Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

КРОК

Александр Буйдов: Для информатизации госсектора важнее не количество средств, а эффективность затрат

Александр БуйдовНа вопросы CNews.ru отвечает Александр Буйдов, директор департамента информационных технологий компании КРОК.

CNews.ru: Как бы вы оценили текущее положение дел в информатизации российских госучреждений? Достаточный ли приоритет в политике государства имеет задача информатизации органов управления?

Александр Буйдов: Сегодня уровень информатизации государственных органов по-прежнему остается низким, несмотря на то, что ИТ-бюджеты госструктур выросли, а закупки оборудования увеличились. Изменение отношения к ИТ пока не привело к какому-то серьезному практическому результату. Видимо, это связано с недостаточным пониманием высших государственных чиновников, что именно и как должно быть сделано. А следствием этого является крайне низкая степень регламентации использования информационных технологий при выполнении госслужащими своих должностных обязанностей.

Важно осознание того, что цель информатизации — не в оснащении компьютерами рабочих мест определенного количества чиновников. Нужна отдача, которую вы как гражданин будете чувствовать при взаимодействии с государством. В Министерство по налогам и сборам уже можно подать информацию в электронном виде. Но за справкой, например, из паспортного стола нам все равно приходится часами стоять в очереди.

Если говорить об оснащении государственных структур дорогими ИТ-технологиями, например, видеоконференцсвязью, то необходимость их использования зависит от степени эффективности таких систем в каждом конкретном случае. Например, судам ВКС позволяет экономить значительные деньги и не возить участников судебного процесса через всю страну. При организации дистанционного обучения видеоконференции помогают эффективнее использовать квалифицированных педагогов. Но, если чиновники из Москвы и Владивостока, имея такую систему, получают возможность поругаться друг с другом в режиме он-лайн, что с этого получает страна?

CNews.ru: Какие направления информатизации государственных органов, на ваш взгляд, способны привести к увеличению эффективности работы госаппарата?

Александр Буйдов: Было бы крайне эффективно автоматизировать отношения граждан и государства. Это изменило бы жизнь населения, высвободило бы значительные временные резервы, которые человек тратит на получение различных разрешений и справок. Вспоминается шутка: «Самая серьезная задача перестройки была достигнута на ее 15-м году: теперь в ГАИ уже можно записаться по телефону». Что нам мешало это сделать раньше, кроме менталитета? Почему нужно было столько лет перестраиваться, чтобы отпала необходимость в четыре утра ездить занимать очередь?

Какой смысл человеку собирать у государства справки, чтобы в другой структуре этого же государства их отдать и получить другие справки? Это нонсенс с точки зрения нормального подхода — все эти данные в базах уже есть. Вот что нам сегодня мешает сделать в государственных органах «единое окно»? Ничего: технологически это не самое сложное решение.

Еще одно направление — автоматизация взаимодействия внутри государства, между госструктурами. В информационном плане многие госструктуры дублируют друг друга — свои реестры ведут МНС, ГАИ, Таможенный комитет и т.п. Одних регистров населения — около 30. И на каждый из них тратятся огромные деньги: аппаратное обеспечение, разработка и развитие, поддержание данных в актуальном состоянии. Эти средства использовались бы более эффективно, если бы у нас был единый реестр для основной государственной информации, обмен данными происходил в автоматическом режиме, сведения вводились один раз — в остальные места они должны реплицироваться по определенным регламентам.

CNews.ru: Но готово ли государство тратить на это деньги?

Александр Буйдов: Государство не монолитно, оно состоит из учреждений, которые по отдельности могут быть готовы или не готовы тратить деньги. Не все, вероятно, заинтересованы в автоматизации. Понятно почему. Как только какой-либо информационный ресурс убирается со стола конкретного чиновника, прописывается автоматический регламент ответа — на порядок снижается возможность затормаживать процесс.

Но ведь стратегия информатизации госвласти должна определяться на другом уровне. Нужна определенная политическая воля, чтобы нежелание отдельного госслужащего не стало тормозом в процессе информатизации в целом. Люди, которые держат в руках стратегию информатизации, должны быть готовы к таким препятствиям и тверды в своих намерениях.

CNews.ru: В прошлом году развитие программы «Электронная Россия» шло не самыми быстрыми темпами. Как сегодня развивается программа, есть ли какие-то позитивные сдвиги?

Александр Буйдов: Пока все осталось по-прежнему. Развитие ФЦП задерживается. Прошло большое количество тендеров, а где видимый результат? Практической отдачи от реализации программы я как гражданин не ощущаю.

Думаю, что нужно изменить концепцию, перевести программу в практическую плоскость, реализовать автоматизацию взаимодействия бизнеса и государства, граждан и государства.

Например, в программе сказано: «Каждое ведомство должно иметь веб-сайт». Оно его получило, но там публикуется, как правило, организационная структура ведомства и т.п. материалы, мало интересные для бизнеса и граждан. Чтобы был результат — нужно для каждой категории посетителей сайта дать возможность интерактивного взаимодействия с данным ведомством (понятно, что для бизнеса — одни сервисы, для граждан — другие). Это будет хоть каким-то значимым результатом.

Или возьмем делопроизводство. Какова цель его автоматизации? Чтобы оно стало электронным? Нет! Нужно, чтобы в конечном итоге сократились сроки продвижения документов, чтобы была большая прозрачность для инициаторов запросов. То есть, документооборот должен стать более предсказуемым. Чтобы я отправил запрос в госорган и видел его «движение», на какой стадии «завис». Пока такого сервиса нет.

Нерегламентированность применения ИТ в работе государства очень снижает эффективность и темпы информатизации. Например, реализуя проект в одном из регионов по автоматизации работы мировых судей, мы столкнулись с тем, что сотрудники судов отказываются использовать компьютер — демонстрируют закон о мировых судьях и говорят: «Покажите мне, где написано, что я в своей работе должен использовать компьютер и специальные программы?». И действительно, в законе это не указано — значит обязать такого судью работать с автоматизированной системой невозможно.

Единственная известная мне система в гражданских структурах государства, которая «дошла» до законодательного утверждения — это «ГАС Выборы». Избирательные комиссии обязаны ее использовать, если они ее не применяют — значит, нарушают закон.

CNews.ru: Каково, по вашим оценкам, соотношение государственных инвестиций в аппаратные и программные решения на данный момент? Как скоро можно ожидать завершения первичного этапа «насыщения железом»?

Александр Буйдов: Сегодня по-прежнему, преобладают инвестиции в аппаратные средства. Думаю, что насыщения железом никогда не произойдет — по ряду причин. Количество пользователей в госструктурах расширяется, техника морально устаревает, всегда будет замена одних компьютеров на более мощные, старых мониторов на плоскопанельные и т.д. Сейчас в госорганах соотношение закупок аппаратных и программных средств где-то 80% к 20%. Но государственные структуры — разные: ИТ-оснащенность, например, МНС и Судебного департамента не сопоставимы. Если попытаться усреднить, то получится «средняя температура по больнице» — практического смысла в этой величине будет мало.

CNews.ru: А достаточно ли средств, по-вашему, тратит государство на информатизацию госорганов?

Александр Буйдов: На этот вопрос можно ответить по-разному. С одной стороны, можно было бы тратить и в 3–5 раз больше. С другой стороны, имеющимися средствами можно распорядиться с большей пользой. Кстати, Россия далеко не на последнем месте по объему затрат на автоматизацию госорганов. В первую двадцатку мы, конечно, не входим. Но, на мой взгляд, все же важнее не количество средств, а эффективность затрат.

Надо больше тратить на регламентацию применения информационных технологий бизнес-процессов и на обучение чиновников: сейчас вы пытаетесь его обучить работе с вашей программой, а у него проблемы с включением компьютера и запуском Word-а. Чиновник должен быть образован, понимать смысл использования технологий, и на это тоже должны тратиться деньги.

CNews.ru: Многие страны мира при построении государственных информационных систем тяготятся зависимостью от американских разработчиков ПО. Некоторые сделали ставку на открытое ПО. Как вы оцениваете целесообразность использования открытого ПО при построении ИТ-системы в госсекторе?

Александр Буйдов: Повторюсь опять: госсектор неоднороден. Открытость или закрытость ПО значения зачастую не имеет, это вопрос исключительно технологический. Открытое ПО может иметь смысл для тех министерств и ведомств, где речь идет о защите государственных интересов. Например, для министерства обороны. Но сейчас даже Microsoft отдает свои исходные коды тем заказчикам, которым это необходимо. А ЖЭКу, например, эта тема совершенно безразлична: его работа — справки печатать. Поэтому концентрироваться нужно не на открытости ПО, а на бизнес-задачах. Эффективности использования ИТ, о которой я говорил, можно добиться как на открытых, так и на закрытых кодах. И здесь в первую очередь нужно исходить из экономических соображений, смотреть, что будет дешевле, проще и т.д.

CNews.ru: Стоит ли инвестировать России в разработку собственной ОС, возможно, на основе открытого ПО, как это делают, например, в Китае?

Александр Буйдов: Я считаю, что это было бы глупо. Какой смысл инвестировать в то, что уже существует? В стоимости решения, которое мы предлагаем заказчикам, доля цены операционной системы мизерна. Предположим, что программно-аппаратный комплекс для портала в целом стоит около 200 тыс. долл.: серверы, сеть, маршрутизатор, канал интернет, наша работа и т.д. Операционная система в таком проекте стоит не более 1,5 тыс. долл. — менее 1%.

Для Китая, возможно, разработка собственной ОС хотя бы политически оправдана, это их менталитет. Но с точки зрения эффективности вложений — это все равно, что изобретать колесо. Лучше заняться чем-нибудь более полезным. Во всяком случае, гражданин точно ничего не получит от того, что государство займется построением собственной операционной системы. Есть корпорация Microsoft, которая вкладывает миллиарды в развитие собственной ОС — так и пусть она их тратит, а не мы. Надо пользоваться системой, выжимать из нее всю функциональность, а самим инвестировать деньги в еще нерешенные бизнес-задачи.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы использования интернет-технологий в процессе взаимодействия государства и общества?

Александр Буйдов: Их использование было бы крайне эффективно. Это как раз тот случай, когда гражданин может нормально взаимодействовать с государством. Потенциал очень большой: можно через интернет записаться к врачу, отследить прохождение своей заявки, заплатить за электроэнергию, заказать загранпаспорт. Но пока с сайтов организаций можно получить в основном статическую ненужную информацию, а вот сервисы, функциональное взаимодействие человека с властью не работает. При этом дело не в вопросах информационной безопасности — все решаемо. При желании, конечно.

CNews.ru: КРОК участвовал в создании ИТ-системы «ГАС Выборы». Предполагает ли система возможность голосования через интернет? Насколько созданная система «ГАС выборы» исключает возможность подтасовок итогов голосования?

Александр Буйдов: ГАС «Выборы» планировалась и была разработана таким образом, чтоб исключить возможность вмешательства в работу системы и подтасовки итогов голосования. Электронный подсчет голосов дублируется бумажными протоколами, полученными от всех избирательных комиссий. Основой же протоколов являются результаты, зафиксированные в избирательных бюллетенях. Влияние хакеров на подсчет голосов так же исключен, так как сама система подсчета голосов физически отделена от Интернет, максимум, что могут хакеры это попытаться атаковать сайт ЦИК прорвавшись через все защиты, но как я уже сказал, на итоги это повлиять не сможет. Что касается возможности голосования через Интернет, то сейчас в системе такой возможности нет. И, по моему мнению, для реализации такой возможности необходимо сначала разработать нормативную и правовую базу и решить большое количество технических проблем, одной из которых является идентификация голосующего.

CNews.ru: Как вы оцениваете актуальность задачи по развитию системы электронных госзакупок? Каковы, на ваш взгляд, основные сдерживающие факторы в этой области?

Александр Буйдов: Разумеется, это очень актуально. На то, чтобы все это можно было реализовать, нужна политическая воля. Сейчас система функционально готова к тому, чтобы проводить несколько тендеров в год. Чтобы увеличить поток прохождения тендеров, нужно автоматизировать большее функций. Причем не только процесс торгов, но и процесс делопроизводства. Думаю, в течение нескольких лет все это будет решено. Будет создана нормативная база по организации электронных торгов. Это большая работа, но в конечном итоге она должна дать серьезный экономический эффект.

CNews.ru: В перспективе, какие тенденции развития ИТ-инфраструктуры госсектора вы назвали бы определяющими? Какие масштабные проекты могут быть реализованы в ближайшие годы?

Александр Буйдов: Необходимо стандартизовать информационное взаимодействие между информационными системами различных ведомств, при этом сами системы могут работать на различных платформах — сейчас есть открытые индустриальные стандарты взаимодействия (тот же XML, как формат, HTTP и SMTP, как протоколы). Большинство информационных ресурсов не интегрировано, и на актуализацию каждого в отдельности тратятся немалые средства. Информационное взаимодействие позволит сократить эти затраты в разы.

Следующим шагом может быть автоматизация взаимодействия граждан и государства. Но решение должно быть комплексными — не локальная автоматизация ЖЭКа №5 города Урюпинска, а единая программа, рассчитанная на охват ЖЭКов всей страны.

Ну и взаимодействие государства и бизнеса — тут еще не поднятая целина.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS