Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Структурные особенности информатизации предприятий общественного питания: заблудившись в лесах консалтинга

Структурные особенности информатизации предприятий общественного питания: заблудившись в лесах консалтингаВ структуре ИТ-расходов предприятий отечественного общепита явно завышена доля расходов на ИТ-услуги — 40% против 13,7% по экономике в среднем. Похоже, лидеры российского ресторанного бизнеса встают на путь "большой" информатизации. При этом к поставщикам сервисов они часто выдвигают нетривиальные требования.

Текущая структура ИТ-расходов предприятий общепита характеризуется резко завышенной долей расходов на услуги ИТ-консультантов и интеграторов. Доля этих расходов — почти 40% (тогда как в среднем по экономике — 13,7%), что, вообще говоря, типично в большей степени для развитых инновационных секторов экономики с высокой динамикой развития бизнеса, его частыми структурными перестройками, гибкостью, высокой долей внедрения новых технологий, схем организации и т.д.  Т.е., вообще говоря, картина, не характеризующая российский общепит, по крайней мере, статистическое большинство его предприятий. Причина доминирования ИТ-услуг в структуре общей ИТ-расходов, скорее всего, в том, что ядро российского ресторанного бизнеса встает на путь по-настоящему большой информатизации, начинает задаваться вопросами планирования будущей ИТ-инфраструктуры, начинает первый этап работ, связанный с управленческим консалтингом, направленном на оптимизацию самой структуры бизнес-процессов, на которые потом будут наложены информационные системы.

Параллельно с этим ведется обучение информационным технологиям персонала — доля этого вида ИТ-затрат также сравнительно высока — более 4% (по экономике — 1,5%). Доли АО и ПО пока довольно низки (22,9% и 7,7% соответственно) — с этой точки зрения, российские рестораны, фаст-фуды, кафе и столовые ещё «пусты», вооружены больше шариковыми ручками, нежели современным программными продуктами — или советскими механическими кассовыми аппаратами со стальной ручкой в боковине, нежели современными устройствами со встроенным компьютером и подключением к сети. Даже доля расходов на телекоммуникационные услуги ниже, чем в других отраслях (21%, по экономике — 27,5%). Ресторанный бизнес — один из самых не-информатизированных и не-сетевых в России.

Структура ИТ-затрат в секторе общественного питания
Структура ИТ-затрат предприятий и организаций в российской экономике


Источник: CNews Analytics, 2007
ИИсточник: CNews Analytics, 2007

Впрочем, заниженные статьи расходов на некоторые виды ИТ легко объяснимы. Так, например, рестораны не нуждаются в таком количестве оборудования как, скажем, торговые сети. Обычно ИТ-инфраструктура ресторанов представляет собой несколько объединенных в сеть компьютеров, выполняющих функции контрольно-кассовых терминалов (как правило, это мини-компьютеры с возможностью легкого размещения в стойки ресторанов), независимый файл-сервер для хранения данных, а также несколько офисных компьютеров, предназначенных для решения бухгалтерских задач.

Напротив, в том, что касается ИТ-услуг, в целом ряде случаев в ресторанном бизнесе могут возникать потребности в нетривиальных услугах системной интеграции. Например, если речь идет о ресторане, работающем в гостинице, часто возникает задача интеграции ИС ресторана и гостиницы с возможностью выгрузки данных из одной системы в другую, скажем, чтобы получать информацию о ресторанной продукции и клиентах в гостинице.

К специфическим заказам на услуги интеграции приводит и рост числа ресторанов с экзотической кухней. Например, когда руководство ресторана итальянской или французской кухни принимает решение использовать в приготовлении своих блюд исключительно итальянские или французские продукты, это приводит к необходимости дополнения в стандартный набор программ, систем работы с таможенными документами, повышаются требования к логистике и т.д. Наконец, без услуг интеграции не обойтись, когда необходимо автоматизированное ведение учета продуктов и блюд на нескольких кухнях и точках реализации.

Динамика ИТ-затрат общепита

Динамика ИТ-затрат общепита

Источник: CNews Analytics, 2007

Как мы уже отмечали, ключевым за последние 5 анализируемых лет для предприятий общепита стал 2005 год, когда ИТ-расходы в секторе выросли более, чем в 5,5 раз. При этом рост наблюдался практически по всем статьям. Наибольший показатель имел место по направлению  ИТ-услуг (1089,3%) и по ИТ-обучению (рост в 4329,1%). Слабо представленные в общей структуре, расходы на ПО выросли на 912,5%, АО — на 246,1%, телекоммуникационные расходы — на 620,9%. Напротив, до этого (в 2003 и 2004 гг.) почти все эти статьи расходов были устойчиво сокращающимися или стагнирующими (см. таблицу).

Структура ИТ-расходов в секторе общественного питания

Статья расходов Темпы роста по годам, % (к пред. году)
2003 2004 2005 2006
(оценка)
Всего 3,21 -18,95 566,10 -47,77
АО -37,50 1,32 246,09 -39,00
ПО -31,64 -33,39 912,48 -58,50
ИТ-обучение -86,33 2,32 4329,10 -61,00
Внешние ИТ-услуги 160,47 -50,95 1089,31 -43,00
Внутренние ИТ-затраты -66,63 372,26 43,45 21,00
Телекоммуникационные услуги 79,30 -23,20 620,88 -59,00

Источник: CNews Analytics, 2007

Таким образом, более детальное рассмотрение динамики ИТ-затрат указывает на существование в секторе общественного питания некоего ядра предприятий, придерживающихся в целом одной политики информатизации, действующих довольно слаженно и реализуя крупные разовые внедрения. Предприятия «периферии» сектора практически не проводят внедрений, поэтому общий характер развития ИТ в секторе общественного питания представляет собой краткосрочные «всплески» ИТ-расходов (вклад «ядра»), на фоне общего уровня стагнации спроса на ИТ (вклад «периферии»).

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS