Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

США построили «телефонный коммунизм»

США построили «телефонный коммунизм»Никогда прежде международная связь не была такой дешевой — звонок из США в Москву по карте Super Quick, например, обходится в 1,9 цента в минуту. Эта 20-долларовая карта позволяет «болтать» с российской столицей 1052 минуты или более 17 с половиной часов! Это ли не показатель того, как правильно найти компромисс между государственным регулированием отрасли и свободными рыночными механизмами ценообразования? Впрочем, эта песня еще не спета…

На стадии своего становления продавцы телефонных карт в США делали ставки на иммигрантов и бедных граждан, не имеющих телефона. С ростом конкуренции между операторами связь сильно подешевела, но предоплатные карты не потеряли своей популярности.

По подсчетам исследовательской фирмы CPR Group, около 55% семей с высоким доходом предпочитают платить провайдеру дешевой связи по карточкам, а не своему оператору. Среди малоимущих таких семей тоже немало — около 50%. Карты действительно очень выгодны. К примеру, за $20 по предоплаченной карте из США можно поговорить от 79 минут со Вьетнамом до 1333 минут с Буэнос-Айресом (Аргентина).

Любопытно, что на ослабевшем в годы недавнего кризиса рынке телекоммуникаций в США по-прежнему оставался сектор, который рос несмотря ни на что — предоплатные телефонные карты, сообщало агентство Reuters в статье «Предоплатные телефонные карты остаются горячими на мрачном рынке». В 2001 году жители США наговорили по предоплатным картам 35 млрд. минут, а в 2002-м, по оценкам аналитиков Frost, эта цифра увеличилась на 26%, до 44 млрд.

Этот рынок растет и сейчас. Так, один из крупнейших продавцов предоплатных карт — компания IDT — заявляла, что ее доход от этого бизнеса растет ежегодно на 30–40%. Каждый год в более чем 350 тысяч точек продаж, разбросанных по всему миру, компания продает более 265 млн. карточек на сумму более $1 млрд.

В то же время ситуацию с регулированием IP-телефонии в США вряд ли можно назвать совсем уж безоблачной. Так, летом этого года стало известно, что власти США намерены приравнять IP-телефонию к обычной.

Комитет Сената по коммерции, науке и транспорту подготовил поправку к «Акту о свободе регулирования», в которой отражено то, что провайдеры IP-телефонии в США в ближайшем будущем не смогут избежать налогов на предоставление услуг связи и будут приравнены к обычным телефонным компаниям. В поправке сказано, что власти штатов смогут налагать на провайдеров услуг IP-телефонии те же налоги, что и на операторов проводной и сотовой телефонии. Будет ли принята поправка, зависит от возможностей лобби во главе с Microsoft и Intel, которое выступает против налогообложения интернет-телефонии.

Законопроект, представленный сенатором-республиканцем Джоном Сунуну (John Sununu) весной этого года, был направлен на запрет налогообложения новых провайдеров IP-телефонии1,и Комитет согласился с ним. Однако члены Комитета выступили против того, что новички рынка не несут таких же обязательств перед обществом, как и операторы традиционной связи (финансирование сервисов экстренной связи и телефонизации удалённых районов).

В итоге Комитетом был одобрен законопроект, согласно которому в штатах США запрещается регулирование IP-телефонии, однако в этот билль были внесены поправки о том, что власти штатов могут требовать от операторов IP-телефонии выплату субсидий и обязательство платить местным телефонным компаниям за доступ в их сети. Два сенатора также внесли поправку, позволяющую властям штатов требовать от альтернативных операторов обеспечения сервисов экстренных служб 911.

Джон Сунуну сказал, что будет работать также над тем, чтобы провести подобное законодательство через Палату представителей и завершить окончательный вариант билля в этом году. Однако наблюдатели, принимая в расчет то, что Конгресс в сентябре находился на каникулах, а в ноябре грядут выборы президента, сильно сомневаются в том, что это ему удастся: слишком мало времени для рассмотрения каких-либо законопроектов будет у обеих палат.

Тем временем, Федеральная комиссия по связи США (FCC) продолжает ломать голову над тем, как поступить с IP-телефонией — технологией, которую приняли на вооружение провайдеры телекоммуникационных услуг всех калибров, начиная от новичков типа Vonage Holdings Corp. и заканчивая крупнейшими местными телефонными компаниями типа Verizon Communications Inc.

В прошлом году Vonage просила FCC отменить распоряжение Комиссии по коммунальным услугам в штате Миннесота и рассматривать ее услуги интернет-телефонии как услуги межгосударственного уровня, находящиеся под федеральной юрисдикцией и не подпадающие под регулирование деятельности телекоммуникационных операторов.

Возможно, Комиссия будет решать вопросы юрисдикции федеральной власти и властей штатов, касающиеся этой технологии, до конца 2004 года, сообщил источник, близкий к FCC.

Многое в вопросе регулирования IP-телефонии в США будет зависеть от результатов президентских выборов, которые повлияют на расстановку сил в FCC. Так, если к власти придет Джон Керри, то, вероятнее всего, республиканец Майкл Поуэлл (Michael Powell) уступит пост председателя FCC представителю демократической партии, например, Майклу Коппсу (Michael Copps) или Джонатану Адельстейну (Jonathan Adelstein), которые входят в состав Комиссии.

Поуэлл же склоняется к необходимости «легкого» регулирования IP-телефонии с целью благоприятствования инвестиций в этот сектор, однако выступает за субсидии для традиционной телефонии, претворение в жизнь законов в отношении перехвата телефонных переговоров и поддержки экстренных служб 911.

Тем временем, в Великобритании 13 телекоммуникационных компаний основали Ассоциацию сервис-провайдеров интернет-телефонии (Internet Telephony Service Providers Association, ITSPA) для лоббирования своих интересов в британском правительстве, Еврокомиссии и других регуляторах. Основной принцип, на который опирается это объединение, — это саморегулирование и свободная конкуренция.

На Западе меняется и сам процесс покупки предоплаченных карт. Точнее, самих карт как таковых может просто не быть — зачем же оператору тратиться на их выпуск? Так, Canadian Imperial Bank of Commerce (C. I. B.C.) планирует стать первым в Канаде банком, продающим через свои автоматизированные банкоматы оплаченные квитанции на международные и междугородные телефонные переговоры.


1 Этот билль определял VoIP как информационную услугу, которая должна подпадать под такое же регулирование, как и другие интернет-сервисы. Кроме того, в законопроекте предусматривалось исключение «прослушки» спецслужбами.

Виталий Солонин

CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS