Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Электронные госпорталы: трудные шаги к открытости

Электронные госпорталы: трудные шаги к открытости

Движение государства в сторону информационной открытости развивает рынок портальных решений.


Портальные удобства

Правительственные и ведомственные порталы, как не сложно предположить, тяготеют к некоторому единому шаблону. Изначально они сходятся по своему предназначению: сбор и хранение информации для предоставления ее конечному пользователю. На более продвинутой стадии развертывания портала, как правило, добавляется интерактивная составляющая — т.е. возможность обсуждения предлагаемой информации в онлайновом открытом режиме, а также возможность получения ответа на заданный вопрос или консультации. Таким образом портал постепенно переходит из статуса некоего хранилища информации в статус инструмента взаимодействия, в частности, государства и его граждан. В идеале он должен стать механизмом, существенно облегчающим это взаимодействие по максимально широкому спектру коммуникаций.

За счет запуска портала той или иной государственной структуры должна расти удовлетворенность населения уровнем сервиса этой организации. Кроме того, создание портала предполагает сокращение затрат самих ведомств — порталы позволяют высвободить некоторое количество кадровых ресурсов, занятых как раз в области предоставления консультаций, либо же более оптимально перераспределить их усилия. Другим преимуществом портальных технологий является оптимизация работы и повышение эффективности работы чиновников. Портал позволяет создать некую «отправную точку» поиска информации в рамках самой организации, структурируя ее и обеспечивая к ней быстрый доступ, с достаточно четким разграничением прав пользователей. Это хороший инструмент для расширения аналитических задач, поскольку появляется возможность ознакомиться с результатами работы всех подразделений. Портал — может стать удобным инструментом взаимодействия с территориально удаленными, региональными представительствами путем повышения уровня их соответствия общему ритму работы центральной организации.

С технической точки зрения ведомственный портал служит средством приведения разрозненных информационных систем к единому интерфейсу, формой развертывания структурированной электронной библиотеки, а также методом построения строгой архитектуры, в рамках которой будут интегрироваться существующие и вновь создаваемые компоненты. Помимо организации внутренней работы и взаимодействия с клиентами, ведомственный портал может быть использован как средство для поддержания контактов с внешними организациями, например, с другими государственными институтами, заинтересованными в оперативном получении справочной информации.

Мировой рынок портальных решений в госсекторе

Мировое сообщество пережило «бум» порталов (правительственных в том числе) еще в 90-ые гг. и сейчас склонно трезво оценивать затраты на развитие разветвленной сети доступа граждан к государственным службам через интернет. В большинстве стран Европы ранее сформулированные гигантские планы в этой области сейчас не встречают одобрения.

Особенно осторожно сейчас старается тратить деньги налогоплательщиков британское правительство, призывающее подождать, пока работа подобных систем не будет окончательно отлажена и не продемонстрирует свою работоспособность. Многие представители ИТ-департаментов британских министерств и ведомств вообще скептически относятся к самой идее «цифровизации» госструктур. Тем не менее, по оценкам, озвученным премьер-министром Тони Блэром, в середине 2003 г. британское правительство предоставляло 54% своих услуг в онлайновом режиме, а к концу года планировало довести этот показатель до 75%. Любопытно, но исполнительная власть Великобритании официально признает, что большинство компаний и граждан страны пока не пользуются этими услугами.

Недоверие к адекватности вложения крупных денежных средств в развитие подобного рода систем высказывают не только британцы. В специальном докладе ООН в конце 2003 г. также озвучивались сомнения в их эффективности ввиду дороговизны. При этом в Европе продолжает развиваться инициатива eEurope Action по переводу правительственных и ведомственных услуг в онлайновый режим. Ряд европейских стран придерживаются ранее намеченных стратегий модернизации своего госсектора и пытаются заинтересовать общественность в электронных сервисах, а также привлечь сюда дополнительные инвестиции.

В 2003 г., по данным IDC, самой подготовленной страной в Европе по уровню предоставления правительственных услуг в режиме онлайн и по желанию общественности пользоваться данными услугами была Дания. Достаточно высокой называлась «электронная готовность» Швеции, Финляндии — затем, с отрывом, шли Испания, Италия, Ирландия и Португалия. Дальнейшее развитие проекта eEurope, ориентированного на разработку информационных систем на базе Открытого ПО, предусматривает целый комплекс мер по информатизации ЕС, в том числе, развитие таких служб, как электронная коммерция, дистанционное обучение, врачебные онлайновые консультации и пр.

В Соединенных Штатах на федеральном уровне продолжает выделяться достаточный объем средств для поддержания правительственных порталов, предоставляющих довольно полный объем информации по работе госдепартаментов. Поскольку процесс «цифровизации» здесь был начат несколькими годами раньше, чем в Европе, а также из-за того, что целом страна характеризуется более высокой степенью распространения интернета, уровень заинтересованности — и задействованности — американских граждан в онлайновых госсервисах заметно превышает европейский. Развитие «портальной» ситуации чуть менее радужно на уровне отдельных штатов, которые по-разному подходят к распределению бюджетов и инвестированию в ИТ-поддержку своих муниципальных единиц.

Ведущие мировые поставщики портальных решений для госсектора (включая SAP, IBM, Plumtree, Oracle, PeopleSoft) в целом отмечают, что после 2000 г. объем запросов на развертывание новых правительственных порталов в США и Западной Европе заметно снизился. По данным Gartner, и само распределение долей игроков на рынке портальных лицензий для госструктур за два последние года существенно изменилось.

Рыночные доли ведущих поставщиков портальных решений для местных органов государственной власти (по доходам от продажи лицензий)

ПоставщикДоля рынка
(%) 2000
Доля рынка
(%) 2001
Доля рынка
(%) 2002
Plumtree74,855,150,9
Другие8,219,718,0
SAP0,04,97,5
PeopleSoft0,94,37,1
Oracle16,16,26,3
Microsoft0,02,35,1
BroadVision0,06,04,1
Tibco0,01,61,0
Всего100,0100,0100,0

Источник: Gartner Dataquest, 2003

Рыночные доли ведущих поставщиков портальных решений для центральных органов государственной власти (по доходам от продажи лицензий)

ПоставщикДоля рынка
(%) 2000
Доля рынка
(%) 2001
Доля рынка
(%) 2002
Другие17,5 32,4 26,9
IBM8,9 7,4 14,1
Sun One28,49,2 9,7
PeopleSoft5,0 8,2 9,6
Vignette/Epicentric5,7 8,2 7,1
Oracle18,8 5,6 5,6
BEA Systems0,0 3,2 5,2
SAP0,0 4,3 3,6
Novell Silverstream0,0 1,4 3,4
Microsoft0,0 1,4 3,0
BroadVision0,0 3,5 2,4
Tibco0,0 4,0 2,3
Abaxx6,8 4,4 2,0
ATG0,0 2,6 1,8
Computer Associates2,6 1,9 1,3
Sybase/New Era1,6 0,8 1,1
Citrix Systems4,7 1,5 0,7
NEC0,0 0,2 0,2
CapeClear0,0 0,0 0,1
Всего100,0100,0100,0

Источник: Gartner Dataquest, 2003

Ведомственные порталы — самый очевидный результат развития «Электронной России»

В 2001 г., когда активно начали говорить о необходимости размещения информации по деятельности любого федерального органа государственной власти в открытом доступе в интернете, в объеме, определяемом Правительством РФ, всего лишь 20% федеральных министерств и ведомств имели свои сайты. Прогнозы относительно быстрого роста их числа оказались, хотя и несколько завышенными, но, тем не менее, верными. Информатизация начала постепенно охватывать органы исполнительной законодательной и судебной властей, подразделения силовых ведомств (армейские части, органы МВД); предприятия оборонно-промышленного комплекса, учреждения социального назначения (здравоохранение, образование, культура), органы муниципального управления и муниципальные предприятия. Государственные структуры постепенно, с разными темпами и в разных объемах, начали выносить данные о своей работе в интернет.

Характерно, что запуск ряда сайтов властных и силовых структур, даже сами координаторы «Электронной России», пока считают чуть ли не единственным «реально заметным» результатом программы. Среди прочего в данном случае упоминаются прежде всего сайт Президента, интернет-представительство Федеральной пограничной службы и новый портал Правительства РФ.

Запуск нового портала Правительства пока намечен на первый квартал 2004 г. Решение включает несколько модулей: раздел «Правительство РФ» «унаследует» сайт кабинета министров, существующий до настоящего времени. Модуль «Социально-экономическое развитие РФ» будет освещать в режиме онлайн приоритетные темы развития страны на среднесрочную перспективу в различных отраслях. Модуль «Государственные услуги» будет посвящен консультированию по самым широким вопросам, например, в сфере налогового администрирования, предоставления таможенных услуг или ведения бизнеса. При этом новый портал правительства не ставит задачи заменить собой существующие сайты министерств и ведомств.

Очевидно, что появление нового правительственного сайта предполагает некоторое упорядочивание и других федеральных интернет-проектов. Правительство уже обязало федеральные органы государственной власти России до начала февраля 2004 г. привести свои интернет-сайты в соответствие с требованиями обеспечения прозрачности и открытости. По данным Минэкономразвития, на конец 2003 г. полностью это постановление было выполнено шестью министерствами и ведомствами: МНС, Минобразования*, Минобороны, Минприроды, ФКЦБ и Госатомнадзором. В течение года 14 министерств и ведомств увеличили объем размещаемой информации в 1,5–2 раза. Однако у 15 ведомств никаких изменений в структуре и перечне размещаемой информации не произошло.

По экспертному заключению Минэкономразвития РФ, на начало 2004 г. в существующей системе ведомственных порталов были выявлены такие недостатки, как низкий уровень структурирования сайтов и частые случаи размещения информации в необработанном виде. Кроме того, ряд интернет-представительств практически не представляет сведений, раскрывающих порядок действий по обеспечению реальных прав, свобод и интересов граждан.

Региональные порталы: развитие в отсутствие финансирования и стандартов

О реализации в регионах информационно-коммуникационных программ масштаба «Электронной Москвы» пока говорить не приходится. Проект по созданию мощного информационного пространства, предоставляющего одновременно и актуальную потребительскую информацию (о работе поликлиник, ЖЭКов, химчисток-прачечных и пр. — так называемый контент низшего уровня), и поддерживающего поисковую систему, позволяющую выйти на сайт любого структурного подразделения правительства, очевидно, пока не «потянут» даже самые крупные региональные центры. Тем не менее, в рамках «Электронной России» в тестовую эксплуатацию уже запущен некоторый его аналог — сеть региональных порталов развития для 7 регионов России: Калининградской, Новгородской, Пермской, Тульской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа и Санкт-Петербурга.

Порталы развития представляют собой онлайновые инструменты сотрудничества «сообществ развития» — органов власти, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества — в целях социально-экономического развития как страны в целом, так и ее регионов. Для реализации работ по этим проектам в указанных регионах были созданы региональные партнерства для развития информационного общества в России, включающие 143 организации, в частности, 25 госструктур, научно-исследовательские институты, учебные заведения, коммерческие компании. Проект реализуется в результате победы Института развития информационного общества (Москва) и его региональных партнеров в конкурсах ФЦП «Электронная Россия» на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) "Разработка проекта концепции «Российский портал развития».

Предварительно, в рамках проекта, в 2003 г. был проведен сравнительный анализ степени готовности к электронному развитию шести из перечисленных регионов (кроме Санкт-Петербурга), а также разработаны планы стратегий и методические рекомендации по функционированию типового регионального портала развития, за счет инсталляции типового решения. Запуск сети порталов развития в интернете запланирован на начало 2004 г. Его финансирование осуществляется по принципу софинансирвания: 50% из федерального бюджета, 30% — из регионального, 20% — из внебюджетных источников (в частности, гранты Всемирного банка).

Подключение к подобного рода проектам внебюджетных средств в принципе видится отечественным госчиновникам эффективным путем преодоления стандартных проблем информатизации российских регионов — т.е. неравномерного развития и финансирования. По данным Минсвязи, размер региональных бюджетов на развитие информационных технологий колеблется от 1 млн. до 350 млн. рублей в год. В этой связи во многих регионах не реализуется полный комплекс мероприятий в области информатизации, что приводит к «цифровому разрыву». С другой стороны, выравнивание информационного потенциала, например, Карелии с Финляндией в данный момент происходит в основном за счет программы поддержки со стороны европейской комиссии ТАСИС. Определенную готовность участвовать в подобного рода программах Минсвязи РФ подтвердил и ЕБРР.

Впрочем, эффективной реализации «Электронной России» в регионах препятствует не только проблема финансирования. Не менее серьезными факторами торможения по-прежнему остаются, во-первых, недостаточно развитая нормативно-правовая база, и, во-вторых, отсутствие единых технологических стандартов и форматов предоставления информации. В настоящее время Минсвязи России завершает анализ региональных ИТ-инициатив, по итогам которого планируется создать банк типовых ИТ-решений, разработанных в 2003–2004 годах в ходе реализации пилотных проектов «Электронной России». Эти решения будут созданы на базе единых федеральных стандартов, и в дальнейшем планируется тиражировать их по регионам РФ, что позволит существенно сократить затраты на информатизацию.

Мария Попова / CNews Analytics

РБК СОФТ

Алексей Кузовкин: Налаживание внешнего электронного документооборота между несколькими государственными организациями — новая актуальная тенденция

Алексей КузовкинИнтервью CNews.ru дал Алексей Кузовкин, генеральный директор компании РБК СОФТ. По мнению эксперта, процесс информатизации органов государственной власти в России идет хорошими темпами, а на повестке дня ближайшего будущего такие новшества как планирование коллективной работы над документами, проведение телеконференций рабочих групп, контроль исполнения и сетевое планирование делового процесса.

CNews.ru: Как вы оцениваете уровень проработки ИТ-стратегий государственных ведомств, в информатизации которых вам доводилось участвовать?

Алексей Кузовкин: Не буду говорить о всей стране и всех ведомствах, но в отношении ведомств, с которыми мы давно уже работаем (а это ГТК РФ, СКЦ Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Министерство Экономического Развития РФ), могу сказать с полной уверенностью: уровень проработки ИТ-стратегий в них достаточно высокий и полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня.

В этих организациях есть не только общая информационная стратегия развития, там есть и детальные календарные планы по внедрению конкретных информационных проектов с описанием ожидаемых результатов. Отмечу, что в этих хорошо «информатизированных» ведомствах, как правило, работают несколько организаций-подрядчиков, поэтому имеется и общий план координации деятельности внешних организаций, есть и внутреннее профессиональное подразделение, которое отвечает именно за внедрение ИТ-проектов. Отмечу, что ИТ-направление практически везде признано высокоприоритетным направлением развития самого ведомства и отрасли в целом.

Полный текст интервью


* Недавно Минобразования РФ объявило конкурс на развитие системы интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям. В частности, конкурс объявлен на развитие и актуализацию информационного наполнения федерального портала «Российское образование» с планируемым финансированием в объеме 10 млн. рублей.

Кроме того, запланировано развитие и актуализация информационного наполнения порталов:

  • по экономике, менеджменту и социологии (10 млн. рублей),
  • по юридическим наукам (6 млн. рублей),
  • «Социально-гуманитарное и политологическое образование (философия, история, психологические науки, международные отношения, государственное и муниципальное управление)», 10 млн. рублей,
  • естественнонаучного образовательного портала (физика, химия, биология, математика). 8 млн. рублей,
  • «Педагогика общеобразовательной школы» (6 млн. рублей),
  • портала открытого образования (2 млн. рублей).



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS