Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Андрей Егоров: Традиционная телефония вымрет к 2009 году

Андрей ЕгоровО современных тенденциях, проблемах и перспективах на российском VoIP-рынке, интервью CNews.ru рассказал Андрей Егоров, директор по развитию бизнеса телекоммуникационной компании TEL..

CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, изменения произошли на VoIP-рынке России за последний год?

Андрей Егоров: Последний год характеризовался бурным ростом VOIP-телефонии. И это не удивительно, растет экономика России, вместе с ней (даже опережая темпы роста ВВП), растет телекоммуникационный рынок. Для рынка VOIP-телефонии характерна возрастающая конкуренция — все больше и больше телекоммуникационных компаний приходит на этот рынок и, соответственно, снижается стоимость самих услуг VOIP-телефонии. Но капитализация самого VOIP-рынка все равно растет: происходит отток услуг из других секторов телекоммуникационных услуг (например, из традиционной телефонии).

CNews.ru: Какие направления телефонных разговоров с использованием предоплаченных карт VoIP-телефонии развивались динамичнее всего в прошлом году? С чем, на ваш взгляд, это связано?

Андрей Егоров: Я могу выделить традиционные направления: Россия, страны СНГ (куда звонят проживающие в столице и приезжающие из стран Содружества на работу в Москву), традиционно крепкие хозяйственные связи со странами Западной Европы, много звонков в Польшу, Чехию. Есть специфический трафик в Китай, Вьетнам, Индию, Турцию, Южную Корею — это также связано с наличием деловых контактов и присутствием в Москве рабочей силы из этих стран.

CNews.ru: Кто в настоящее время является большим потребителем услуг VoIP-телефонии: корпоративный или сектор частных пользователей?

Андрей Егоров: VOIP-телефония несет в себе массу преимуществ для клиентов. Во-первых, она делает клиента независимым в выборе поставщика телекоммуникационных услуг — это касается как использования телефонных шлюзов, так и использования публичного интернета в качестве транспорта для подключения к поставщику услуг местной телефонной связи. Поэтому у рынка VOIP-телефонии есть будущее как в корпоративном секторе (снижение телекоммуникационных издержек, мобильность), так и в частном секторе — за счет низких тарифов на междугородную и международную связь и за счет появления новых услуг: не все еще знают о том, что практически к любому выделенному каналу интернета можно подключить специальное оборудование и получить телефонный номер у независимого поставщика телекоммуникационных услуг. В настоящее время VOIP-услуги востребованы как корпоративными пользователями, так и частными лицами.

CNews.ru: Какую долю в бизнесе вашей компании занимает выпуск и продажа предоплаченных карт IP-телефонии? Каковы были обороты по этой позиции в прошлом году и прогноз развития в этом?

Андрей Егоров: Пока эта доля в нашей компании очень мала. Речь идет о 5% от всего трафика по предоплаченным картам. В основном, компания «ТЕЛ» предоставляет услуги связи в кредит для корпоративных пользователей. Но мы ориентируемся на потребности рынка, на свои технические возможности. С введением в коммерческую эксплуатацию нового оборудования, мы в состоянии охватить больший сегмент рынка, поэтому мы предложили ряд уникальных услуг на основе предоплаченных карт: неограниченный межгород и карточный тариф «Лето-2004».

CNews.ru: Одним из основных преимуществ услуг, предоставляемых вашей компанией, является «приоритетное использование традиционных каналов связи». Более высокое качество дальней связи по сравнению с использованием публичного интернета операторами IP-телефонии — с этим трудно поспорить. Но каким же образом вам удается предоставлять конкурентоспособные по ценам сервисы?

Андрей Егоров: Здесь нет ничего удивительного. Кроме цены на трафик, существует понятие качества связи. Согласитесь, что если вам предложат тариф на порядок дешевле имеющегося, но у вас будут постоянные жалобы на качество связи, доступность телефонных сетей будет низкая, то такой тариф уже не кажется таким привлекательным.

Компания «ТЕЛ» имеет партнерские отношения с ведущими телекоммуникационными компаниями как в России, так и за рубежом. Суммарный трафик компании позволяет нам получать интересные операторские тарифы на трафик по традиционным каналам связи, а это, в свою очередь, дает нам возможность предлагать услуги конечным пользователям по справедливым ценам. Поэтому мы по принципиальным соображениям не используем VOIP-технологию через публичный интернет. Наши заказчики — в основном корпоративные клиенты, а для бизнес-связи важно качество.

CNews.ru: Насколько успешной оказалась инициатива компании по запуску летнего предложения по предоплаченным телефонным картам или пин-кодам «Лето-2004»? Планируется ли проводить подобные акции и в дальнейшем?

Андрей Егоров: Карточный тариф «Лето-2004» имел огромный успех. Нам удалось в одном тарифном плане совместить специальные тарифы на популярные направления — Россия, СНГ, страны Европы, Северной Америки, некоторые азиатские направления. Причем наша компания использует преимущественно каналы традиционной телефонной связи для предоставления услуг по предоплаченным телефонным картам, таким образом, нам удалось добиться высокого качества связи.

Мы изучали аналогичные телефонные системы других операторов связи и продумали голосовое меню таким образом, чтобы оно было простым и интуитивно понятным для звонящего. Сейчас доступна авторизация по А-номерам, это очень удобно для звонков с сотовых телефонов.

В ближайших планах развитие голосового меню: появятся такие функции как конференц-связь, телефонная книга, персональный кабинет с доступом через интернет. Планируется запуск предложения «Зима-2004», где мы опять снизим цены по основным направлениям. Переход наших существующих клиентов тарифа «Лето-2004» на тариф «Зима-2004» произойдет автоматически. Это будет наш подарок к Новому году.

CNews.ru: Можно ли обнародовать число ваших клиентов, которые воспользовались услугой «Неограниченный межгород», предложенной в январе этого года? Известны ли вам подобные тарифные планы конкурентов? В чем вы видите преимущество вашей услуги unlimited?

Андрей Егоров: Число клиентов услуги «Неограниченный межгород» измеряется сотнями. С одной стороны, это немного, с другой — это первый опыт, и некоторые компании все еще предпочитают платить поминутную плату. Эта услуга выгодна для компаний с ежемесячным объемом переговоров больше 300 долларов. Если объем переговоров компании составляет 500 долларов, то с нашей услугой она экономит 200 долларов.

Насколько мне известно, у конкурентов аналогичной услуги нет. Есть похожие услуги в рамках сотовых сетей, но мы сейчас говорим о фиксированной связи, а это совсем другое качество. Для ряда крупных корпоративных клиентов мы пошли еще дальше — мы предоставляем возможность неограниченного межгорода через поток Е-1 за 3500 у.е. в месяц — по нашим подсчетам при трафике свыше 35000 минут в месяц это выгодно для клиента, а поток Е-1 пропускает в месяц до 300000 минут, т.е. в 8,5 раз больше.

Вы спросите, а в чем наш интерес? Не будет ли эта услуга убыточна? Нет, нам интересно комплексное предоставление услуг клиентам — суммарный доход от клиента все равно превышает наши затраты.

CNews.ru: Планирует ли компания «ТЕЛ» расширять географию своего присутствия в городах России, либо услуги по дебетным телефонным картам TEL будут по-прежнему доступны только с московских телефонов?

Андрей Егоров: Пока география наших услуг по дебетным картам — только Москва. В ближайшее время мы планируем открыть представительства в ряде крупнейших городов России, об этом уже достигнуты предварительные договоренности. Не все делается так быстро, как хотелось бы. У нас основательный подход. Прежде, чем реализовать какой-либо проект, он проходит тщательную проверку как с экономической, так и с технической точки зрения. Но когда мы реализуем проект, то занимаем крепкие позиции на рынке и работаем на перспективу.

CNews.ru: Какова технологическая инфраструктура компании, на базе которой вы предоставляете предоплаченные телефонные сервисы? Есть ли планы по ее расширению и модернизации?

Андрей Егоров: Технологическая база услуги предоплаченной телефонной связи построена на базе оборудования CISCO. Но недостаточно иметь просто хорошее оборудование, мы используем специальный сертифицированный биллинг на основе базы данных ORACLE, главное достоинство которого — масштабируемость: мы не боимся наплыва клиентов, он испытан в жестких условиях, когда одновременной авторизации запрашивало более 1000 клиентов. Телефонная связь по предоплаченным картам — интересное направление в телекоммуникационном бизнесе.

Но в этом секторе работает множество компаний. Выход на рынок этой услуги с технологической точки зрения очень простой — необходимы шлюз и программное обеспечение.

Для предоставления VOIP-телефонии нет необходимости иметь разветвленную волоконно-оптическую сеть, а также жесткие внутренние нормативы по резервированию оборудования, как в случае предоставления услуг местной, междугородной и международной связи для корпоративных заказчиков. Для корпораций отсутствие связи даже в течение 5 минут чревато большими вмененными издержками, а для нас, как для оператора, это просто недопустимо.

Прежде всего, мы ориентируемся на качество самой услуги, под которой мы понимаем не только бесперебойность предоставления слуг, но и качество клиентского обслуживания: работу абонентского отдела, круглосуточной службы технической поддержки.

Эта внутренняя работа оператора связи по увеличению надежности услуг не видна клиенту. Но так и должно быть: мы же не думаем, когда дышим, так и связь — когда она есть, ее не замечаешь, но когда она пропадает, то понимаешь, что она необходима, как воздух.

CNews.ru: Назовите, пожалуйста, каналы дистрибуции карт TEL. Будете ли вы расширять их в ближайшей перспективе?

Андрей Егоров: Сейчас карты TEL можно приобрести в самой компании, через службу доставки (которая не только доставит карту, но и обучит вас пользованию картой), а также сейчас стало популярным виртуальное приобретение карт, когда в пластиковом варианте сама карточка не предоставляется, а клиенту высылается только номер карты, пин-код и инструкция по использованию. Мы планируем привлечение ведущих дистрибьюторских компаний, есть наработки по созданию специальных телефонных карт под маркой известных ритейловых брендов.

CNews.ru: Какова стратегия и тактика компании на ближайшую перспективу? Чем вы еще порадуете своих клиентов?

Андрей Егоров: Наша компания проводит серьезный анализ текущей рыночной ситуации. К концу 2004 года мы предложим ряд уникальных услуг. Они будут направлены на предоставление высокоскоростного доступа (100 мБит/сек) в интернет на всей территории Москвы. Сейчас компания «ТЕЛ» инвестирует до 40% прибыли на развитие собственной волоконно-оптической сети.

В течение нескольких лет мы построим разветвленную сеть доступа. Также наша компания активно развивает телекоммуникационные услуги в Подмосковье — у нас есть хорошие наработки по Новорижскому, Калужскому, Ленинградскому направлению. Можно ожидать дальнейшего совершенствования услуг с фиксированной оплатой за неограниченное время разговора/доступа в интернет.

CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, изменения произойдут на VoIP-рынке России в ближайший год?

Андрей Егоров: Существует прогноз, что к 2009 году как таковая традиционная телефония вообще перестанет существовать — останется пакетная передача данных, а будет ли это голос, мультимедиа или видео — будет зависеть от оконечного оборудования и желания потребителя. В ближайший год вероятна тенденция дальнейшего роста рынка услуг VOIP-телефонии, прежде всего, за счет корпоративных заказчиков, которые более консервативны, чем частные лица, и которые пока еще не осознали возможности VOIP-телефонии.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS