Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

IP-телефонии подрезали крылья на взлете

IP-телефонии подрезали крылья на взлетеПланируемые меры правительства резко ограничивают возможности развития IP-телефонии в России, в то время как исследования последних лет свидетельствовают о стабильном росте этого рынка.

Основная доля доходов на рынке IP-телефонии в 2003 г. пришлась на альтернативных операторов. По оценкам iKS Consulting, они получили около 93% всех доходов IP-телефонии. Доля традиционных операторов пока незначительна — не более 7%; они только начали выходить на этот рынок.

Рейтинг традиционных операторов, 2003 г.

ОператорДоходы IP-телефонии, $ млн.
Сибирьтелеком1,08
ЮТК1,07
Дальсвязь0,6
Уралсвязьинформ0,5
СЗТ0,4
Волгателеком0,3
Центртелеком0,2

Источники: iKS Consulting, данные компаний

Крупнейшими отечественными операторами IP-телефонии, исходящий IP-трафик которых превышает 5 млн. мин. в месяц, по оценкам РБК, являются «Корпорация ОСС», «Манго Телеком», «Голден Телеком», «Тарио Трейдинг», «Инвестэлектросвязь» («Корбина Телеком»), «Центральный телеграф», «Эквант», «Зебра Телеком», «Ринотелеком» (прежнее название RGC).

По мнению аналитиков iKS Consulting, по сравнению с телекоммуникационным рынком в целом сегмент IP-телефонии развивается неравномерно — на нем работает более сотни небольших операторов. При этом темпы роста рынка телефонных карт замедлились. На текущий момент его характеризуют высокий уровень конкуренции, низкая клиентская лояльность и высокий объем накладных расходов, в том числе на рекламу. С этими утверждениями, в основном, согласны и сами игроки. В частности, замедление роста на рынке карточных услуг в столице, высокую степень подвижности и низкую лояльность клиентов предоплаченных услуг отметил Юрий Зигуля, руководитель проекта Mango Tele.com. Валерий Костюнин, технический директор Tario Communications, считает, что в настоящее время предложение по карточкам явно превышает спрос. Однако он не согласен по поводу низкой клиентской лояльности: по его мнению, оттока абонентов не наблюдается, что говорит о благожелательном настрое клиентов. Вместе с тем, Валерий Костюнин согласился с тем, что накладные расходы стали существенно выше, по крайней мере, в два раза в сравнении с тем, что было пять лет назад. Кроме того, многие игроки рынка IP-телефонии подчеркивают, что его развитие в значительной степени тормозится неопределнностью правового поля

Рейтинг провайдеров телефонных карт, 2003 г.

ОператорДоля на рынке карточной IP-телефонии РФ
Зебра Телеком14,2%
Манго Телеком13,5%
Голден Телеком10,0%
Матрикс Телеком8,4%
Центральный Телеграф7,6%
Арктел6,0%
Зонд-Холдинг4,0%
Корпорация ОСС3,3%
Ринотелеком1,7%
TarioNet1,7%

Источник: iKS Consulting

Сегодня аналитики отмечают выделяют ряд особенностей российского рынка IP-телефонии, каждая из которых вызавает ответную реакцию его игроков.

1. В результате усилившейся конкуренции провайдеров услуг IP-телефонии продолжалось снижение тарифов по многим направлениям, что вызвало заметное снижение нормы прибыли. Это, в свою очередь, заставило операторов увеличить объемы трафика, проходящие через свои сети. Так, «Зебре Телеком» пришлось значительно превысить запланированный объем обслуживаемого трафика. По карточным продуктам трафик компании за первую половину 2004 года составил 32,7 млн. минут в Москве, и 6,3 млн. минут в Санкт-Петербурге.

Увеличение нагрузки на сеть, в свою очередь, потребовало улучшения телекоммуникационной инфраструктуры операторов с тем, чтобы качество связи оставалось на удовлетворительном уровне. Компания «Арктел», к примеру, модернизировала свою транспортную сеть, введя в нее мультисервисный мультиплексор SDH Metropolis ADM Universal Shelf производства Lucent Technologies, благодаря чему расширился список возможных сервисов и пропускная способность транспортной сети компании. Увеличили свою коммутационную емкость компания «Манго Телеком» и другие операторы. Продолжалась борьба провайдеров за качество связи — один из острых углов технологии пакетной передачи голоса по каналам публичного интернета. Так, «Зебра Телеком» внедрила центральное звено системы управления качеством IP-телефонии — автоматизированную систему Trouble Tickets, предназначенную для регистрации технических проблем и отслеживания хода работ по их устранению.

Несмотря на положительную тенденцию в сторону в сторону улучшения качества IP-телефонии, сегодня оно все еще остается низким: 80% IP-трафика пропускается через так называемый public internet (публичный интернет), со свойственными ему потерей пакетов и задержками. Через выделенные каналы и MPLS/VPN маршрутизируется только 20% IP-трафика.

2. Ужесточение рыночной конъюнктуры потребовало от компаний расширения спектра услуг, предоставляемых по предоплаченным картам. Например, Tario Communications в своей новой карте TARIO предлагает такие сервисы, как телефонная книжка, персональная настройка тарифов, маршрутизация звонков, заказ соединения двух абонентов в любых точках мира, регистрация дополнительных ПИН-кодов для третьих лиц, звонок на другие абонентские устройства по внутрисетевым номерам (SIP ID) и пр. «Зебра Телеком» развивала такие услуги, как голосовая почта, конференц-связь, финансовые сервисы и пр.

3. В связи с замедлением темпов роста продаж карточек в Москве наметилась тенденция диверсификации бизнеса ряда провайдеров IP-услуг для населения. Некоторые из них стали активнее развивать другие направления, например, больше уделять внимания корпоративному сектору. Так, «Зебра Телеком» ранее объявляла о своем намерении увеличить в 2004 году «некарточные» направления бизнеса с 30% до 40% оборота компании. Впрочем, другие компании, наоборот, планируют увеличить свою долю на рынке именно розничных предоплаченных услуг IP-телефонии для частного пользователя. К таким компаниям, относятся, например, Tario Communications, «Тел» и др.

Вместе с тем, компании продолжали активно развивать бизнес в регионах. Региональная экспансия входит, в частности, в планы «Манго Телеком», которая склоняется в пользу франчайзингового подхода. Также объявляли о своих дальнейших планах по активизации деятельности за пределами Москвы «Голден Телеком», «Тел» и другие компании. Лидер рынка, компания «Зебра Телеком» практически выполнила план географического расширения своей федеральной сети IP-телефонии1, и теперь, в основном, занимается оптимизацией этой сети. В частности, в каждом регионе, где присутствует этот оператор, выбраны стратегические партнеры, работе с которыми «Зебра» намерена уделять особое внимание.

Ну и конечно, компании продолжали расширять каналы дистрибуции своих карт и вовлекали новые целевые группы пользователей. Самым необычным шагом в этом направлении, пожалуй, была инициатива «Зебры Телеком» — она совместно с Петербургской паломнической региональной информационной службой (ПИРС) объявила о выпуске телефонных карт, которые предназначены для паломников и туристов. Эта целевая группа, посещающая известные монастыри и храмы на Северо-Западе, может купить карточки в церковных лавках, где продается православная литература и предметы культа. Кроме того, «Зебра» продолжила осваивать такие каналы продаж, как сети банкоматов и электронные платежные системы.

Несмотря на отчетливый тренд по снижению тарифов по различным направлениям, который повлек за собой снижение маржинальности «карточного» бизнеса, последняя, тем не менее, продолжает оставаться достаточно высокой, что привлекает на рынок новых игроков. Однако, несмотря на появление на рынке большого числа новых компаний, в том числе довольно крупных2, расстановка сил на нем не претерпела значительных изменений. Как считают эксперты, в частности, Юрий Зигуля, ни одна из отраслеобразующих компаний («Голден Телеком», «Система», «Связьинвест»), не оказывает значительного влияния на рынок предоплаченных услуг в общероссийском масштабе. Конкуренция, по его словам, происходит, скорее, среди многочисленных небольших региональных операторов связи с попеременным перемещением лидеров в аутсайдеры и обратно. Герман Мызовский, ведущий специалист компании Tario Communications, относится к выходу на рынок малоизвестных «новоиспеченных» игроков скептически. По его мнению, существует опасность того, что набор предлагаемых ими услуг будет низкого качества, которое можно назвать только дискредитацией состоявшихся услуг, предоставляемых на базе предоплаченных карточек IP-телефонии.


1 По итогам первого полугодия 2004 года число региональных партнеров компании превысило 130, а объем их трафика достиг 13 млн. минут.
2 В качестве примера можно привести компанию МТУ-Информ, которая в прошлом году запустила свой первый проект для частных лиц — карточки дальней связи «МАКСИкарта»

CNews.ru

Юрий Зигуля: Объем московского рынка предоплаченных VoIP-карт составляет $100 млн.

Юрий ЗигуляОб основных событиях и проблемах на VoIP-рынке России, тенденциях и игроках в интервью CNews.ru рассказал Юрий Зигуля, генеральный директор ОАО "Информационное бюро «Бизнес волна».

CNews.ru: Какие основные события произошли на российском рынке предоплаченных услуг IP-телефонии за прошедшие месяцы этого года? Как они повлияли на расстановку сил?

Юрий Зигуля: Нельзя сказать, что прошедшие месяцы текущего года были насыщены событиями. Министерство связи приостанавливало свою работу на длительный срок, а это не могло не привести к стагнации в отрасли связи в целом и к утрате динамики развития рынка IP-телефонии в частности.

Все участники рынка замерли в ожидании предстоящих преобразований. Правовое поле отрасли IP-телефонии по-прежнему остается неопределенным, сохраняются опасения за будущее сектора рынка.

Изменение в расстановке сил на рынке предоплаченных услуг IP-телефонии обусловлено, скорее, внутренними причинами. Среди них я бы отметил высокую степень подвижности и низкую лояльность клиентов предоплаченных услуг; несопоставимое качество услуг IP-телефонии от провайдера к провайдеру; сохранение высокой маржи, что предопределяет выход на рынок нового значительного числа провайдеров и дальнейшее обострение конкуренции на рынке.

Тем не менее, расстановка сил значительных изменений не претерпела: ни одна из отраслеобразующих компаний: ни «Голден Телеком», ни «Система», ни «Связьинвест», не оказывают значительного влияния на рынок предоплаченных услуг в общероссийском масштабе.

Конкуренция происходит, скорее, среди многочисленных небольших региональных операторов связи с попеременным перемещением лидеров в аутсайдеры и обратно.

CNews.ru: Как вы оцениваете объем московского и российского рынка — другими словами, на какую сумму продается карточек IP-телефонии, включая мультисервисные карты, позволяющие звонить и получать доступ в интернет?

Юрий Зигуля: Объем российского рынка оценивать не берусь, также затрудняюсь оценивать рынок карт удаленного доступа в интернет. Могу сказать лишь об объеме московского рынка предоплаченных карт IP-телефонии. Он составляет не менее ста миллионов долларов в год.

Полный текст интервью

Виктор Каледин: Качество услуг «серых» операторов разрушительно влияет на имидж IP-телефонии

Виктор КалединНа вопросы CNews.ru отвечает Виктор Каледин, генеральный директор компании «Зебра Телеком».

CNews.ru: Как вы оцениваете общее состояние рынка «карточных» услуг в России? Какие изменения произошли на этом рынке за последний год?

Виктор Каледин: Рынок карточной телефонии в России сейчас является одним из самых динамичных и наиболее доходных сегментов IP-телефонии. Так, по данным IKS-Consulting, в 2003 году на телефонные карты пришлось около 55% всех доходов от услуг IP-телефонии и около 30% от общего IP-трафика. Очевидно, что в текущем году темпы роста рынка телефонных карт несколько снизились, хотя количество самих карт продолжает постоянно расти.

Так, например, список компаний, выпускающих собственные карты, пополнился ведущими торговыми сетями салонов связи. За этот год выпуск совместных карт из единичных проектов превратился в тенденцию рынка. Только у «Зебры Телеком» сегодня 13 подобных проектов с такими сетями, как московские «Мобайл Центр», «Мобитель», Dixis, «Бета-Линк», «Техмаркет», «Маранд», «Альт Телеком», петербургские «Телефорум», «Техносвязь», West Telecom и «Связар» и интернет-магазин MetroShop.ru. Эти проекты активно развиваются, обрастая новыми дополнительными сервисами.

Сегодня мы наблюдаем активный рост региональных рынков IP-телефонии — в том числе и в карточном сегменте. Карты приобретают большую популярность среди самых разных слоев населения — от студентов до пенсионеров. Во многом повышение пользовательской активности обусловлено повышением качества услуг, предоставляемых региональными операторами IP-телефонии. Работая более чем со 130 операторами во всех экономически развивающихся регионах страны, мы можем отметить увеличившуюся активность наших партнеров в сфере маркетинга своих продуктов — создаются новые маркетинговые и промо-программы, людям активно объясняют, как пользоваться картами, и, главное, что им это дает.

Конечно, развитие карточного сегмента на региональных рынках во многом зависит от экономического потенциала региона. При этом на первый план нередко выходят проблемы, обусловленные административными и бюрократическими преградами в развитии технических баз. Нередко альтернативным операторам приходится сталкиваться с противодействием местных коммуникационных монополистов или групп наиболее активных игроков на локальном коммуникационном рынке.

Крупнейшие операторы понимают, что за IP-телефонией будущее. В текущем году о своем желании работать с частными лицами в этом направлении заявили государственные компании. Так, в Москве и Московской области активизировался «Ростелеком», кроме того, собственные карты выпускает «ЦентрТелеком». Очевидно, что приход на рынок IP-телефонии таких мощных игроков приведёт к серьезным изменениям ситуации и стремительному развитию сегмента телефонных карт.

CNews.ru: С полгода тому назад рынок был взбудоражен слухами о том, что либерализация на рынке скоро закончится, и альтернативные операторы подпадут под довольно жесткое регулирование. Прокомментируйте, пожалуйста, нынешнюю ситуацию с регулированием IP-телефонии в России.

Виктор Каледин: Сегодня услуги IP-телефонии отдельно не лицензируются. Они входят составной частью в лицензию на телематику. И ни одна компания без такой лицензии не может заниматься предоставлением услуг IP-телефонии.

В последнее время действительно активно обсуждалась возможность выведения IP-телефонии в отдельную лицензию, что, бесспорно, является положительным процессом. Вопрос в другом. Сейчас идет разработка приложений и нормативных актов к закону «О связи», определяющих суть IP-телефонии как коммерческой услуги. Если в этих документах IP-телефония будет классифицирована как услуга предоставления дальней связи с сохранением коммерческой привлекательности технологии, то мы, как лидер рынка, в случае принятия такого решения получим эту лицензию одними из первых. И будем работать, соблюдая все положенные нормативы, предписанные законодательными актами, будь то качественные оценки связи или требования системы СОРМ.

По последней же информации, озвученной министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом в первых числах ноября, в новом проекте перечня, который будет внесен в правительство в ближайшее время, нет отдельной лицензии на IP-телефонию, то есть для предоставления услуг IP-телефонии операторам по-прежнему достаточно будет только лицензии на телематику.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS