Денис Стороженко: Экстенсивный рост российской розницы будет постепенно снижаться

Денис Стороженко

На вопросы CNews отвечает Денис Стороженко, директор практики розничных решений Columbus IT Partner Russia.

CNews: Как изменились, по вашим наблюдениям, подходы к автоматизации в российских торговых сетях?

Денис Стороженко: В настоящее время розничная торговля в России переживает бурный рост, происходит усиление региональной экспансии крупных сетей. Как следствие — увеличивается оборот и число операций розничных компаний, что напрямую отражается на ИТ-сфере. Российским ритейлерам необходимы современные технологии и бизнес-решения, позволяющие поддерживать необходимый уровень ассортимента в каждом магазине сети, учитывать различные факторы при определении цены продажи, поддерживать взаимодействие с поставщиками, начиная от ведения ассортимента и заканчивая обменом документами. Все больше розничных компаний старается переходить к работе с поставщиками по, так называемому, принципу поставок «дверь в дверь», тем самым снижая товарный поток на собственных складах и акцентируя внимание на решении профильных задач и т.п.

Многие ритейлеры выбирают централизованный подход к управлению розничной сетью, что заставляет серьезно менять бизнес-процессы, подходы к автоматизации сети и консолидации данных. Зачастую необходимо пересматривать и стратегию развития информационной системы, а именно — смещать фокус с решения задач отдельных участков на достижение целей всей компании. В связи с этим интерес к ERP-системам продолжает расти. Кроме того, из своего опыта могу сказать, что вырос и приоритет проектов по внедрению ERP-систем, так как многие руководители рассматривают информационную систему как необходимый инструмент для развития конкурентных преимуществ компании.

Характерной приметой нашего времени стал интерес к инструментам аналитической отчетности или, если попытаться выразиться модно, BI-надстройке. Тут необходимо отметить, что западные розничные компании, в которых все бизнес-процессы уже давно оптимизированы и унифицированы (по сравнению с нашим рынком), могут во многих случаях использовать преднастроенные отчеты. Российским же компаниям трудно успеть за эволюционными изменениями бизнеса без возможности гибко менять и настраивать свою управленческую отчетность.

CNews: Какие тенденции доминируют сегодня, на ваш взгляд, на рынке информатизации ритейла — в мире и в России?

Денис Стороженко: На мой взгляд, сегодня задачи, стоящие перед западными и российскими розничными компаниями, сильно различаются. На насыщенном и устоявшемся западном рынке на первый план выходит обеспечение более полного удовлетворения возможных нужд покупателя, тогда как в России одна из основных целей информационной системы — позволить компании сохранить быстрые темпы роста.

Правда, нужно ожидать, что экстенсивный рост российской розницы будет постепенно снижаться, в связи с чем борьба крупных игроков за удержание старых и привлечение новых покупателей станет все более острой. Для победы в конкурентной борьбе ритейлеры прибегают к помощи новых бизнес-технологий и решений. Повышается востребованность услуг консалтинговых компаний.

В России все более активно используются международные бизнес-технологии, например, категорийный менеджмент, space-менеджмент и многие другие. Параллельно с этим на российском рынке идет процесс увеличения количества зарубежных розничных сетей, и нам сейчас очень полезен опыт западных коллег, в том числе и в вопросах информатизации.

На мой взгляд, рынок автоматизации российской розницы движется сейчас в правильном направлении, смещается акцент с выполнения учетной функции к реализации функции управления. Если еще недавно основными требованиями к ERP-системам были автоматизация регистрации закупок и заказов, то сегодня российские менеджеры склоняются к внедрению CRM, SCM, планирования, бюджетирования и других модулей или специализированных программ. Сейчас трудно найти розничную компанию, которая не использует разнообразные схемы повышения лояльности покупателей: дисконтные программы, подарки, развитие различных вариантов самообслуживания и т.п.

CNews: Насколько, по вашим оценкам, увеличились за последний год ИТ-бюджеты предприятий торговли?

Денис Стороженко: У всех, конечно, по-разному... Кто-то, может, и уменьшил свой ИТ-бюджет. В целом же тенденция к увеличению расходов на ИТ существует, и она оправдана. Как я уже отмечал ранее, приоритет и сложность задач, решаемых информационными системами, растет, и понятно, что за более сложную работу приходится платить больше. Кроме того, не хочу сглазить, но активно растут и обороты розничных сетей, а следовательно — появляется возможность, да и необходимость больше инвестировать в ИТ.

CNews: Какая доля приходится сейчас на ритейл в общем объеме клиентской базы Columbus IT Partner? Как изменялся этот показатель за последнее время?

Денис Стороженко: Розничная торговля всегда была в числе приоритетных направлений для нашей компании—как в России, так и во всем мире. Во многом это позволило нам стать разработчиком международного розничного решения в рамках новой инициативы Microsoft по созданию отраслевых вертикалей на базе Microsoft Axapta.

Наша компания осуществила более 50 проектов в сфере розничной торговли в разных странах мира. Поэтому сейчас одной из ключевых задач является консолидация мирового опыта, развитие и поддержка глобального отраслевого решения. Это очень интересная и перспективная задача, потому что, наблюдая за тем, куда движется розничная торговля на Западе, мы можем делать прогнозы относительно направлений развития российского рынка и предоставлять российским клиентам решения, не только учитывающие их текущие потребности, но и поддерживающие дальнейший рост бизнеса компании.

CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы вами за этот год в российских сетях?

Денис Стороженко: За этот год у нас было достаточно много крупных проектов, причем в совершенно разных сегментах розничной торговли, начиная от сети парфюмерии и косметики («Л’Этуаль») и заканчивая сетью, торгующей электронными компонентами и приборами («Чип и Дип»).

В компании «Л’Этуаль» были автоматизированы такие важные для розницы бизнес-процессы, как управление ассортиментом, ценообразование, планирование закупок и поставок. Розничная сеть «Чип и Дип» при помощи наших консультантов автоматизировала логистический и финансовый контуры компании.

В этом году завершился проект по автоматизации склада крупнейшей на рынке отделочных материалов сети магазинов «Старик Хоттабыч». Сейчас в завершающей стадии находится проект по автоматизации питерской розничной сети «Компьютер — Центр «КЕЙ». Продолжается сотрудничество и с сетью «ДИКСИ». Есть и совершенно новые клиенты — например, один из лидеров на отечественном обувном рынке, Carlo Pazolini.

CNews: Какие решения будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы торговыми сетями в ближайшие годы? Роста каких сегментов следует ожидать?

Денис Стороженко: Вряд ли мы сейчас можем точно спрогнозировать, какие изменения произойдут в розничной торговле через 5-10 лет. Очевидны лишь общие тенденции — укрупнение розничных сетей, увеличение их количества и усиление нагрузки на каждый магазин.

Рынок движется к тому, что в ближайшее время будут востребованы программы для управления предприятием, которые решают не только учетные, но и управленческие задачи: управление ассортиментом розничной сети, планирование закупок, оптимизация цепочек поставок, управление торговым процессом и т.д.

Уже сегодня системы с гибкими инструментами интеграции, позволяющие обмениваться информацией как внутри компании, так и с внешними контрагентами, показывают высокую динамику спроса. Мы предвидим также рост интереса к системам планирования и прогнозирования, управления ассортиментом и space-менеджмента.

Кроме того, в последнее время появляется все больше новых технологий, например, таких как технология радиочастотной идентификации — RFID. Соответственно, информационные системы должны будут поддерживать успешные технологические прорывы.

По поводу перспективных сегментов. Тут, на мой взгляд, Россию в скором времени ждет подъем на рынке автоматизации розничных сетей, торгующих одеждой, мебелью, товарами для дома. Пока еще уровень автоматизации этих сетей не так высок, как, скажем, в продуктовой рознице, но уже сейчас эти компании начинают осознавать потребность в современных ИТ, и, я думаю, что ситуация в скором времени выровняется.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS