Сергей Русаков: Возможность реализации всех бизнес-задач на единой платформе все чаще определяет выбор ПО

Сергей РусаковНа вопросы CNews отвечает Сергей Русаков, управляющий центральным офисом внедренческого центра «1С:Бухучет и Торговля».

CNews:Как бы вы охарактеризовали ключевые ИТ-потребности оптовых торговых предприятий сегодня?

Сергей Русаков: На основании нашего опыта, для оптовых торговых предприятий можно выделить следующую тенденцию. Сегодня основное развитие оптовиков идет за счет выстраивания вертикально интегрированных сбытовых сетей в масштабах всей России. В связи с этим основной их потребностью, с точки зрения ИТ, является построение территориально-распределенных информационных систем, позволяющих осуществлять деятельность компании по всей стране в режиме реального времени или приближенного к нему и оперативно контролировать состояние бизнеса в каждой точке. Именно на решение таких задач ориентированы новые механизмы, реализованные в программной платформе «1С:Предприятие 8.0» и «1С:Предприятие 8.0 WEB—расширение». Например, наша компания в настоящий момент завершает несколько проектов по построению территориально распределенных систем, связывающих между собой в единое пространство офисы и представительства компаний, расположенных на территории всей России. А в последнее время достаточно активным спросом пользуется разработка WEB—доступа к корпоративным информационным системам из любой точки планеты.

Кроме того, одной из ключевых задач становится защита коммерческой информации, так как для торговой компании одним из важнейших конкурентных преимуществ является клиентская база. В условиях конкурентного рынка несанкционированный доступ к ней третьих лиц может обойтись оптовику в слишком большую цену.

CNews: Можно ли говорить о росте спроса на управленческие решения преимущественно со стороны крупных розничных сетей?

Сергей Русаков: Да, на текущий момент в условиях острой конкуренции наблюдается рост интереса к системам для повышения управляемости бизнеса со стороны крупных розничных сетей. Но говорить, что потребность в управленческих решениях есть только у крупных игроков рынка, не совсем правильно. Интерес наблюдается и у небольших организаций. Другое дело, что в зависимости от величины предприятия меняются требования к системам управления, и, соответственно, сильно различаются бюджеты на внедрение.

CNews: Как изменялись, по вашим наблюдениям, критерии выбора ИТ-решений в отечественном торговом секторе за последние годы?

Сергей Русаков: Как и на большинстве развивающихся рынков, в торговом секторе ИТ-рынка России в первые несколько лет основным критерием выбора решений была их цена — чем дешевле, тем лучше. При этом многие операции, связанные с настройкой и внедрением программы заказчик старался выполнить самостоятельно. Так, еще несколько лет назад большинство клиентов, купивших программный продукт, ограничивались небольшим заказом на настройку отдельных отчетов для руководства. А самым распространенным вариантом послепродажного сопровождения программ были разовые выезды наших специалистов по звонку заказчика. Другими словами, к профессионалам обращались только в тех случаях, когда «самим сделать не получилось».

Постепенно на первый план стали выходить такие факторы, как функциональность и масштабируемость системы, надежность поставщика и условия послепродажного обслуживания. Представители оптовых организаций стали понимать реальную цену внедрения, некоторые из них столкнулись с последствиями неудачных внедрений и, поэтому теперь все чаще проект целиком и полностью поручается специализированному внедренческому центру и лишь контролируется ИT-службой заказчика.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на выбор той или иной системы сегодня становиться требование к унификации программных решений, используемых клиентами. Возможность реализации всех бизнес-задач на единой платформе зачастую становится ключевым моментом при выборе программной платформы. Например, новая программная платформа «1С:Предпрятие 8.0» позволяет построить информационные системы практически любой сложности для решения подавляющего большинства задач. Многие наши клиенты на сегодня ставят для себя как стратегическую цель перевод всех имеющихся систем на единую платформу — «1С:Предпрятие 8.0», даже несмотря на наличие эффективных систем, но функционирующих на разных платформах. Такое стремление совершенно понятно — оно ведет к стандартизации ведения бизнеса, снижает эксплуатационные издержки и т.д.

CNews: Насколько широкое распространение имеет в этом секторе система тендеров?

Сергей Русаков: На сегодняшний день тендеры стали фактически стандартом при разработке новых информационных систем. Исключение составляют, пожалуй, случаи, когда заказчика и поставщика связывают длительные и успешные отношения, связанные с разработкой каких-либо других систем, причем именно с разработкой, а не с сервисной поддержкой.

Отвечая требованиям рынка, мы собираем информационные материалы о наших внедрениях с разбивкой по разных отраслям экономики, которые мы готовы предоставить по первому требованию клиента. Пакет таких материалов может включать справку о компании, опубликованные статьи по внедрениям КИС, опыт работы по какому-либо отдельному направлению, отзывы клиентов, данные по участию в тендерах и др. С радостью отмечу, что наш подход себя оправдывает, например, таким образом мы выиграли тендер по автоматизации сети магазинов беспошлинной торговли «Duty Free» в аэропорту «Шереметьево».

CNews: Какой подход сегодня наиболее распространен на этом рынке—развитие существующей системы при значительном росте бизнеса торгового предприятия либо ее замена на более функциональное ПО?

Сергей Русаков: По нашим наблюдениям, сегодня чаще происходит замена существующих систем на более функциональное программное обеспечение, что связано, прежде всего, с достаточно узкой функциональностью ранних версий систем (в основном это учетные системы, не позволяющие производить серьезного анализа) и практически полным отсутствием возможностей по масштабируемости. Кроме того, переход на новую информационную систему дает шанс руководству компании произвести переосмысление исторически сложившихся бизнес-процессов и оптимизировать свою деятельность. Так, например, с выходом платформы «1С:Предприятие 8.0» и типовых решений на ее основе многие компании начинают (а некоторые уже и завершили), проекты по переводу существующих информационных систем на эту платформу. Причем это совершенно не обязательно перевод решений с предыдущей платформы «1С:Предприятие 7.7», но и с абсолютно разных систем.

CNews: Насколько большой ресурс для развития заложен в российские программные продукты для ритейла по сравнению с иностранными отраслевыми решениями?

Сергей Русаков: Если говорить о сегменте оптовой торговли, то здесь шансы достаточно высокие, так как отечественные разработки гораздо более глубоко отражают специфику ведения отечественного бизнеса. Кроме того, для средних компаний вопрос цены все равно остается немаловажным. Плюс для отечественных систем гораздо проще найти специалистов по поддержке, особенно в регионах. Далеко не каждая, даже крупная компания может позволить себе использование московских, а тем более, иностранных специалистов. А решения на платформе «1С:Предприятие 8.0» остаются в доступном для конечного пользователя ценовом сегменте. Об этом красноречиво свидетельствует динамика продаж «1С:Предприятие 8.0 Управление торговлей» и проектов, реализуемых с использованием этого решения.

CNews: Насколько велик, по вашим оценкам, рынок CRM-решений в отечественной торговой отрасли?

Сергей Русаков: По нашим наблюдениям рынок CRM-решений находится пока в начальной стадии своего развития. Вместе с тем, топ-менеджмент многих российских компаний уже пришел к пониманию того, что с ростом конкурентной борьбы лояльность клиентов и увеличение клиентской базы достигается не только за счет ценовых факторов. Большое значение начинает приобретать индивидуальный подход к каждому клиенту, который выражается в сформулированном лично для него коммерческом предложении, порой, с учетом индивидуальных психологических особенностей контактного лица клиента, планирование и контроль взаимодействия с ним, и другие элементы CRM-стратегии.

Однако при этом среди операторов российского рынка еще не выработалось единого понимания того, какие задачи должна решать CRM-система, неясны и способы ведения взаимоотношений с клиентами, согласно CRM-стратегии. На сегодня доля внедрения стандартных (коробочных) систем невелика, поскольку, к сожалению, большинство предприятий пытается изобрести «велосипед» в виде собственной CRM-системы. Мы думаем, что в ближайшие несколько лет этот сегмент рынка претерпит значительные изменения, причем, в том числе изменения качественные, направленные на переход к стандартизированным решениям. Существенную роль в этом должно сыграть наличие стандартного CRM—модуля в типовых управленческих решениях фирмы «1С» — «1С:Предприятие 8.0 Управление торговлей» и «1С:Предприятие 8.0 Управление производственным предприятием» в силу массовой распространенности этих продуктов и непрерывно растущей динамики их продаж.

CNews: Как, по вашим прогнозам, будет развиваться российский рынок автоматизации торговли в ближайшие годы?

Сергей Русаков: Рынок будет расти достаточно быстрыми темпами, причем как в стоимости, так и в качественных показателях. Основные тенденции — увеличение значения качества предоставляемых услуг, упор на технологические аспекты, изложенные выше, сокращение числа поставщиков систем и расширение их региональных структур. Например, в нашей практике было значительное количество проектов по автоматизации предприятий, имеющих региональные представительства, в которых, помимо центрального офиса (Москва), принимали участие петербургский, самарский, красноярский или другие офисы нашей компании.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS