактом. Так, например, указанные функции реализованы в предлагаемом нами программном продукте класса «back-office» — «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары. ред.8» для платформы «1С:Предприятие 8.0».

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS