Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Региональный разрез

Региональный разрез

По мнению Юрия Зигули, сравнивать ситуацию в регионах и столице не имеет смысла, что вызвано уникальностью формирования рынка в Москве. Столица перенасыщена различного рода экспатриантами, национальными диаспорами, мигрантами не только из России и СНГ, но и дальнего зарубежья — основными потребителями предоплаченных услуг IP-телефонии. Такой ситуации не наблюдается ни в одном из городов России. Поэтому, по его мнению, для региональных рынков IP-телефонии можно отметить следующие особенности: несопоставимо меньший масштаб рынка; преобладание в структуре IP-телефонного трафика внутризоновых соединений и звонков в Москву; небольшое количество международного телефонного трафика. В целом, региональные рынки предоплаченных услуг IP-телефонии не развиты, региональный потребитель в своей массе вообще не знаком с такой услугой, он более консервативен и не желает отказываться от традиционной «восьмерки», такой рынок очень тяжело «раскачать».

Кроме этого, операторов от экспансии в регионы отпугивают отсутствие внятной системы дистрибуции карточного продукта; наличие, порой, единственного конкурента в лице местной электросвязи с возникновением неизбежного административного прессинга с его стороны; бедность местной телекоммуникационной инфраструктуры, скудность свободных телекоммуникационных ресурсов и другие факторы. Тем не менее, карточный рынок развивается не только в Москве, но и в других городах России и в странах СНГ.

Рынок карточной телефонии Санкт-Петербурга

Продажами предоплаченных услуг IP-телефонии в Санкт-Петербурге занимаются как универсальные операторы связи, такие, как «Голден Телеком», «Петерстар», «Метроком», «Смарт Телеком», так и компании, специализирующиеся исключительно на карточном виде услуг: «Зебра Телеком», «Корпорация ОСС», «Элвис Телеком», «Коминтел» и другие. Свою отдельную нишу занимают компании, которые занимаются продажей услуг дальней связи только по определенным направлениям. В основном такие фирмы распространяют свои телефонные карты в национальных диаспорах.

В отличие от Москвы, где темпы роста карточного рынка несколько замедлились, в Санкт-Петербурге до сих пор наблюдается существенный рост продаж карточно-телефонных услуг и объемов IP-трафика. Так, компания «Ланк Телеком» отмечает рост объема продаж за последний год в полтора раза, а компания «Смарт Телеком» (торговая марка PHONECLUB) наблюдает ежемесячный прирост объема трафика в размере около 40%. По прогнозам, в 2004 году рынок может вырасти еще на 50–70%.

Так же, как и в Москве, в северной столице продолжается снижение цен, первоначально спровоцированное приходом в Санкт-Петербург московских компаний. В острой конкурентной борьбе за потребителя местным компаниям не оставалось ничего другого, как подстраиваться под уровень цен, диктуемый столичными компаниями, такими, как «Корпорация ОСС», «Зебра Телеком», «Элвис Телеком» и другими. В результате, например, «Петерстар» на некоторых направлениях снизил цены в два раза; среднее снижение стоимости услуг у «Ланк Телеком» составило около 30%. Тенденция к снижению тарифов, как считают эксперты, сохранится в ближайшем будущем.

Увеличилась и рекламная активность компаний, которые стали проводить заметно больше маркетинговых акций, чем ранее. Наиболее активно рекламировались «Зебра Телеком», «Петерстар», «Вест-колл», «Ланк Телеком». Как правило, все маркетинговые акции сводились к скидкам или выдаче бонусов.

Карточный рынок Санкт-Петербурга открыт для новых игроков. Так, на рынок IP-телефонии, а затем и на рынок предоплаченных VoIP-услуг вышла компания «Петерлинк». О своем желании освоить этот сегмент телекоммуникаций сообщали также компании «Астелит», «Роскомсвязь», «ВНТ-Петербург» и «Комлинк». Карточный рынок подстегивает относительно невысокая цена вхождения — инвестиции в оборудование оцениваются на уровне $15–20 тыс.; более существенных затрат требуют биллинговые системы и оплата трафика (в случае небольших объемов, что характерно для новичков, цена на него будет относительно высока). Кроме того, ряд ведущих операторов сдает в аренду свою техническую инфраструктуру.

Рынок предоплаченных услуг международной связи на Украине

Историческая справка

К 2000 г. на Украине сформировался рынок IP-телефонии, который, по оценкам специалистов, составлял около 1,5 % рынка международных переговоров. Этот рынок развивался быстрыми темпами, так как предоставляемые услуги международной связи операторами IP-телефонии по стоимости были в несколько (в 3–5) раз меньше, чем подобные услуги от «Укртелекома», не говоря об операторах мобильной связи. (Стоимость услуг международной связи последних остается очень высокой и сегодня, и ею пользуется незначительно количество украинцев.)

Ставшее «популярным» постановление Кабинета министров Украины (КМУ) № 515 «О внесении изменений в Постановление КМУ № 1755 от 29 ноября 2000 г.», принятое 16 мая 2001 г., внесло свои «коррективы» в развитие этого сегмента рынка, отголосок которых имеет место и в 2004 г. Этим постановлением фактически была сделана попытка ввода лицензирования IР-телефонии на Украине. Согласно букве этого постановления, за занятие этим видом деятельности операторам предписывалось заплатить 52 900 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (899300 грн.) (международная связь), а для междугородной — 2000 не облагаемых налогом минимумов (34 000 грн.) (текущий курс Национального банка Украины (НБУ) — 1$ за 5,33 грн.). Лицензию на услуги телефонной связи предполагалось выдать сроком на 15 лет, но за нее нужно было бы сразу заплатить.

Основные моменты недовольства со стороны операторов были вызваны и вводом лицензии, и суммой, которую необходимо за нее «выложить», и тем фактом, что на Украине IP-телефония не получила официального статуса, с вытекающими из этого последствиями. Любопытно, что на тот момент ни в одном законе Украины не существовало не только определения IР-телефонии, но и понятия «телефонная связь». В законодательстве определено понятие «связь», но не существует понятия «телефонная связь» и, тем более, «IP-телефония». О том, что IP-телефония не является телефонной связью в обычном понимании, свидетельствует тот факт, что Государственный комитет по связи и информатизации не разработал лицензионных требований к операторам IP-телефонии.

Накануне этих событий, ЗАО «Утел», ведущий национальный оператор международной и междугородной связи, которым владеет «Укртелеком», заявил, что теряет примерно 10% рынка исходящего трафика международной связи из-за появления альтернативных видов такой связи, в частности, IP-телефонии. По словам, президента компании Алексея Маринчука эти выводы были сделаны на основании снижения темпов роста международного трафика в компании. Тогда прозвучала первая оценка доли IP-телефонии в международной связи на Украине — 20%, и было обещано что «Утел» проведет специальное исследование этого вопроса и обнародует его результаты.

В украинских СМИ встречались сообщения о силовых попытках наказания IP-телефонистов и неправомерных действиях регулирующих органов. Летом 2001 г. была создана Украинская ассоциация провайдеров интернет-телефонии (УАПИТ), которая встала на защиту операторов рынка IP-телефонии. Но все это закончилось тем, что в конце этого года национальный оператор связи «Укртелеком» заключил договоры с 24 компаниями, предоставляющими услуги международной телефонной связи с применением технологий IP-телефонии. В частности, соответствующие договоры с оператором подписали ООО Golden Telecom, СП «Инфоком», ЗАО Priocom, ЗАО «Украинские коммуникации», ОАО Unitel, ЗАО «Укомлайн», ООО Global Ukraine, ООО MacroTel (все из Киева), ООО «Загальні мережі» (Львов), частный предприниматель Сергей Розмаитый (Черкассы), ООО IP Telecom (Краматорск Донецкой обл.), ООО NewTel (Харьков), частное предприятие (ЧП) Delta Telecom, СП «MEM» (оба — Одесса), «НПП Днепр», ООО «ВЭНТ Компани», ООО Sulak (все — Днепропетровск), а также ООО IPC Company (Донецк). Согласно договору, IP-телефонисты обязаны оплачивать доступ к своим серверам телематических услуг абонентов «Укртелекома».

Летом 2002 г. операторы международной и междугородной телефонной связи Украины приняли Декларацию «Основные принципы взаимодействия операторов международной, междугородной связи на Украине». В ней определены основные принципы, на которых будет и должна быть основана работа операторов, чтобы исключить недобросовестную конкуренцию на рынке международной связи на Украине и обеспечить легальность предоставляемых услуг. В Декларации, в частности, отмечено, что «предоставление услуг международной и междугородной связи, независимо от технологии, способа передачи и обработки трафика осуществляется только операторами связи, которые имеют на это лицензии». Среди них 9 компаний — «Укртелеком», «Утел», «Киевстар», Golden Telecom, «Телесистемы Украины», DCC, «Украинские коммуникации», «Укомлайн» и «Интернациональные телекоммуникации».

«Второй удар молнии» грянул осенью 2002 г., когда операторы, имеющие лицензии на предоставление услуг международной связи, подписали меморандум и с сентября отключили от своих линий всех конкурентов, специализирующихся на IP-телефонии (около 40 компаний). Их аргументация сводилась к тому, что лицензия на международную связь стоит несколько млн. грн., тогда как операторы IP-телефонии фактически предоставляют эту связь в несколько раз дешевле и без лицензии.

Опять начались обращения IP-телефонистов к власти в самом разном проявлении — от индивидуальных до открытых писем интернет-ассоциаций и IP-телефонистов. Эта «эпопея» завершилась вмешательством Антимонопольного комитета после того, как Хозяйственный суд Киева признал недействительным постановление Кабинета министров Украины от 16.05.2001 № 515. Суть решения состоит в том, что предоставление интернет-провайдерами услуг международной и междугородней связи с использованием технологии IP-телефонии может осуществляться без лицензии.

Но точка во всем этом не поставлена. Госкомсвязи информатизации разрабатывает правила лицензирования IP-телефонии. Более того, с 2003 г. на этом рынке сложилась «ценовая уравниловка» — сегодня на сайтах многих операторов IP-телефонии имеется ссылка о том, что по приказу № 120 от 07.06.2002 г. «О граничных тарифах» Государственного комитета связи и требований ЗАО «Укртелеком», установлены тарифы на услуги международной телефонии на уровне граничных тарифов минус 20%.

Объем рынка

Представленная выше «историческая справка» последних 3 лет развития IP-телефонии на Украине даже при общем знакомстве красноречиво свидетельствует о том, что этот сегмент украинского телекоммуникационного рынка далек от состояния устойчивости, хотя бы потому, что окончательно не определены «правила игры». Кроме того, это описание рынка предоплаченных услуг международной связи, необходимо для понимания того факта, что результаты представленного обзора украинской IP-телефонии органично связаны с происходившими событиями. По данным «Укртелекома», общий ежемесячный трафик международных разговоров составляет около 200 млн. минут. При этом, согласно экспертным оценкам, пик международных разговоров через операторов IP-телефонии приходится на 2001 г., когда их стоимость различалась в несколько раз (см. диагр. 1 и диагр. 2). Из этого объема трафик предоплаченных услуг составляет около 30–35 %.

Распределение трафика IP-телефонии по годам, млн. мин.

Распределение трафика IP-телефонии по годам, млн. мин.

Источник: результаты обработки экспертных оценок специалистов

Доля IP-телефонии от общего международного трафика, %

Доля IP-телефонии от общего международного трафика, %

Источник: результаты обработки экспертных оценок специалистов

В настоящее время услуги на украинском рынке IP-телефонии оказывают 40–45 операторов. При этом только около 40 % из них оказывают предоплаченные услуги, а остальные, работая якобы на корпоративном рынке услуг, находятся в «сером» и «черном» сегментах, или, мягче говоря, они не являются публичными в том смысле, что их «известность» не определяется свободным распространением карточек на предоставление предоплаченных услуг, а большинство из них даже не имеют сайтов.

Типы предоплаченных услуг и пользователей

Факт предоставления предоплаченных услуги международной связи, как любых предоплаченных услуг, фиксируется на так называемых скретч-карточках (или просто карточках). Существует два типа таких карточек: корпоративные и индивидуальные (разовые).

Корпоративные карточки долгосрочны и являются дополнением к официальному договору (соглашению) между оператором IP-телефонии и компанией, выступающей потребителем этих услуг. На корпоративной карточке находится уникальный код доступа (аналог пароля пользователя), а ее баланс пополняется перечислением денег на счет оператора IP-телефонии.

Средство предоплаты индивидуальных пользователей — это разовые скретч-карточки. Они представляют собой привлекательно оформленные карточки, на обратной стороне которых под защитным покрытием находится PIN-код, позволяющий осуществить доступ к услугам международной связи. Кроме того, на карточке указывается номер телефона дозвона на АТС (в одном или нескольких городах), где располагается шлюз оператора, краткая инструкцию по использованию. Как правило, разовые карточки доступны в почтовых отделениях и узлах связи, отделениях банков, с которыми эмитенты карточек заключили соответствующие договоры, на раскладках по продаже различных карточек, например Best Card Service, в салонах продажи средств связи.

Некоторые эмитенты для индивидуальных потребителей вместо карточек предлагают ваучеры, которые можно приобрести в отделениях определенных банков, с которыми имеются договорные отношения.

Тарифы и системы тарификации

Стоимость карточек предоплаченных услуг международной связи составляет от $2 до $100, но в этом диапазоне может быть несколько номиналов, что иногда влияет на срок действия карточки после ее активации. При этом единицей измерения могут быть доллар, евро, ТЕ (телефонные единицы), ТЮ (телефонные юниты), юниты или гривна.

Каждый эмитент карточек определяет свой срок действия карточки после ее активации:

  • неограниченный;
  • 6 месяцев;
  • 12 месяцев;
  • зависящий от стоимости карточки.

С осени 2003 г. на Украине для всех операторов связи действует единая система тарификации звонков — посекундная тарификация с первой секунды. Но пока еще не все операторы IP-телефонии перешли на эту систему тарификации — существуют самые различные системы тарификации (см. табл. 2).

Таблица 2. Карточки, их характеристики и системы тарификации

Источник: данные операторов

Сегодня международная ІР-телефония на Украине — по существу, услуга, регулируемая государством. Описанные в начале этого обозрения события обусловили для большинства операторов IP-телефонии «правила игры» «Укртелекома» и Госкомсвязи и информатизации. Эти правила очень простые — «минус 20% граничных цен» на предоставляемые услуги. Ниже приведены «граничные» цены на услуги фиксированной международной связи для «Укртелекома» и Ростелекома по направления в бизнес- и льготное время.

Тарифы на услуги международной телефонной связи за 1 мин., $ (бизнес-время / льготное время)

Тарифные зоныУкртелекомРостелеком
Восточная Европа0,43/0,350,43/0,35
Центральная / Северная Европа0,65/0,550,72/0,48
Западная Европа1/0,850,65/0,43
Центральная Азия1/0,850,85/0,43
Северная Америка0,65/0,460,64/0,43
Восточная Азия1,6/1,350,97/0,65
Африка1,6/1,351,4/0,96
Австралия / Океания0,6/0,51,17/0,8
Средние показатели0,94/0,780,85/0,57
   
   
Средняя стоимость 1 минутыУкртелекомРостелеком
Бизнес-время0,940,85
Льготное время0,780,57
   
   
Ср. стоимость 1 мин. международной связи в Украине
 20012004
Фиксир. связь1,670,94
IP-телефония0,810,62

Источник: «Укртелеком», «Ростелеком»

Ср. стоимость 1 мин. международной фиксированной связи, $

Ср. стоимость 1 мин. международной фиксированной связи, $

Источник: «Укртелеком», «Ростелеком»

Поэтому тарифы тех операторов IP-телефонии, которые играют по этим правилам, абсолютно одинаковые. А вынуждены они так «играть», потому что подключены к сети пока еще не приватизированного «Укртелекома».
Но есть и другая группа компаний, у которых тарифы несколько ниже. Например, использование сетей TARIO.net, RINONET позволяет снизить стоимость звонков в Россию в 2–2,5 раза по сравнению с остальными операторами IP-телефонии.

У большинства операторов IP-телефонии имеется 2 вида тарифов, незначительно отличающихся друг от друга:

  • стоимость минуты разговора в бизнес-время (с 8:00 по 18:00 в рабочие дни недели);
  • стоимость минуты разговора в льготное время (в рабочие дни недели с 18:00 по 8:00, в субботу, воскресенье и праздничные дни).

Существующая политика скидок у большинства IP-операторов одинакова — снижение стоимости 1 мин. разговора для более популярных направлений. «Популярность» направлений у каждого IP-оператора своя. Об этом можно узнать из тарифов каждого IP-оператора, хотя у некоторых есть и специальные карточки, например, UNITEL Spilka (пользователи этой предоплаченной услуги могут общаться с 22 странами в указанное время по тарифу $0,22 за минуту).

Таблица 3. Стоимость 1 мин. международного разговора (предоплаченные услуги)

Ср. стоимость 1 мин. предоплаченной международной связи в бизнес-время, $

Ср. стоимость 1 мин. предоплаченной международной связи в бизнес-время, $

Источник: прайс-листы операторов

Ср. стоимость 1 мин. предоплаченной международной связи в льготное время, $

Ср. стоимость 1 мин. предоплаченной международной связи в льготное время, $

Источник: прайс-листы операторов

Экономическая и маркетинговая эффективность

Сложившаяся ситуация на украинском рынке IP-телефонии, когда есть «Укртелеком» вместе с теми, кто «играет» по его правилам, и есть все остальные, упрощает анализ экономической и маркетинговой эффективности работы операторов IP-телефонии.

Для первой группы операторов IP-телефонии («Укртелекомовской») экономическая эффективность определена правилом «минус 20% от граничных цен». Поэтому их главная надежда — маркетинговые мероприятия, которые позволят им привлечь пользователей к своим услугам. К таковым относятся и оформление карточек, и услуги по их доставке, и реклама в СМИ и на транспорте, привлечение «лоточников» и т.д. Именно от этого и зависят объемы продаж. Например, осенью 2003 г. в еженедельнике «Контракты» №37 на основе опроса распространителей карточек были приведены следующие данные по киевскому рынку (см. диаграмму 3) среди операторов, предлагающие карточки одинаковой стоимости.

Распределение киевского рынка предоплаченных услуг международной связи, % (2003 г.)

Распределение киевского рынка предоплаченных услуг международной связи, % (2003 г.)

Источник: Контракты, № 37, 2003

Для второй группы IP-телефонистов, работающих не в сетях «Укртелекома», есть возможность предложения более низких цен, что, собственно, определяет их экономическую и маркетинговую значимость. 20%-я разница в цене не в состоянии компенсировать неудобства в работе с карточками (необходимость их покупать, набирать многоцифровой номер для доступа). Для потребителей, редко пользующихся услугами международной связи, не имеет особого смысла приобретать карточки. Им проще набрать номер абонента за границей через «8–10», чем тратить время на поиск карточки предоплаченных услуг международной связи.

«Некарточный способ» избрали небольшие региональные компании или интернет-провайдеры, для которых ІР-телефония — не приоритетный вид бизнеса. Они просто продают код доступа к услуге на определенную сумму. Часть из них перешла на «серый» бизнес, нелегально реализуя ІР-услуги своим корпоративным клиентам по ценам в 1,5–2 раза ниже, чем у публичных операторов.

Оценки, тенденции, риски, перспективы

Исследование рынка предоплаченных услуг международной связи на Украине позволяет сделать следующее заключение:

  1. Несмотря на «нормативно-правовую несостоятельность», этот рынок существует, так как на нем присутствуют публичные компании, эмитирующие карточки предоплаченных услуг. Именно благодаря этому рынку операторы фиксированной связи вынуждены снижать стоимость своих услуг на международную связь. В 2004 г. намечено снижение тарифов фиксированной международной связи, что позволит и IP-операторам также снизить свои тарифы даже при правиле «минус 20% от граничных цен».

  2. Несомненными лидерами на рынке предоплаченных услуг является «Укртелеком», а также «Утел» (основной оператор международной связи на Украине) и Infocom, которые эмитируют свои карточки, а также предоставляют услуги через сторонние компании, например ХСД (карточки АЗАРТ) и других операторов. В то же время быстро развивается сеть TARIO.net, что в перспективе может составить серьезную конкуренцию неприватизированному «Укртелекому».

  3. До тех пор пока будет работать правило «минус 20% от граничных цен», вряд ли будет наблюдаться быстрый рост объема рынка предоплаченных услуг международной связи. Эта ситуация может измениться только после приватизации «Укртелекома», которая намечена на 2004 г.

  4. Лицензирование IP-телефонии (если эти механизмы предоставит Госкомсвязи и информатизации Украины) существенно не изменит сложившую ситуацию (публично работающие компании (около 20) в этом смысле и так имеют иммунитет). Но такое состояние абсолютно точно не способствует развитию этого сегмента украинских телекоммуникаций и относится потенциальными операторами в часть рисков. Попытка лицензировать операторов IP-телефонии на тех условиях, которые пытались к ним применить в 2001–02 гг., приведет к тому, что на Украине может остаться 10–11 операторов предоплаченных услуг, а такое же количество «уйдет в тень», т.е. общее число IP-операторов уменьшится вдвое.

  5. Можно утверждать, что существующая ситуация на рынке предоплаченных услуг продлится до конца 2004 г.

CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS