Дмитрий Зверев: Магазинам России нужны «коробочные» ИT-решения

Дмитрий Зверев

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Зверев, коммерческий директор компании «Кристалл Сервис».

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка информационных систем для торговых предприятий?

Дмитрий Зверев: Рынок повзрослел: покупка и внедрение ИT-решения перестали быть самоцелью. Он стал четче: теперь ценятся внятные, обоснованные позиции, ориентация продукта на отдачу. Пристальное внимание уделяется качеству внедрения и сервису. Растет потребность в современных решениях, и в первую очередь — мобильных решениях.

Особо надо отметить повышение интереса к фронт-офису и к его отдельным задачам. Приходит понимание того, что функционирование торгового зала — зоны прибыли в ритейле — это самостоятельный уровень управления, со своими целями и потребностями. Очень многое в работе фронт-офиса определяет преимущества торгового предприятия в конкурентной борьбе.

Увеличение пропускной способности магазина, механизмы управления лояльностью, автоматизация мерчандайзинга могут сыграть существенную роль в достижении успеха. И для ИT-специалистов фронт-офис — обширное поле для деятельности.

CNews: Как изменялись, по вашим наблюдениям, ИТ-стратегии российских розничных сетей за последние годы?

Дмитрий Зверев: Они стремительно меняются. В России в сжатые сроки был не только пройден общеевропейский путь сегментации ИT-составляющих, определены функционалы этих составляющих, но и активно начался процесс формирование подхода к собственным решениям в данной области. Пришло осознание самого понятия «ИT-стратегия». Появились специалисты, как по формированию стратегии, так и по претворению ее в жизнь. Жизненный цикл программных продуктов увеличился. Коренным образом изменилось качество программных продуктов и как следствие, наметилась тенденция к снижению стоимости владения (использования) ПО. И, как признак стабилизации, с рынка ИT-решений ушло достаточно много компаний-однодневок.

Выбор заказчиками компаний-интеграторов стал более осознанным. Теперь заказчиков значительно чаще интересуют такие вопросы, как история развития компании и перспективы развития программных продуктов. В том числе и динамика развития функционала ПО.

Все начинают понимать, что развитие ИT, ее стратегия в компании — это диалог с интегратором. Торговая компания выбирает, какие задачи и какие технологии для нее приоритетны — определяет IT-стратегию. Интегратор смотрит на отрасль и видит задачи, которые она ставит в целом — и планирует свои действия.

Точки зрения интегратора и клиента на развитие технологий ритейла и на приоритеты в решении блоков вопросов должны совпадать — только тогда возможно долгосрочное партнерство. Если это развитие ПО, то оно должно идеологически предсказуемо двигаться, развиваться в созвучном клиенту направлении. У разработчиков должна быть не только технология, но и прикладное понимание, понимание позиции тех, кто за ПО заплатит.

Долгий жизненный цикл продуктов обеспечен благодаря тому, что базовый функционал уже наработан, и дальше идет развитие в нужном направлении — в том направлении, которое диктует отрасль, клиент, экономика его бизнеса. Отсюда версионность — эволюционный способ дополнить функциональность и оптимизировать работу продукта в рабочем порядке. Версионность появляется, когда заложена сильная платформа, когда есть от чего отталкиваться, когда определены этапы и видна конечная цель.

CNews: Какие ИT-продукты и услуги сегодня наиболее востребованы в этом секторе?

Дмитрий Зверев: Трудно выделить наиболее востребованные ПО. Однако то, что сетевые решения становятся все более интересны рынку — очевидно. ERP-бум остался в прошлом, и теперь, если подобная система существует в бэк-офисе, заказчики все реже пытаются внедрить ее в магазины. Существование ERP-системы непосредственно на объекте крупного масштаба — в гипермаркете, универмаге — несомненно, оправдано, ведь речь идет о сети, состоящей из нескольких объектов.

Если же речь идет о сотнях объектов одной сети — дискаунтерах, магазинах одежды и т.д. — банальная арифметика говорит о том, что ERP-системе в таких магазинах не место, ее компетенция заканчивается на уровне центрального офиса. Из этого и нужно исходить при разработке ПО, а не из соображений «чистоты жанра» и универсальных канонов ИT. Жанры реализации  диктует экономика, рыночная экономика,  и мы, как и многие отечественные разработчики ПО, идем именно по этому пути.

Что касается востребованности услуг, то в этом отношении менталитет клиента постепенно меняется, значительно повысился интерес заказчиков к вопросам сервиса, ИT-консалтинга. Есть тенденция к тому, чтобы на всем протяжении этапа инвестиционного проектирования клиента сопровождал эксперт, который может дать рекомендации и нести за них ответственность.

Зарубежные программные продукты отечественный ритейловый рынок воспринимает тоже весьма благожелательно. Однако, если западные ИT-решения уровня бэк-офиса в значительной степени удовлетворяют потребности ритейлеров, то в области автоматизации фронт-офиса, на мой взгляд, они пока отстают от привычного российскому заказчику функционала. Да и законодательные особенности локального рынка необходимо учитывать.

CNews: Насколько различаются, из вашей практики, проекты по автоматизации бизнес-процессов в зависимости от масштабов и специализации торгового предприятия?

Дмитрий Зверев: Если рассматривать торговый процесс как последовательность операций, приводящих к получению результата — продажи — мы видим, что ярко выраженные форматные функции приводятся к одному знаменателю. Торговый процесс, при всей своей самобытности, может быть формализован. Это и позволяет создавать универсальные продукты.

Так, при разработке семейства программных продуктов SET мы исходили из того, что весь торговый процесс должен быть разложен на базовые составляющие, а формат торговли, безусловно,  учитывали,  уже во вторую очередь. И такой подход совершенно оправдан: ведь что общего между выдачей счетов-фактур в cash&carry и оформлением гарантийного талона в магазине обуви? С точки зрения торгового процесса это дополнительные услуги при расчете с покупателем, необходимые условия для совершения покупки.

Масштаб — другое дело, он в значительной степени определяет математику, экономику. Расходы, незаметные на фоне выручки гипермаркета, абсолютно неподъемны для магазина одежды. На это никак нельзя закрывать глаза. Поэтому ориентация на разный масштаб заложена в конфигурациях наших продуктов: ведь функциональность, как воздух, необходимая в гипермаркете, явно избыточна в дискаунтере.

И целесообразность такого подхода подтверждается жизнью. В 2004 году в России количество минимаркетов выросло на 11%, и есть основания полагать, что небольшие объекты ритейла еще долго будут важны для российского рынка. Поэтому и ИT-решения, учитывающие специфику данной области, останутся актуальными.

CNews: Какую долю рынка автоматизации торговли, по вашим оценкам, сейчас занимают российские решения, по сравнению с западными продуктами?

Дмитрий Зверев: В зависимости от сегмента ПО показатели колеблются, но во фронтальных решениях — это не менее 90%. И даже при увеличении доли международных ритейлеров, ситуация вряд ли изменится. Ведь сфера фронт-офиса — это квинтэссенция национальных особенностей. Здесь очень многое определяет фискальное законодательство, традиции отрасли, менталитет покупателей и т.д. Западные ПО приходится адаптировать к российским условиям, однако такая локализация требует очень больших усилий, не всегда оправданных.

Процесс адаптации осложняется еще одним обстоятельством: обычно не афишируется, что большинство западных продуктов пишется под конкретные предприятия. Однако это обязательно «откликается» на этапе эксплуатации в несвойственном формате.

Больше скажу: в понимании задачи торговли отечественные интеграторы далеко ушли вперед. У нас более комплексный подход, наши IT-специалисты действительно стремятся обеспечить решения под ключ, решить проблему клиента. Западный интегратор работает по другому принципу. Это узкий специалист, решающий стандартную задачу. А уж если задача нестандартная — это уже случай крупного проекта, транснациональной сети. Писать ПО на западе не под конкретного клиента — огромная роскошь. На это нет ни временных, ни человеческих, ни материальных ресурсов. Требуются большие, по сравнению с российскими, затраты, не хватает мобильности и способности увидеть качественно новые задачи.  Да и постановщики задачи от торговли, как самостоятельная единица в группах разработчиков на западе скорее исключение, чем правило.

В России пока все не так стандартизировано, восприятие пока не замылено. И динамика российского рынка ритейла и интеграции оказывает влияние, каждый год открывает новые горизонты. Острая конкуренция заставляет клиентов (ритейлеров) быть очень чуткими к новым технологиям.

С заказчиками есть постоянная обратная связь, что очень помогает осмыслять уровень развития отрасли и с учетом этого создавать и оптимизировать продукты — в таком темпе, который и не снился на Западе. А гибкая платформа позволяет быстро дополнять их новым функционалом.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые конкурентные преимущества отечественных разработчиков?

Дмитрий Зверев: Близость к заказчику. Одно из важнейших, надо сказать, достоинств. Помимо этого — агрессивность и обостренное чувство конкуренции.

Еще — готовность развивать ПО не только под заказчика, но и под технологии IT и торгового процесса. В основе такого интегрального подхода, (универсального, межформатого) лежит глубокое понимание того, как работает магазин и сеть в целом. При этом российские разработчики обладают доскональным знанием различных форматов торговли.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы вами в торговой отрасли за последний год?

Дмитрий Зверев: Мне бы не хотелось говорить о громких внедрениях. В первую очередь потому, что громкие имена зачастую не имеют под собой ни сложных технологических решений, ни каких-либо экстраординарных усилий со стороны российского инетегратора. Думается, пришло время, когда автоматизация может выйти на новый уровень и стать доступной и всеобъемлющей, а также широкой, с точки зрения географии охвата. «Коробочные» решения могут поднять и уже поднимают эффективность управления торговым процессом магазинов самого разного масштаба по всей территории России — об этом говорят, например, сотни внедрений продуктов SET на Урале.

А масштабных успешных проектов, которыми мы гордимся, немало. Это и гипермаркеты О’КЕЙ, которые в этом году шагнули из Санкт-Петербурга в регионы — с нашей помощью, и мультиформатная сеть «Виктория», в магазинах которой весь контур управления реализован благодаря использованию  программных продуктов семейства SET, сеть SPAR, и многие другие.

CNews: Какие решения будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы торговыми сетями в ближайшие годы?
Дмитрий Зверев: Если коротко — легкие и технологичные, дешевые в обслуживании и в пользовании, представленные на рынке отечественными интеграторами и разработчиками, с применением самых современных ИT.

Вообще, если говорить об экспансии сетей, то наибольшее значение при открытии новых сетевых точек имеет отлаженное и эффективное управление фронт-офисом. От предсказуемости его работы и интегрированности всех программных и аппаратных компонентов многое зависит.

Оптимальным выходом мы считаем универсальные «коробочные» решения для фронт-офиса. ИT-специалисты тщательно разрабатывают проект и проверяют его в действии на первых объектах — и дальше можно ставить открытие точек сетей на поток: оно идет по схеме без каких бы то ни было затруднений.

При внедрении таких «коробочных» решений нет понятия уникальности, которое подразумевает масштабность проекта и больших ресурсов. Есть отдельные пожелания, которые легко реализуются благодаря открытой технологии программного продукта.

Более того, когда мы говорим о системе управления фронт-офисом, само словосочетание "процесс внедрения" теряет актуальность. Гибкая технологическая платформа позволяет изначально заложить максимум функционала, при разработке сняты проблемы совместимости, минимизирована стоимость владения — поэтому весь этот процесс сводится к стандартизированным операциям, которые выполняются за 1 день, на очень крупном объекте занимают максимум 2 недели. И это уже не рекорд, это наши будни.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS