Биллинг VoIP для России

 
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Трудности переходного периода

Трудности переходного периода

Одна из основных трудностей, которая сдерживает развитие рынка IP-телефонии в России и, в частности, «карточного» рынка, связана с неопределенностью правового поля, регулирующего этот сектор телекоммуникаций.

В настоящее время многие компании находятся в состоянии неопределенности. С одной стороны, большинство крупных игроков ратует за упорядочение рынка предоплаченных карт, с другой — боится слишком сильного «закручивания гаек». Впрочем, ажиотаж среди альтернативных операторов по поводу ужесточения регулирования их деятельности, который наблюдался в первой половине этого года, постепенно прошел, и вопрос «а стоит ли развиваться дальше?» практически сошел с повестки дня.

Тем не менее, вопросы остались. Например, будут ли отчислять «карточные» операторы 2% от своих доходов на телефонизацию удаленных территорий, в случае, если их приравняют к операторам связи?1 Состоится ли «уравнивание» в правах традиционных и альтернативных операторов? Если — да, то на каких условиях? Как будут распределяться права и обязанности традиционных и альтернативных операторов?

Другим камнем преткновения служит низкое качество IP-телефонии у ряда операторов, которые сильно дискредитируют «карточные» услуги в глазах потребителя. Часто «корень зла» этого видят в том, что львиная доля телефонного VoIP-трафика в России передается по открытым сетям интернета (через публичный интернет), со свойственными ему потерей пакетов и задержками, в то время как лишь незначительная часть трафика маршрутизируется через выделенные каналы и MPLS/VPN.

Однако это не совсем так. Например, у крупнейшего в мире оператора ITXC всего лишь 6% всех заявок о неполадках (trouble tickets) связаны «чисто» с интернетом. Разумеется, такие показатели — это результаты профессионального подхода, помноженного на серьезные инвестиции, чего не хватает молодым новоиспеченным игрокам на рынке «карточных» услуг в России.

Наконец, на развитии рынка все еще негативно сказывается недостаточная информированность и консерватизм самих пользователей услуг дальней связи, несмотря на то, что предоплаченные карточки, позволяющие совершать недорогие звонки по всему миру, существуют довольно долгое время. Кроме того, потребителю зачастую трудно разобраться в огромном многообразии IP-операторов и эмитируемых ими карточках.

Согласно исследованию, проведенному компанией «Система Телеком» в 2003 году, только 14% взрослых жителей Москвы пользовались телефонной картой хотя бы раз в жизни, еще меньше — 6% взрослых москвичей — звонили по телефонной карте в течение 3 месяцев перед опросом. Таким образом, потребители услуг дальней (междугородней и международной связи) все еще предпочитают звонить «по старинке» — 89% опрошенных звонили со стационарного телефона напрямую (через «восьмерку» или телефониста-оператора), 14% — с мобильного телефона напрямую.

Способы междугородних (МГ) и международных (МН) звонков в течение 3 месяцев перед опросом среди пользователей МГ и МН связи, % респондентов в каждой группе

Способы междугородних (МГ) и международных (МН) звонков в течение 3 месяцев перед опросом среди пользователей МГ и МН связи, % респондентов в каждой группе.

Источник: «Система Телеком»

Очевидно, что проникновение телефонных карт на рынке телекоммуникационных услуг будет только расти. Как считает Юрий Зигуля, руководитель проекта Mango Tele.com, это будет происходить за счет простого повышения информированности населения о наличии возможности позвонить дешевле, чем через традиционную «восьмерку», пользуясь телефонной картой.

«Отток клиентской базы в этот сектор рынка будет происходить неизбежно», — убежден г-н Зигуля. Он также напоминает, что Москва — это город приезжих и город национальных диаспор, что само по себе обеспечивает «бездонность» рынка, по крайней мере, на поколение вперед.


1 Согласно предложениям Мининформсвязи РФ, все операторы должны будут ежеквартально отчислять в резерв универсального обслуживания по 2% своей выручки. Этот фонд планируется использовать для компенсации возможных убытков операторов универсального обслуживания, которые будут, согласно новому закону «О связи», предоставлять услуги связи во всех населенных пунктах, где проживает более 500 человек. Отчислениями Мининформсвязи предлагает облагать не всю выручку операторов. Их доходы от пропуска чужого трафика, а также присоединения других сетей предлагается не учитывать.



Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS