Андрей Панков: Консалтинг стал востребованным инструментом у торговых сетей

Андрей ПанковНа вопросы CNews отвечает Андрей Панков, генеральный директор компании Verysell-6.

CNews: Насколько, по вашим наблюдениям, за последний год выросли ИТ-бюджеты предприятий торговли, по мере того как увеличился сам рынок розничных сетей?

Андрей Панков: Рынок розничной торговли растет, укрупняются его игроки, и как следствие мы видим устойчивый рост ИТ-бюджетов компаний. Чем выше оборот компании, тем, как правило, больше и ИТ-бюджет. Для сетевых магазинов актуальной является достаточно дорогая задача—создание единого инфокоммуникативного пространства, для реализации оперативного управления. Думаю, что она и станет одним из самых приоритетных направлений ИТ-инвестиций в ритейле на ближайшие несколько лет.

Количественно оценить увеличение ИТ-бюджетов торговых предприятий достаточно сложно, но если все же попытаться, то, на мой взгляд, прирост соизмерим приросту самого рынка и составляет около 10%.

CNews: Как изменились, по вашим наблюдениям, подходы к автоматизации в российских торговых сетях?

Андрей Панков: Рынок розничной торговли стал более зрелым, и если на этапе своего становления ритейлеры «залатывали дыры» информационными технологиями, т.е. внедряли только те автоматизированные системы, жизнь без которых была бы просто невозможной (по большей части автоматизируя «ручной труд»), то теперь время дошло и до автоматизации «вторичных» бизнес-процессов. На лицо более осознанный и зрелый подход. В настоящее время во многих торговых компания ведутся консалтинговые проекты по оптимизации бизнес-процессов, как самостоятельные, так и предвещающие последующую автоматизацию.

Консалтинг стал востребованным инструментом у торговых сетей, ведь даже крупнейшие операторы еще не успели в полном объеме формализовать и детально описать ключевые бизнес-процессы деятельности. Наряду со стратегией компании появились или создаются стратегии развития информационных технологий с горизонтом планирования на десятилетия. Автоматизация, как и сам рынок ритейла, становится не спонтанно и хаотично развивающимся, а продуманным процессом, вес и значение которого крепнет с каждым днем.

CNews: Можно ли говорить о том, что эффективность ИТ-проектов в торговле за последнее время заметно выросла?

Андрей Панков: Безусловно, внедрение ИТ-решения может повысить эффективность того или иного бизнеса. Но эффект от внедрения даже самой «идеальной» информационной системы может быть равен нулю, если автоматизации подвергались не оптимально спроецированные бизнес-процессы. ИТ-решения — это только автоматизация логики процесса, и если эта логика не правильная или не оптимальная, ИТ не может сделать ее эффективной.

Если говорить о существующих тенденциях, то могу констатировать факт, основываясь на собственном опыте, что эффективность ИТ-внедрений последнее время возрастает, но это достигается синергетическим эффектом от слияния и наложения автоматизации на стратегию компании. Да, информационные системы с каждым годом становятся «умнее», включают в себя лучшие мировые практики и т.д., но и компании «растут», учась на чужих и собственных ошибках, приглашая на помощь профессиональных консультантов.

CNews: Какую долю российского рынка автоматизации торговли, по вашим оценкам, занимают сейчас российские решения? Насколько, на ваш взгляд, велика сейчас конкурентоспособность отечественных разработчиков?

Андрей Панков: Это достаточно сложный вопрос. Смотря как оценивать долю — по количеству внедрений или стоимостному показателю. Если говорить о стоимостном показателе, то на долю российских производителей приходится не более 40% от всего рынка автоматизации, т.к. в качестве «базовых» информационных систем ритейлеры, как правила, выбирают решения всемирно известных производителей. Количественный показатель проектов реализованных российскими поставщиками намного выше — думаю, он составляет около 60%.

На примере Verysell-6 могу констатировать, что конкуренция, безусловно, существует, но она не настолько жесткая. Во-первых, не так много профессиональных поставщиков ИТ-решений, во-вторых, потребности сегмента розничной торговли высоки, и вместо траты сил на постоянную конкурентную борьбу у ИТ-компаний есть возможность специализироваться на более узких «участках», тем самым, снижая конкурентность и концентрируя свой профессионализм и практики, чем мы с успехом и занимаемся.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты Verysell-6 удалось реализовать в торговой отрасли за последний год?

Андрей Панков: Последние наши проекты, впрочем, как и всю деятельность, можно разделить на две части: консалтинг и автоматизация. Если говорить о консалтинговых решениях, то наиболее значимыми для Verysell-6 были многоэтапные проекты по оптимизации бизнес-процессов в торговом доме «Перекресток» и корпорации «Эконика».

А в автоматизации скорее могу выделить не проект, а заказчика — компанию «Ашан». С этой компанией нас связывает долгое сотрудничество, и за последний год мы выполнили здесь 3 проекта: система управления промо-акциями, система управления коллекциями и система управления рабочим временем.

CNews: Какова доля ритейлеров в объеме вашей клиентской базы? Как изменялся этот показатель за последнее время?

Андрей Панков: В последнее время заказчиками около 90% всех проектов, выполняемых компанией Verysell-6, являются представители розничной торговли. И это не случайность, а наше стратегическое решение. За годы работы мы накопили серьезный опыт и практики в ритейле и постоянно совершенствуемся. Для сравнения, 2 года назад этот показатель не превышал 50%.

CNews: Какие решения будут наиболее востребованы торговыми сетями в ближайшие годы? Роста каких сегментов следует ожидать?

Андрей Панков: Мне кажется, что сейчас все ритейлеры в один голос начинают подтверждать лозунг «Покупатель всегда прав», т.е. «любить покупателя». Пристальное внимание направлено на маркетинговую и закупочную политику, эффективность существующих бизнес-процессов. Если говорить о маркетинге, то это разнонаправленные бизнес-процессы касающиеся промо-акций, создания коллекций, управления логистикой; процессы, направленные на повышение лояльности покупателей — карточки лояльности, создание служб поддержки клиентов и т.д. Модным направлением становится категорийный менеджмент. Соответственно, наиболее востребованными будут и средства автоматизации вышеперечисленных задач.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS