Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Государственный таможенный комитет

Леонид Ухлинов: Говорить о том, что мы полностью удовлетворены нашей ИТ-инфраструктурой пока еще рано

Леонид УхлиновНа вопросы CNews.ru ответил Леонид Ухлинов, начальник главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета РФ. В 2003 году ГТК удостоен премии «ИТ-лидер» за успехи в использовании информационных технологий.

CNews.ru: В чем, на ваш взгляд, уникальность и достоинства информационной системы таможенной службы России?

Леонид Ухлинов: Информационная система таможенной службы России создавалась с начала 90-х годов прошлого века. Первоначально перед ней ставилась только одна задача — сбор данных для формирования статистики внешней торговли России. Исходя из этой постановки и формировались основные технологические процессы — ввод электронной информации на таможенных постах, накопление данных на региональном уровне, ведение центральной базы данных для подготовки статистических отчетов на федеральном уровне для правительства, различных министерств и ведомств, использующих эти сведения для выполнения своих функций.

По мере развития таможенной службы менялись и требования к информационной системе. Сегодня информационные технологии пронизывают все процессы таможенного администрирования. Практически Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) стала основой всех технологий таможенного оформления и контроля. Увеличение товарооборота, огромное количество оформляемых грузов и транспортных средств требуют работы таможенных органов в очень жестких временных рамках. В соответствии с международными стандартами таможенные операции на границе при прохождении автотранспорта должны проводиться в течение 10–15 минут. Такой режим возможен только в том случае, если работа таможенных инспекторов максимально автоматизирована, сведения о перемещаемых товарах поступают заранее, ручной ввод данных сведен к минимуму.

В этих условиях работа таможенной службы должна быть похожа на конвейер по обработке грузов, управляемый с помощью автоматизированной системы. В этом и заключается уникальность существующей информационной системы таможенных органов — непрерывность работы в реальном времени, интеграция с технологическими процессами таможенного оформления и контроля, взаимодействие с информационными системами таможенных служб зарубежных стран, таможенных брокеров, экспедиторов, перевозчиков, других контролирующих органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

CNews.ru: Какие требования выдвигает ГТК к компаниям интеграторам и консультантам, помогающим в развитии ИТ ГТК?

Леонид Ухлинов: Прежде всего — знание предметной области и текущего состояния программно-аппаратной платформы ЕАИС. Мы придерживаемся принципа эволюционного развития системы. Поэтому компании, которые приходят к нам с предложениями своих проектов, должны понимать, что комитет не может проводить эксперименты по применению той или иной технологии при развитии информационных систем. Все решения должны быть максимально обоснованы с учетом современного уровня развития информационных технологий, масштабов их внедрения, возможности упрощения существующих таможенных процедур. Мы стремимся к тому, чтобы внедрение новых информационных технологий приводило к оптимизации деятельности таможенных органов, переносу части выполняемых инспектором функций на компьютер, упрощению взаимодействия между различными подразделениями таможни. Такой подход к развитию информационных систем возможен только в том случае, если наши помощники будут говорить с нами на одном языке и полностью понимать автоматизируемые бизнес-процессы.

CNews.ru: Какая часть потребностей в автоматизации бизнес-процессов ГТК уже сегодня удовлетворена?

Леонид Ухлинов: Существующая информационная система позволяет автоматизировать основные операции таможенного оформления, сбор и предварительную обработку информации в центральной базе данных Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) ГТК России, выполнение аналитической работы сотрудников центрального аппарата Комитета и региональных таможенных управлений, мониторинг таможенного оформления и контроля и ряд других технологических процессов. Однако говорить о том, что мы полностью удовлетворены существующим положением пока еще рано. Предстоит существенно улучшить возможности ведомственной телекоммуникационной системы и обеспечить информационную связь этапов прохождения грузов через границу, помещения их на склад временного хранения, основного оформления во внутренней таможне, а также обеспечить доведение до каждого инспектора всей требуемой ему информации в режиме реального времени. Очень важно создать гибкую и эффективную систему информационной поддержки управления таможенной деятельностью.

CNews.ru: В августе этого года председатель ГТК России Михаил Ванин сообщил о проекте модернизации информационной системы таможенных органов. Расскажите о целях данного проекта, о том автоматизации каких направлений деятельности ГТК это коснется в первую очередь?

Леонид Ухлинов: Проект модернизации информационной системы таможенных органов готовился комитетом в течение 2001–2003 годов. Целью проекта является разработка эффективных инструментальных средств для реализации положений нового Таможенного кодекса Российской Федерации, который начал действовать с 1 января 2004 года, а также обеспечение условий для формирования таможенной службы, соответствующей лучшим международным стандартам. В его подготовке участвовали эксперты Всемирного банка, Всемирной таможенной организации, Минэкономразвития и Минфина России, проводились консультации с бизнес-сообществом, ведущими ИТ-компаниями.

Содержание мероприятий проекта в той или иной степени охватывает все стороны деятельности таможенных органов. В соответствии с решением правительства Российской Федерации для финансирования нашего проекта выделяется целевой кредит Всемирного банка в размере 140 млн. долларов США. За четыре с половиной года предполагается разработать нормативно-правовую базу работы таможенных органов с использованием информационных систем качественно нового уровня, создать ряд принципиально новых функциональных подсистем ЕАИС, провести переподготовку сотрудников таможенных органов по применению новых информационных систем и создать систему дистанционного обучения таможенников, а также выполнить работы по унификации программно-аппаратной платформы ГНИВЦ и региональных вычислительных центров.

Изначально этот проект рассматривался комитетом не просто в качестве возможности технического переоснащения таможенных органов, а как основа для изменения базовых технологий таможенного оформления и контроля.

CNews.ru: Рассчитываете ли вы на участие в проекте западных разработчиков или считаете что российским компаниям под силу реализация проектов подобного масштаба?

Леонид Ухлинов: Безусловно, мы рассчитываем на участие в проекте и российских и зарубежных фирм. При этом выбор исполнителей для различных компонентов проекта будет осуществляться на конкурсной основе по правилам Всемирного банка. Это означает, что любая российская или зарубежная компания сможет претендовать на получение контракта в рамках проекта при выполнении требований квалификационного отбора и наличии интересных и технологически проработанных предложений. Я уверен, что сегодня многие российские компании могут успешно конкурировать с ведущими западными разработчиками.

CNews.ru: Какова динамика изменения затрат ГТК на модернизацию ИТ в течение последних нескольких лет?

Леонид Ухлинов: Вопросы финансирования разработок в области информационных технологий всегда являются «больными» для государственных структур и комитет здесь не является исключением. К сожалению, средства на ИТ выделяются из федерального бюджета без учета стоящих перед ГТК России задач. Решение об объемах финансирования на год принимается сотрудниками Минфина, как правило, только на основе затрат предыдущего года. Поэтому динамики практически нет — из года в год суммы примерно одинаковые. Председатель Таможенного комитета и его заместители очень четко представляют себе важность внедрения информационных технологий в таможенное дело, много внимания уделяют обсуждению проблем информатизации и планированию работы в этом направлении, однако изменить эту ситуацию в Минфине крайне тяжело. Мы надеемся, что недофинансирование прошлых лет будет компенсировано за счет средств Всемирного банка при реализации проекта модернизации информационной системы таможенных органов в 2004–2008 годах.

CNews.ru: Какую роль отводят интернет-технологиям в ГТК, какие перспективы их использования вы видите?

Леонид Ухлинов: Интернет-технологии используются в наших разработках достаточно широко. Уже сегодня работает система оперативного мониторинга таможенного оформления, построенная на основе таких технологий. Кроме того, с использованием интернет-технологий обеспечивается доступ сотрудников таможенной службы России к ресурсам Международной организации по борьбе с мошенничеством, реализовано информационное взаимодействие с таможенными службами Швеции и Финляндии в рамках проекта «Зеленый коридор», разработана и проходит опытную эксплуатацию в Центральном и Приволжском федеральных округах система электронного декларирования. В перспективе мы планируем также организовать обмен данными о перемещаемых через таможенную границу России товарах и транспортных средствах с крупными участниками внешнеэкономической деятельности. В стадии завершения разработки находится информационно-справочный портал центрального аппарата ГТК России, построенный на основе интранет-технологий.

CNews.ru: Есть ли у ГТК в настоящее время проекты, позволяющие наглядно продемонстрировать, что внедрение информационных технологий может облегчить жизнь участникам ВЭД и простым гражданам, существенно ускорив и упростив процедуры таможенного оформления?

Леонид Ухлинов: Практически все, о чем я говорил ранее, может служить иллюстрацией таких проектов. Начиная с 2003 года, все разработки ГТК России в области информационных технологий ориентированы на упрощение и ускорение таможенного оформления. Эта же идеология, направленная на снятие бюрократических барьеров, на приближение отечественных технологий таможенного оформления к мировым стандартам положена в основу и нового Таможенного кодекса, который вступил в силу с января текущего года. Отмечу, в этой связи один весьма нестандартный для нас информационный проект: осенью прошлого года мы провели интернет-конкурс на лучшее знание таможенного законодательства, в котором активно участвовали и простые граждане, и профессионалы в области таможенного дела, и участники внешнеэкономической деятельности. Победители конкурса получили призы и грамоты ГТК РФ в День таможенника 26 октября. Этот проект был реализован совместно с нашим партнером — компанией РБК СОФТ.

Примером эффективного использования информационных технологий является пилотный проект системы электронного декларирования таможенного поста «Каширский» Московской южной таможни. После его запуска время таможенного оформления одного большегрузного автомобиля сократилось до 20 минут, тогда как в обычном режиме это занимает от нескольких часов до нескольких дней. В качестве еще одного примера приведу проект Единой государственной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, разрабатываемой ГТК России при участии МНС России и Минэкономразвития России в рамках ФЦП «Электронная Россия». Создание такой системы позволит значительно упростить порядок возмещения российским экспортерам налога на добавленную стоимость и обеспечить возможность более эффективной борьбы с так называемым «ложным экспортом», приносящим существенный ущерб бюджету нашей страны. Важность этого проекта подтверждается и тем, что концепция создания этой системы была заслушана в октябре этого года на заседании Государственной комиссии по информатизации под председательством Министра Российской Федерации по связи и информатизации Леонида Реймана.

CNews.ru: Расскажите о мировом опыте модернизации таможенной службы, на который вам хотелось бы равняться.

Леонид Ухлинов: Таможенная служба каждого государства проходит в своем развитии примерно одни и те же этапы. Различие составляют нюансы, определяемые географическим положением, экономическим состоянием государства, национальными традициями. Российская таможенная служба не является исключением и также развивается по общим законам. В то же время, есть ряд принципиальных особенностей, имеющих существенное влияние на эти процессы.

Во-первых, ни одна страна в мире не имеет такой территории, расположенной в 11 часовых поясах, что усложняет реализацию некоторых процедур таможенного контроля (например, контроль соблюдения квот на ввоз в Россию некоторых видов продукции). Во-вторых, отмена в начале 90-х годов государственной монополии на внешнюю торговлю потребовала от таможенной службы России пройти за десятилетие путь, который таможня в развитых странах проходит за столетия. Это стало возможно только в результате того, что таможенная служба России учитывала опыт всех стран, ориентировалась на применение лучших технологий таможенного оформления и контроля, прошедших испытание временем. Конечно, сегодня в экономически развитых странах есть чему поучиться российским таможенникам. И мы постараемся взять из мирового опыта все наиболее прогрессивное для создания к 2008 году российской таможенной службы XXI века.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS