Олег Савцов: Автоматизация смещается в сторону «вторичных» бизнес-процессов

Олег СавцовНа вопросы CNews отвечает Олег Савцов, заместитель генерального директора РБК СОФТ.

CNews: Какие изменения вы отмечаете за прошедший год на рынке автоматизации российской торговли?

Олег Савцов: Рынок, безусловно, вырос—пропорционально тому, как выросла и сама отрасль. Сети расширяются и все активнее реализуют региональную экспансию. Увеличиваютсвое присутствие в России иностранные ритейлеры. Соответственно, потребность в информатизации на этом вертикальном рынке не становится меньше. Автоматизация все больше смещается в сторону так называемых «вторичных» бизнес-процессов. Покрыв первичные потребности в ИТ, торговые компании инициируют проекты с тем, чтобы оптимизировать свою деятельность, развивают инфраструктуру «под» определенные бизнес-задачи.

Рынок постепенно отказывается от собственных разработок, которые уже не удовлетворяют масштабам современных сетей. Растет число ERP-проектов, в рамках которых все чаще производится замена ранее установленных информационных систем. Причем, если раньше подобные большие проекты часто носили имиджевй характер, сегодня ИТ-внедрения реализуются в первую очередь исходя из реальных потребностей бизнеса.

CNews: Насколько выросла, по вашим наблюдениям доля затрат на ИТ в бюджетах российских торговых компаний?

Олег Савцов: По нашим оценкам, доля затрат на ИТ в российской рознице выросла за последнее время примерно на 20%. Это достаточно высокий показатель по сравнению со многими другими отраслями, но характеризует он в первую очередь слабое насыщение рынка. Для сравнения, в мировом ритейле, по данным Gartner, рост ИТ-бюджетов составляет сегодня не более 5% в год.


CNews: Какие ключевые ИТ-задачи стоят сегодня, на ваш взгляд, перед российской розницей?

Олег Савцов: Динамично растущие сети в первую очередь стремятся обеспечить централизованное управление распределенной структурой. Известно, что быстрый рост компании чреват некоторыми издержками — в частности, снижением уровня управляемости. Соответственно, многие компании рассматривают сегодня вариант перехода на более «тяжелые» промышленные решения, которые позволят повысить эффективность ИТ и бизнес-процессов.

CNews: Какие управленческие решения сегодня наиболее актуальны для этого рынка?

Олег Савцов: Следуя, с небольшим отставанием,общемировому тренду, российская розница фокусируется сейчас на автоматизации определенных процессов. В первую очередь, логистики, управления складом, цепочками поставок. Растет спрос на аналитические приложения, «надстройки» класса BI.

CNews: Как вы оцениваете потенциал роста интернет-торговли в России? Можно ли говорить, что розничные сети снова проявляют интерес к этому каналу продаж?

Олег Савцов: Долгое время российские сети без особого интереса относились к интернету как дополнительному каналу продаж. По крайней мере, развивали его лишь «Седьмой континент» и «Рамстор». Последний в прошлом году закрыл свой интернет-магазин, что эксперты расценили как еще один довод не в пользу электронной коммерции. К тому же и западные игроки, работающие в России, не стремятся пока онлайн, несмотря на то, что в Европе ведут достаточно активную торговлю в Сети.

Тем не менее, обороты электронных магазинов сетей «Седьмой континент» или «Мвидео» отнюдь не снижаются. Значимым событием для этого рынка стала недавняя покупка гипермаркета электроники 003.ru холдингом «Марта». В существующей ситуации прогнозировать новый бум интернет-торговли, конечно, преждевременно. Однако потенциал здесь просматривается достаточный, чтобы ожидать скорой активизации розничных сетей в интернете.

CNews: Какие проекты были реализованы РБК СОФТ в торговле за последнее время?

Олег Савцов: У РБК СОФТ много самых разнообразных проектов в ритейле. Только за прошедший год мы реализовали довольно крупные и интересные проекты для таких компаний как Unilever, Nestle Waters, Bang & Olufsen, торговых сетей ТД «Перекресток», «Лудинг», «Евросеть», торгово-развлекательного комплекса «Л-153». В скором будущем планируется еще серия проектов в этой отрасли—в частности, для крупной сети товаров для детей, а также для одного из ведущих поставщиков автомобильных комплектующих. В целом, мы выделяем это направление как успешное, нам интересно работать с ритейловыми компаниями, и этот интерес обоюден.

CNews: Какие продукты и услуги, по вашим прогнозам, станут «хитами» на рынке
автоматизации торговли в ближайшее время?

Олег Савцов: Судя по тем ИТ-приоритетам, которые существуют сегодня в мировой рознице, можно ожидать усиления интереса российских сетей к информатизации процессов, направленных на повышение лояльности покупателей. Будет, вероятно, расти спрос на средства автоматизации маркетинговых задач — например, управление промо-акциями и скидками. При этом сохранятся инвестиции в решения в области оптимизации управления поставками, а также управления заказами, контрактами и ценообразованием.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS