Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

VoIP-операторы «охотятся» за корпоративными клиентами

VoIP-операторы «охотятся» за корпоративными клиентами

Корпоративный сектор привлекает все больше и больше внимания «карточных» операторов. Многие из них выводят на рынок специальные проекты, призванные «поднять» новый пласт клиентов из числа бизнес-пользователей.

На рынке существует уже достаточное количество примеров этой тенденции. Так, «Зебра Телеком» продвигает услугу «Корпоративный пин-код», которая предоставляет сотрудникам предприятий цифровой канал связи с корпоративным номером дозвона. При этом имеется возможность «запрограммировать» пин-код с тем, чтобы не вводить его вручную, либо производить авторизацию пользователя с помощью автоматического определителя номера клиента.

Происходит дальнейшая интеллектуализация телефонных услуг VoIP и вывод на рынок новых сервисов. Необходимость вводить длинный пин-код — один из недостатков «карточных» IP-сервисов — постепенно уходит в прошлое. Например, в рамках нового проекта компании Tario Communications у абонентов появилась возможность звонить в другой город или страну без набора пин-кода и номера абонента — одним нажатием клавиши телефона1.

Кроме того, владельцам карт Tario предоставлены такие сервисы, как персональная настройка тарифов и маршрутизации по показателям цена/качество/факс, заказ соединения двух абонентов в любых точках мира, звонок на другие абонентские устройства по SIP-номерам, регистрация дополнительных пин-кодов для родственников, друзей, сотрудников и другие.

«Зебра Телеком», помимо стандартного набора услуг по своим карточкам, предлагает такие сервисы, как международный и внутрироссийский роуминг IP-телефонии, предоставление доступа к информационному, развлекательному и интерактивному контенту, голосовая почта, конференц-связь и финансовые сервисы.

Общий тренд, который наблюдается в течение последних лет, — дальнейшее снижение тарифов на услуги дальней связи по технологии VoIP. Так, летом этого года московский оператор сети IP-телефонии TARIO.net, компания «Тарио Трейдинг» объявляла о снижении тарифов на услуги междугородной и международной связи для абонентов тарифного плана «Единый».

Стоимость минуты разговора была уменьшена по всем направлениям: в рабочие дни на звонки в российские города произошло снижение тарифов до 50%, в СНГ — до 45%, в Европу — до 32%, в страны Америки, в том числе в США и Канаду, — до 30%, в города Австралии — до 32%.

Впрочем, тарифная политика альтернативных операторов во многом определяется действиями национальных операторов — розничные цены «карточных» операторов напрямую зависят от тарифов на оптовый трафик. Например, в связи с увеличением тарифов национальными операторами связи компании «Матрикс Телеком» пришлось весной этого года повысить стоимость звонков в Белоруссию и Грузию.

Однако звонки могут быть и вовсе бесплатными (точнее, условно бесплатными). Для этого, например, пользователю новых карточек Tario необходимо иметь доступ к широкополосному интернету и приобрести абонентское VoIP-оборудование с поддержкой протокола SIP или установить специальное программное обеспечение c поддержкой SIP на компьютер.

После регистрации абонентских VoIP-терминалов (например, стационарных IP-телефонов Cisco 7960 или беспроводных Wi-Fi IP-телефонов ZyXEL 2000) под внутрисетевым телефонным номером SIP ID все звонки между пользователями таких зарегистрированных устройств будут бесплатными, независимо от места их подключения к интернету.

При этом SIP-номер можно переадресовать на любой другой телефонный номер. Очевидно, что рост таких абонентов в России будет сдерживаться, прежде всего, отсутствием массовых широкополосных подключений к интернету.

В любом случае, участники «карточного» рынка признают, что потребитель вполне созрел для того, чтобы платить за качество телефонных VoIP-услуг, а не гнаться за самыми дешевыми тарифами. Так, Эдуард Солопов, отметил, что потребители начинают склоняться в сторону качества связи и готовы платить за него — тенденция, которая проявилась еще в прошлом году, но сейчас стала очевидной. Кроме того, по его мнению, снижается популярность карт «одного направления», а узнаваемость бренда напрямую зависит от объема рекламы и количества точек продаж.

Итак, основные перспективы развития рынка «карточных» услуг в России связаны со следующими тенденциями:

  • повышение интереса операторов к корпоративному сектору;
  • интеллектуализация «карточных» услуг и развитие новых сервисов;
  • дальнейшее снижение тарифов по основным направлениям;
  • готовность потребителей платить за качество услуг;
  • появление в России зарубежных аналогов «бесплатных» служб (Vonage, Skype и др.), базирующихся на протоколе SIP.

Как уже отмечалось, траектория развития рынка предоплаченных VoIP-услуг будет во многом зависеть от действий регулятора. В случае умеренного ужесточения политики по отношению к альтернативным операторам следует ожидать уменьшения игроков на рынке — «на плаву» останутся только самые сильные и успешные компании.

Вместе с тем, в случае слишком сильного прессинга со стороны регулирующих структур возможны различные сценарии — вплоть до восстановления монополии «Ростелекома». Ну, и, наконец, карточки и вовсе могут исчезнуть с рынка — кто мешает тому же «Ростелекому» повсеместно в России ввести альтернативный «восьмерке» телефон доступа к услугам VoIP — с оплатой вместе со счетами за местную телефонную связь?

Российский рынок IP-телефонии: объем голосового трафика, млрд. мин.*

Российский рынок IP-телефонии: объем голосового трафика, млрд. мин.

*) 2004 г. — прогноз

Источник: CNews Analytics

Пока же прогнозы довольно оптимистичны. Если опираться на данные «карточных» операторов, объем рынка IP-телефонии к концу 2004 года возрастет примерно на 40–42% по сравнению с прошлым годом.

Российский рынок IP-телефонии, $ млн.*

Российский рынок IP-телефонии, $ млн.

*) 2004 г. — прогноз

Источник: CNews Analytics

Ряд экспертов считает, что в денежном выражении этот рынок вполне может перешагнуть планку в $150 млн. При этом объем голосового трафика, соответственно, увеличится примерно на 47–55% и до конца года составит около 3,3–3,5 млрд. минут. Такие прогнозы основаны на сравнении динамики и результатов развития рынка IP-телефонии в 2002 и 2003 годах и тенденциях этого года, которые, в целом, остались примерно такими же, как и ранее. Ну а популярности IP-телефонии не занимать — уже сам факт, что трафик на протяжении последних трех лет увеличивается ежегодно на 40–60%, говорит сам за себя.


1 Для этого требуется предварительно заполнить телефонную книжку, в которой каждому номеру абонента соответствует определенный номер телефона доступа, а также внести в АОН системы номера телефонов, с которых планируется совершать звонки.



Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS