Автоматизация межрегиональной сети гипермаркетов «ЛИНИЯ»

Информация о сети гипермаркетов «ЛИНИЯ»

"ЛИНИЯ" — это вновь строящаяся межрегиональная сеть гипермаркетов, расположенная в центрально-черноземном районе России. В сеть входят два масштабных гипермаркета в Курске и Белгороде, каждый из которых имеет площадь 15 000 кв.м. и 31 POS-терминал в кассовой линии, и два супермаркета в Курске. Стратегическое направление развития сети — тиражирование объектов в формате гипермаркет с выходом в прилегающие к Курску регионы. Готовятся к открытию в текущем и следующем году как минимум четыре гипермаркета (два в Воронеже, один в Старом Осколе и один в Липецке). Причем гипермаркет в Старом Осколе будет открыт уже в ноябре 2005 года.

Основу информационной системы (ИС) сети «ЛИНИЯ» составляют системы GESTORI и DiAna. ИС имеет централизованную архитектуру с единым сервером БД, расположенном в Курске.

Цели и особенности проекта по автоматизации

Торговая сеть «ЛИНИЯ» корпорации ГРИНН состоит из 4 магазинов (3 в Курске и 1 в Белгороде) (по состоянию на 1 сентября 2005 года):

  • Гипермаркет (в Курске) площадью 15 000 кв.м, 31 POS-терминал;

  • Гипермаркет (в Белгороде) площадью 15 000 кв.м, 31 POS-терминал;

  • Супермаркет площадью 1 000 кв.м, 6 POS-терминалов;

  • Супермаркет в сочетании с cash&carry, площадь 4 000 кв.м, 12 POS-терминалов;

  • Готовятся к открытию гипермаркеты в Старом Осколе (в ноябре 2005 года), Липецке, Воронеже (в планах на 2006 год).

Начало развитию данной сети положило переоснащение в 2003 году первых двух супермаркетов в Курске. Однако уже в процессе подготовки проекта была правильно сформулирована задача: построение современной торговой сети, которая будет работать в условиях жесткой конкуренции. Для этого была применена соответствующая централизованная модель управления, позволяющая оптимизировать все бизнес-процессы, логистику, усилить контроль.

Когда задумывалось открытие первого, белгородского, гипермаркета (площадь 15 000 кв.м, 31 POS-терминал), да еще в другом, удаленном городе, руководство корпорации ГРИНН стояло перед выбором: сохранить централизованную или перейти к частично распределенной архитектуре ИС.

При таком выборе, как это часто бывает, играет роль существующий российский стереотип о неразвитости телекоммуникаций, что неизбежно приводит к проблемам передачи данных. Однако подобные трудности представляются надуманными и преодолеваются без существенных затрат. В реальности время использования и требующиеся ресурсы канала зависят от объемов передаваемых данных, которые велики при использовании системы репликаций (распределенная архитектура). Терминальные возможности СУБД Progress, которые использует GESTORI, позволяют избежать этого, существенно уменьшая объем информации для пересылки. Когда это становится ясно, вопрос выбора решается почти автоматически: ведь очевидно, что более эффективна централизованная система управления, построенная на централизованной архитектуре ИС.

Сегодня торговая сеть «ЛИНИЯ» работает под управлением курского центрального офиса. Расстояние между центральным офисом и некоторыми межрегиональными объектами управления — порядка 140 км. Однако ни расстояния, ни размеры магазинов не явились преградой для построения полноценной централизованной архитектуры информационной системы.

Важно отметить, что для учета в системе GESTORI применены средние закупочные цены, не всегда привычные для бухгалтерии. Данный метод учета является оптимальным для продовольственной розницы (в отличие от партионного учета, который снижает оперативность, гибкость и эффективность управления). Судите сами: например, для того, чтобы поступившая новая партия товара могла быть передана в торговый зал для продажи, при партионном учете необходимо предварительно обеспечить ввод в ИС приходных документов. Возникает задержка с началом реализации товара. Это критично для скоропортящегося товара, снижает оборачиваемость, приводит к потерям. Тогда как использование учета по средним закупочным ценам позволяет избежать такого рода проблем. После обмена опытом руководства корпорации ГРИНН с другими клиентами компании FIT, экскурсий к ним, опасения по поводу использования данного принципа исчезли, уступив место новым идеям по оптимизации учета и управления.

За много лет развития системы GESTORI в ней создан богатый набор функциональных возможностей, к которому может обратиться пользователь. В частности, отдел маркетинга имеет возможность в удобной форме управлять ассортиментом, осуществлять категорийный менеджмент, оценивать результаты промоушн-акций и других программ персонального маркетинга (CRM), что, в конечном итоге, позволяет выстраивать обоснованную стратегию позиционирования. Сотрудники отдела закупок заинтересованы в получении оперативных данных о товарных остатках и динамике продаж. Именно на основе этих сведений, руководствуясь заложенными в GESTORI алгоритмами, формируется автоматизированный заказ, который предлагается системой закупщику для экспертного рассмотрения и формирования окончательного заказа поставщику.

Для решения аналитических задач применяется специализированная аналитическая система поддержки принятия решений DiAna: Digital Analytics, основанная на использовании OLAP-технологий. Информация о розничных продажах является важнейшим источником для анализа основных показателей эффективности розничного предприятия. Она позволяет сформировать представление о покупательских предпочтениях, отслеживать реакцию клиентов на изменения в ассортименте, а значит, прогнозировать спрос и готовить соответствующие предложения для целевой группы покупателей, осознанно подходить к вопросам позиционирования торгового предприятия, эффективно управлять ассортиментом.

Результаты автоматизации сети гипермаркетов «ЛИНИЯ» на основе системы GESTORI

1. Достигнута гармония информационных и торговых технологий. Благодаря использованию системы GESTORI менеджмент сети гипермаркетов «ЛИНИЯ» получил следующие возможности и преимущества:

  • Единое информационное пространство для принятия решений в реальном режиме времени на основе актуальной, полной и непротиворечивой информации о логистических бизнес-процессах, происходящих в торговой компании.
  • Возможность проводить актуальные аналитические оценки по каждому объекту управления и по всему торговому предприятию в целом, что обеспечивает рациональное использование финансовых ресурсов для достижения наибольшей эффективности работы компании.
  • Возможность управления группой торговых компаний, работающих в рамках единой интегрированной логистической модели.
  • Возможность формирования оптимальной структуры аппарата управления путем его концентрации.
  • Минимальный трафик при работе по выделенным каналам связи благодаря использованию терминального режима доступа.
  • Возможность управления кассовыми аппаратами непосредственно из центра, используя удаленный резидентный интерфейс с кассовыми аппаратами, установленными в удаленных точках сети. При этом обмен информацией между системой GESTORI и POS-системами происходит без задержки работы кассира.
  • Возможность использования практически любой аппаратной платформы сервера, что может стать необходимым для масштабирования системы при росте торговой компании.
  • Возможность ускоренного запуска новых объектов торговой компании.

2. Управление сетью гипермаркетов «ЛИНИЯ» проводится максимально эффективно, потому что:

  • Управление логистикой всех объектов сети ведется менеджерами из единого центра, что обеспечивает их непосредственный контакт между собой и с руководством. Это позволяет оперативно принимать как тактические, так и стратегические решения. Каждый менеджер в такой схеме управляет находящимися в его ведении товарными категориями и объектами сети.
  • Управление товарными запасами и оборотными активами проводится централизованно. Один менеджер, управляя несколькими объектами, имеет оперативный доступ к информации по остаткам на этих объектах.
  • Управление ассортиментом и ценообразованием осуществляется из единого центра, что позволяет проводить гибкую ассортиментную и ценовую политику для удаленных объектов сети, например, в зависимости от их территориального расположения.
  • Реализация единой маркетинговой стратегии и программ персонального маркетинга проводится в масштабах всей сети из единого центра.

3. Достигнут экономический эффект от использования системы GESTORI за счет таких факторов, как минимизация издержек и повышение прибыльности в результате:

  • Возможности существенного снижения логистических издержек.
  • Минимизации затрат на аппарат управления.
  • Ускорения оборачиваемости вложенных средств путем оптимизации ценовой и закупочной политики.
  • Ускорения и повышения качества обслуживания покупателей, повышения уровня их лояльности.
  • Защиты от недобросовестных действий персонала.
  • Обеспечения минимальной совокупной стоимости владения (TCO) информационной системой за счет существенного снижения затрат на серверное оборудование и обслуживающий ИТ-персонал.

     

     

     

Информация о системе GESTORI

GESTORI — автоматизированная система управления внутренней логистикой сетевых торговых операторов:

  • Продовольственных (food) и непродовольственных (non-food)>
  • Региональных и межрегиональных, национальных и интернациональных
  • Моно- и мультиформатных, имеющих в своем составе:
  • супер- и гипермаркеты, в том числе DIY (Do It Yourself)
  • дискаунтеры
  • cash & carry
  • магазины аудио/видео продукции
  • РЦ, склады производителей пищевых продуктов

GESTORI — специализированный программный комплекс управления товародвижением в сетях супер- и гипермаркетов. Отличительные особенности: надежность, масштабируемость, использование платформ разработки промышленного класса, эффективный удаленный доступ к базе данных с использованием низкоскоростных каналов. GESTORI занимает одно из первых мест по соотношению функциональности и надежности к стоимости среди систем данного класса.

Созданная на базе промышленной СУБД, позволяющей использовать практически любую аппаратную платформу сервера, система GESTORI обеспечивает полный контроль и анализ всех видов движения товаров в режиме реального времени для розничных предприятий любого масштаба и степени сложности логистических задач (множество форматов, распределенность объектов сети на территории нескольких регионов, различные схемы построения цепочек поставок и т.п.).

GESTORI постоянно развивается: команда разработчиков компании FIT предлагает рынку систему, соответствующую требованиям современного ритейла и учитывающую новые технологии торговли. В числе последних разработок — аналитическая OLAP-система DiAna и подсистема управления логистикой склада класса WMS (Warehouse Management Systems), учитывающая и определяющая местоположение товаров на распределительных и дистрибьюторских центрах.

Гибкость и богатство функционала системы GESTORI объясняют стабильный рост спроса на нее со стороны ритейлеров. В рейтинге «TOP-50 крупнейших ритейлеров России», составленном в 2005 году газетой «КоммерсантЪ», каждая пятая продуктовая сеть использует систему GESTORI и является клиентом компании FIT. Примечательно, что все они без исключения улучшили свои позиции по сравнению с рейтингом 2004 года.

Информация об аналитической системе DiAna

DiAna — аналитическая OLAP-система поддержки принятия решений.

Решаемые аналитические задачи:

  • Анализ динамики продаж
  • Почасовой анализ продаж
  • АВС-XYZ анализ продаж
  • Анализ продаж на множестве чеков, сгруппированных по интервалам сумм покупок (Позиционирование)
  • Анализ динамики складских запасов

Бизнес-приложение DiAna: Digital Analytics от FIT построено на OLAP (On-Line Analytical Processing) -технологии многомерного анализа данных в режиме on-line. Программа помогает принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа продаж и динамики складских запасов. Причем делает это максимально быстро и наглядно. Например, формирование графика динамики продаж или складских запасов крупного торгового предприятия за год занимает несколько секунд.

Аналитическая система DiAna: Digital Analytics адресована тем, кто хочет иметь совершенную систему логистики и управления ассортиментом, активно использует ABC-XYZ анализ, посуточный и почасовой анализ динамики продаж. Пользователь может получить аналитику по определенному товару: одному или нескольким из многотысячного ассортимента, задать свои параметры, сформировать свою группу для анализа базы чеков любого множества магазинов. Модули программы позволяют правильно позиционировать торговое предприятие на основе анализа товарных чеков, оптимизировать товарные запасы.

Быстрота и наглядность — основное отличие системы DiAna от существующих на рынке аналогов. Дружественный, интуитивно понятный интерфейс позволяет получать отчеты в различных графических представлениях, выбирать максимально удобные и наглядные, мгновенно переключаться между ними. Эти возможности особенно востребованы при обработке больших массивов данных, когда очень важно не упустить логическую нить размышления.

DiAna рассчитана на постоянный рост числа решаемых ею задач, когда прогнозирование является естественным продолжением аналитики, а сама система служит инструментом поддержки принятия решений.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS