Тигран Атаян: На карте автоматизации российской торговли существует много «белых пятен»

На вопросы CNews отвечает Тигран Атаян, партнер Департамента консалтинга компании «Делойт» в СНГ.

CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации торговли в мире и в России?

Тигран Атаян: Бизнес растёт, за ним подтягиваются процессы информатизации. Причём именно «подтягиваются», поскольку бизнес в большинстве случаев развивается без оглядки на ИТ. До сих пор не преодолён определённый психологический рубеж и нет понимания того, что можно получить от информатизации, кроме автоматизации рутинных процедур. Пока мне кажется, что проекты по внедрению систем рассматриваются не как бизнес-необходимость, а скорее как техническая необходимость. В этой связи, к сожалению, пока данными проектами в основном занимаются ИТ-директора.

CNews: Какая доля приходится сегодня на ИТ в бюджетах торговых компаний? Как, по вашим наблюдениям, можно оценить в данный момент соотношение затрат торговых компаний на программное и аппаратное обеспечение?

Тигран Атаян: В ситуации, когда ИТ рассматривается как вспомогательный процесс, основные затраты идут на аппаратное обеспечение. Постоянные затраты на поддержание инфраструктуры ИТ занимают очень небольшую часть в бюджетах российских торговых компаний. Можно говорить о долях процента от оборота. При реализации инвестиционных проектов общие затраты существенно выше, иногда даже на порядок, но всё равно они составляют лишь несколько процентов от общего оборота компании. И здесь соотношение затрат на аппаратное, программное, методическое обеспечение, обеспечение информационной безопасности, сопровождение и пр. является более сбалансированным. Иногда разовые затраты на инфраструктуру неоправданно высоки, что может быть связано с довольно простыми вещами, такими как, например, связь. Этот вопрос будет решен со временем, однако, с моей точки зрения, в настоящий момент данная проблема имеет место.

CNews: Как бы вы оценили средний уровень автоматизации российских сетей, по сравнению с западным? Какие задачи в области автоматизации бизнес-процессов, по вашим оценкам, сейчас наиболее актуальны для торговли — в мире и в России?

Тигран Атаян: На карте автоматизации российских торговых компаний существует слишком много «белых пятен». Взять хотя бы оптимизацию выкладки в торговом зале или расширенное планирование цепочки «спрос — закупка — доставка». В большинстве западных торговых сетей это работает как с точки зрения «оптимального процесса», так и с точки зрения «автоматизированного процесса». Про российские предприятия этого сказать нельзя, так как пока не заложена основа, аккуратный структурированный поток информации, о товарах и о деньгах. Но, по-крупному, в российских торговых предприятиях этого ещё не осознают или считают, что это не влияет на рост бизнеса. До поры до времени это действительно будет так, но в конечно итоге аккуратность, оперативность и своевременность информации дает серьезные конкурентные преимущества в любых других отраслях и, тем более, в торговле.

CNews: Насколько правомерно, на ваш взгляд, рассматривать ИТ как способ повышения акционерной стоимости предприятий? Существует мнение, что выбор торговых сетей ERP обусловлен именно этим фактором, а в реальности функционал систем данного класса для них избыточен. Согласны ли вы с этой позицией?

Тигран Атаян: На повышение акционерной стоимости влияет эффективность бизнеса. Выбор ERP обусловлен необходимостью использования предопределённой взаимосвязи процессов, модели данных и алгоритмов обработки—во всяком случае, я надеюсь на это. Помимо этого, производители данных систем являются, мягко говоря, более надежными организациями — и это немало. Всё это позволяет «сжать время», иначе в результате экспериментальных итераций всё равно приходится разрабатывать собственную систему, которая, как кажется или хотелось бы многим, более или менее соответствует функциональности, заложенной в «стандартной ERP». При том что функциональности ERP скорее недостаточно. Отсюда вытекают доработки или нишевые решения.

В этой связи такие проекты ни в коем случае не должны рассматриваться как ИТ-проекты — только как бизнес-проекты. Если в результате проектов по внедрению систем управления эффективность бизнеса не повышается, такие проекты просто не нужны, так как они будут только отрицательно влиять на сам бизнес. Внедрение будет успешным, если есть привязка к определённым показателям эффективности бизнеса. Только в этом случае можно говорить о том, что решение повышает стоимость компании.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS