Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

ФАС не допустит монополизации VoIP-рынка России

ФАС не допустит монополизации VoIP-рынка России

В середине лета Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила министерству информационных технологий и связи отрицательный отзыв на разработанные этим ведомством новые правила присоединения сетей связи и их взаимодействия, а также проект постановления правительства о введении их в действие.

Как говорилось в сообщении ФАС, по мнению антимонопольного ведомства, этот документ содержит целый ряд существенных недостатков, которые могут затормозить развитие и внедрение в России информационных технологий, а также способствовать переделу телекоммуникационного рынка в пользу крупнейших компаний.

В новой редакции правил антимонопольным ведомством обнаружены условия, необоснованно повышающие барьер выхода на рынок новых операторов. К их числу специалисты службы относят обязательство установить взаимодействие не менее чем с двумя другими сетями связи общего пользования, а также попытки заставить оператора сети передачи данных устанавливать оборудование в каждом субъекте РФ, входящем в территорию действия его лицензии.

Федеральная антимонопольная служба также возражает против введения запретов на присоединение к телефонной сети общего пользования службы передачи речевой информации по сетям передачи данных (IP-телефонии) и выступает против изменения архитектуры междугородной телефонной связи. По мнению ее специалистов, новая система дает необоснованные преимущества ОАО «Ростелеком» и одновременно несет «исключение или необоснованное ограничение осуществляемой в настоящее время деятельности операторов связи».

"Если по действующим лицензиям и нормативно-техническим документам на сеть ОАО «Ростелеком» маршрутизируются в настоящее время только вызовы, выходящие за рамки сети оператора связи, то согласно проекту через сеть ОАО «Ростелеком» пройдут также и вызовы между абонентами, включенными в АТС сети другого оператора, находящимися в разных регионах. Возникшая таким образом технологически единая сеть, которая находится под управлением одного оператора связи, превратится в совокупность региональных фрагментов, соединяемых между собой через сеть ОАО «Ростелеком», отмечается в сообщении ФАС.

По мнению антимонопольной службы, проект «фактически ограничивает применение технологий на телекоммуникационном рынке Российской Федерации», поскольку устанавливает жесткие правила маршрутизации голосового трафика, необоснованно исключает возможность использования для доступа к услугам телефонной связи сетей передачи данных.

Специалисты ФАС считают необходимым провести серьезную переработку документа и лишь после этого предлагать его для рассмотрения правительству РФ.

Каков итог?

Накануне лета появилась информация о том, что новые правила по лицензированию услуг связи, разработанные министерством связи, вступят в действие уже совсем скоро: документу оставалось пройти только формальную процедуру утверждения правительством. В конце мая Минсвязи провело совещание с основными игроками рынка. В итоге, как уверял первый замминистра по связи и информатизации Борис Антонюк, операторы «в целом одобрили» готовящиеся нововведения.

Минсвязи решило сделать три вида лицензий. Первый не требует задействования ресурсов номерной емкости (передача данных, телематика). Эти лицензии фактически выдаются в уведомительном порядке в течение 30 дней с момента получения заявки от потенциального оператора. Если задействован ресурс нумерации, то период выдачи лицензии будет больше — 75 дней, которые нужны для согласования выдачи номерного ресурса с органами исполнительной власти в том или ином регионе. Третий тип лицензии — на услуги, требующие задействования частотного ресурса. Сами лицензируемые услуги тоже разбиты на три вида — телефонные, телерадиовещание и почтовая связь.

Очевидно, что многим операторам придется получать больше лицензий, и многие из них усматривают в этом усиление контроля государства над ними. Антонюк подтвердил, что по новым правилам некоторым компаниям придется оформлять больше лицензий, однако он уверен, что это не осложнит им работу. Что касается услуг IP-телефонии, то они, скорее всего, попадут в категорию «телефонная связь».

Самое важное обещание, которое дал операторам Антонюк, — это то, что Минсвязи не будет досрочно переоформлять старые лицензии. Операторы попросили ведомство внести обещание в постановление правительства, которое пока еще не вышло.

Мнения игроков

Сами операторы высказывают различные мнения относительно действий регулирующих структур. При этом, как правило, от крупных игроков все чаще встречаются пожелания о том, что этот сегмент телекоммуникаций пора чуть-чуть упорядочить: уж слишком много на рынке появилось компаний, которые своим непрофессионализмом дискредитируют саму идею IP-телефонии.

Так, Илья Забродоцкий, генеральный директор «Корпорации ОСС» на вопрос корреспондента CNews.ru о необходимости введения госконтроля за качеством услуг операторов IP-телефонии ответил, что в результате практического отсутствия регулирования IP-телефонии появилось большое количество маленьких компаний, которые предлагают однотипные, зачастую низкие по качеству услуги.

По его мнению, сектор IP-телефонии в России нуждается в несколько более жестком регулировании, как в плане контроля над качеством услуг, так и в отношении процедуры лицензирования. Вместе с тем, Забродоцкий признал, что «во всем необходим здравый смысл и мера» — например, стоимость лицензии и условия работы для оператора IP-телефонии в любом случае должны быть существенно более льготными, чем для традиционного оператора.

Подобного мнения придерживается Герман Мызовский, ведущий специалист Tario Communications. По его словам, большое количество операторов, которые фигурируют на российском рынке и предоставляют сервисы ненадлежащего качества, негативным образом влияет на отношение потребителя к этой услуге. Валерий Костюнин, технический директор Tario Communications, уверен, что «карточному» рынку не избежать регулирования. При этом он соглашается с тем, что компании, предоставляющие предоплаченные услуги на основе технологии VoIP, относятся к категории «оператор связи» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Мы предоставляем услуги международной и междугородней связи, и если люди через нас разговаривают, то мы не данные передаем, мы — операторы связи», — утверждает Костюнин. Он также отметил, что операторский бизнес, связанный с IP-телефонией, по-прежнему остается высокорентабельным и предполагает, что в новом законодательстве, скорее всего, IP-телефонисты попадут в категорию «операторы», а не «интернетчики».

Герман Мызовский, в свою очередь, добавил, что такой сценарий пойдет хаотичному рынку только на пользу: «кто-то из операторов перестанет захватывать рынки себе в убыток, уйдут с рынка те, кто не в состоянии работать — в любом случае, операторов станет меньше». Вместе с тем, он предупреждает об опасности слишком сильного регулирования:

"Главное — чтобы вариант налогов и других отчислений был первым и последним здесь вариантом, потому что вариант регулирования «в ноль» — это плохо. Ведь в последнем случае регулирующие органы всегда могут сказать, что не обеспечивается должное качество связи, или предъявить какой-нибудь руководящий документ Минсвязи, которому могут удовлетворить только те операторы, которые сделали свой транспорт «из конца в конец». И останется опять один «Ростелеком», — считает г-н Мызовский.

Тем временем…

Правительство Украины установило плату за лицензию на право оказания услуг IP-телефонии в размере 6% от стоимости лицензии на международную и междугородную связь — $101,4 тыс. (на всю Украину) и $3,8 тыс. (на каждую отдельную область или города Киев и Севастополь). Размеры платы за выдачу лицензии на ведение деятельности в этих видах телекоммуникаций определены постановлением кабинета министров Украины от 16 июня 2004 г. № 773 «О размерах и порядке зачисления платы за выдачу, переоформление, выдачу дубликата, копии лицензии на проведение деятельности в сфере телекоммуникаций и продолжение срока ее действия». Однако, по мнению экспертов, а также представителей Антимонопольного комитета Украины, лицензирование этого вида деятельности противоречит Закону «О телекоммуникациях», так как провайдеры IP-телефонии, работающие по предоплаченным карточкам доступа, не подпадают под определение оператора.

Ранее попытка лицензирования IP-телефонии в стране не принесла результатов. В 2001 г. плата за оказание услуг международной и междугородной IP-телефонии была предложена правительством в размере 10% от соответствующих лицензий на обычную международную и междугородную телефонную связь. Однако Госкомсвязи и информатизации Украины до настоящего времени так и не разработаны лицензионные условия для осуществления такого вида деятельности, как IP-телефония. Воспользовавшись отсутствием регуляторных документов в отрасли связи, девять крупных операторов международной и междугородной связи, в том числе и национальный оператор «Укртелеком», в 2002 г. ограничили доступ провайдеров IP-телефонии на свои сети. В результате Антимонопольный комитет Украины возбудил против «девятки» дело с обвинением в нарушении антимонопольного законодательства, окончательное решение по которому ожидается в ближайшее время.

Виталий Солонин / CNews Analytics

CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS