Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Минэкономразвитие

Церен Церенов: Ведомственный феодализм — это когда информация используется только для себя, а не для нужд государства и общества

Церен ЦереновО ходе реализации программы «Электронная Россия», сложностях и перспективах ее реализации, а также о планах на последующие годы в интервью CNews.ru рассказал Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ.

CNews.ru: 2003 год был вторым годом реализации ФЦП «Электронная Россия». Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работ по программе. Если сравнить реализацию программы в 2003 и 2002 гг., то какие основные изменения следует выделить?

Церен Церенов: 2002 и 2003 годы прошли под девизом анализа текущей ситуации в стране и подготовки методологической базы для дальнейшей реализации программы. Это связано с тем, что была необходимость должным образом оценить ситуацию с внедрением ИТ не только в стране в целом, но и, что особенно важно, в государственном управлении. Требовалось четко понять, как мы можем в ближайшее время приблизиться к построению электронного правительства, способного оказывать онлайн-услуги гражданам и бизнесу. Такие работы сейчас идут, и можно констатировать, что первый итог программы — реализация первого этапа программы — выполнен.

Мы смогли на те средства, которые выделены (а их было в 5–6 раз меньше, чем запланировано), не допустить провала 1 этапа программы. Во-первых, должным образом проанализирована ситуация с информатизацией в стране. Исследованиями еще раз было подтверждено, что это «лоскутная» информатизация, при которой большая часть средств тратится на «железо», а не на решение прикладных задач, кроме того, было выявлено, что информатизация в основном носит ведомственный характер, и межведомственные задачи не решаются, что остается большой проблемой. Например, согласно пилотному исследованию, базы данных федеральных ведомств на 95% остаются закрытыми не только для граждан и бизнеса, но и для заинтересованных ведомств. Это, по сути дела, настоящий ведомственный феодализм в использовании информации только для себя, а не для нужд государства и общества.

CNews.ru: Какие результаты, из числа наиболее значимых, были достигнуты?

Церен Церенов: С начала реализации программы Минэкономразвития России удалось начать серию пилотных проектов по электронному правительству, и многие из них будут закончены к концу 2003 года. Это позволит со следующего года тиражировать системные проекты. Кроме того, мы подошли к концептуальной проработке построения электронного правительства. Практически завершена работа по подготовке пакета документов, составляющих идеологию архитектуры электронного государства, — это концепции электронных административных регламентов (ЭАР), объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) и построения государственной информационно-коммуникационной архитектуры. Архитектура электронного государства является аналогом единой федеральной архитектуры (ЕФА), выстраиваемой в настоящее время в США. Это станет основой и прообразом построения электронного правительства, и на сегодняшний момент для этого есть все предпосылки — проанализирована ситуация по уровню информатизации в России, подготовлены идеологические документы, реализована серия пилотных проектов. Основные положения данной идеологии мы также записываем в Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, которую мы сейчас дорабатываем совместно с Минсвязи России.

CNews.ru: По каким направлениям удалось начать пилотные проекты? Расскажите о них подробнее.

Церен Церенов: Многие пилотные проекты были запущены в этом году для того, чтобы подкрепить те наработки, которые сделаны или только готовятся в сфере построения электронного правительства. Это, в первую очередь, межведомственные проекты, где принимает участие несколько ведомств и на стыке которых лежат интересы граждан и бизнеса: на федеральном уровне — ГТК России — МНС России, на региональном уровне — проект ЗАГС-ПВС-ЖКХ.

Взаимодействие Министерства по налогам и сборам и Таможенного комитета налаживается в очень важной сфере, сопряженной с экономической безопасностью России, — это возврат НДС. На примере этого проекта будет наглядно показано, что совмещение работы двух ведомств позволяет оказать неоценимую услугу нашим экспортерам (в несколько раз сократится время возврата НДС) и существенно сэкономить средства федерального бюджета на возврате НДС.

В десятках регионов заканчиваются проекты по объединению государственных информационных ресурсов ЗАГСов, паспортно-визовых служб и ЖКХ. Имеющиеся у ЗАГСов базы данных и базы данных паспортно-визовых служб интегрируются между собой с тем, чтобы об одном и том же человеке в этих уважаемых учреждениях была идентичная информация и можно было бы всегда однозначно идентифицировать этого человека. В некоторых субъектах Федерации пошли дальше и начали интегрировать эти базы данных с базами данных жилищно-коммунального хозяйства. Это лишь некоторые примеры проектов, идущих в Министерстве экономического развития и торговли.

Кроме того, стартовала реализация проектов по созданию электронных административных регламентов и выстраиванию соответствующей структурной архитектуры органов власти. Это, например, проекты по созданию электронных административных регламентов в министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и Счетной палате России.

CNews.ru: Расскажите, пожалуйста, об изменениях, произошедших в динамике реализации программы.

Церен Церенов: Серьезную положительную динамику мы наблюдаем в региональном развитии — регионы по-настоящему включились в эту работу, и ведут ее. Примечательно, что они хотят не просто реализовывать отдельные подсистемы, а решать проблемы комплексно, представляя все информационные подсистемы и взаимосвязи между ними. Они хотят делать это на единых стандартах, на единой идеологии, и, соответственно, предъявляют очень много требований к федеральному руководству, чтобы такие стандарты были сформулированы. Мы как раз этим занимаемся, и к концу года, кроме общих руководящих документов, будут разработаны стандарты в виде типовых решений по ряду автоматизированных систем — это полнофункциональные типовые системы государственных электронных закупок для региональных и муниципальных органов власти и органов государственной власти.

В настоящее время по электронным государственным закупкам ведутся опытные торги в ряде субъектов Федерации — Челябинской области, республиках Чувашия и Якутия. Применительно к данному направлению можно говорить, что на региональном уровне в упомянутых субъектах, где проходят пилотные торги, уже готовы проводить их полностью в электронной форме на постоянной основе. У них для этого все есть, и дело остается за законодательством.

Вскоре Минэкономразвития России будет готово тиражировать подобные типовые проекты для других субъектов Федерации. Конечно, каждому региону придется тратить средства на доводку решения применительно к своей специфике, но главный вклад в разработку ноу-хау уже сделан, есть решения по большинству организационных вопросов, появилась типовая система, которую можно использовать.

Аналогично организована работа на федеральном уровне — вырабатываются стандарты с тем, чтобы информационные системы федеральных органов власти были совместимы между собой. Работы ведутся, но пока нельзя говорить, что они будут охватывать все сферы государственного управления. Одно из направлений — это услуги гражданам и бизнесу. Сейчас идет работа над общим каталогом таких услуг. В общей инфраструктуре услуг, осуществляемых правительством в электронной форме, они будут расположены «в едином окне» и предоставляться на базе единых стандартов. Макет системы должен быть представлен до конца текущего года.

Особо хотел бы отметить, что все перечисленные работы неразрывно связаны с проводимой административной реформой. Ни один из проектов невозможно было осуществить без изменения функций, без изменения бизнес-процессов, которые существовали до внедрения информационных технологий. А это задача административной реформы, потому что автоматизировать хаос невозможно. И первые два года реализации программы подтвердили, что «Электронная Россия» имеет самую тесную связь с административной реформой.

Основной задачей на будущее является необходимость дальнейшей интеграции процессов в рамках программы с процессами административной реформы, и, самое главное, учет при проведении административной реформы того, что без информационных технологий административную реформу осуществить невозможно. Например, сейчас мы сделали паспорт функций, который реализуется в административной реформе с использованием электронных технологий. Если раньше функции анализировались на бумаге, то сейчас анализ идет в электронном виде и, тем самым, намного упрощается.

CNews.ru: Расскажите, пожалуйста, о законодательных инициативах министерства в рамках программы «Электронная Россия»?

Церен Церенов: Эти два года мы уделяли серьезное внимание анализу законодательства. Наши пилотные проекты еще больше обнажили проблему несовершенства сферы законодательного регулирования применения ИКТ. В настоящее время создана рабочая группа, возглавляемая Андреем Шароновым (первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ), где заместителем у него Дмитрий Милованцев (заместитель министра по связи и информатизации). Группа ведет работу над Концепцией законодательства в области применения информационных технологий. Прорабатываются изменения, направленные на открытие возможностей для использования информационных технологий в общественной жизни и государственном управлении.

Работа над Концепцией идет с начала года, на сегодня документ претерпел существенную правку и серьезно доработан, вскоре мы будем готовы к тому, чтобы начинать согласование с соответствующими заинтересованными ведомствами. Пока это плод работы Минэкономразвития России и Минсвязи России.

Параллельно мы начинаем проработку ряда законопроектов, которые должны быть приняты в наступающем 2004 году. Разрабатываемые нормы относятся к использованию межведомственных ресурсов и их формированию. Сейчас имеется большая проблема, на которую жалуются многие регионы: государственным органам региональной и муниципальной власти невозможно получить информацию из баз данных федерального уровня. И даже на федеральном уровне невозможно получить информацию от другого федерального ведомства. Также должен быть разработан закон персональных данных, должны быть внесены изменения в законодательство об электронной цифровой подписи (ЭЦП). Надо признать тот факт, что закон об ЭЦП недостаточно хорошо работает, так как у нас нет ЭЦП, несмотря на то, что этот закон принят уже два года назад. При этом мы уже договорились с Минсвязи, что мы будем отменять лицензирование деятельности удостоверяющих центров.

Более того, ведется разработка законов, стимулирующих электронную торговлю. Я уже говорил о готовности ряда регионов к электронным торгам, но законодательство не позволяет должным образом использовать эти наработки. Также ведутся работы по ряду других законопроектов, в том числе связанных с доступом граждан и бизнес-сообщества к информации органов власти и управления различных уровней и ее открытостью для общества.

CNews.ru: ФЦП «Электронная Россия» в 2003 г., как и в 2002 г., испытывает острое недофинансирование. При разработке программы еще в начале 2002 г. предполагалось, что в 2003 г. на нее из федерального бюджета будет выделено 7,5–15 млрд. рублей, но реально в федеральном бюджете было заложено 1,430 млрд. рублей. Что вы можете сказать о реальных объемах финансирования программы из средств федерального бюджета в текущем году и на 2004 г?

Церен Церенов: Да, действительно, на реализацию программы в 2003 году было выделено 1430 млн. рублей, в прошлом, 2002 г. — 600 млн. рублей, на 2004 г. выделено 1880 миллионов. Эти цифры, как я уже говорил, по сути дела, в 5–6 раз меньше сумм, запланированных программой.

В первые два года реализации программы это было еще вполне возможно. Мы каким-то образом пытались перегруппировать направления работ, и речь о запуске пилотных проектов просто не шла.

Однако в следующем, 2004 году, когда планируется запустить серию крупных пилотных проектов, недофинансирование будет критическим образом отражаться на ходе реализации программы.

Например, для пилотной реализации проекта по созданию с Государственным таможенным комитетом России (ГТК России) и Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ, на несколько таможен и в МНС необходимо было закупить оборудования на 200 млн. рублей. Но этих денег сейчас нет, и мы не сможем в полноценном виде провести этот пилотный проект, то есть он снова пройдет в усеченном формате. Хотя внедрение такой системы позволило бы государству сэкономить около 90 млрд. рублей на возврате НДС.

Но многие наши пилотные проекты мы вообще не сможем запустить в промышленную эксплуатацию, не сможем ранее полученные результаты реализовать в масштабе всей страны, как изначально планировалось. Это те же проекты по электронным государственным закупкам, порталам государственных органов власти, объединенным государственным информационным ресурсам (ОГИР) ЗАГС-ПВС-ЖКХ, и это несмотря на то, что в пилотных регионах все они работают. Например, ежегодная экономия Пенсионного фонда от внедрения ОГИР ЗАГС — ПВС-ЖКХ может составить более 10 млн. долларов за счет своевременного получения информации о гражданах; внедрение такой системы в Москве позволяет получать ежегодный экономический эффект в объеме 30 млн. рублей за счет минимизации переплат пенсий и пособий гражданам, утратившим на них право.

Конечно, мы хотели бы до 2004 г. запустить проработанные проекты на все регионы, помочь им в решении сопутствующих задач, чтобы они могли пользоваться этими разработками. Но сейчас это невозможно будет сделать. Также мы не сможем запустить ряд очень важных и интересных межведомственных проектов, придется довольствоваться отработкой тех проектов, которые у нас уже начались.

CNews.ru: Действительно, 2004 год — первый в реализации основной фазы программы ФЦП «Электронная Россия». Какими характеристиками можно обозначить намеченные работы? Что вы можете сказать о работе с регионами и муниципальными образованиями? Какие основные проблемы следует отметить?

Церен Церенов: Будущий, 2004 год связан с решением комплексных проблем управления. Фокус работ уже смещен с решения отдельных прикладных задач на выстраивание общей концепции управления. Необходимо увидеть все подсистемы в их взаимосвязи между собой — это позволит подходить к процессу информатизации комплексно.

Перспективу, пожалуй, кратко можно обозначить так: «Электронная Россия» пошла в регионы. Два года проводится творческий конкурс среди регионов: в 2002 году — отбирались отдельные прикладные системы (например, создание порталов или систем электронных госзакупок для органов власти субъектов Федерации), в 2003 году — региональные проекты по системе управления регионом (комплексный подход и взаимоувязка всех отдельных прикладных систем между собой).

Сейчас мы объявили очередной творческий конкурс совместно с Министерством связи. Он направлен на отбор региональных и муниципальных комплексных проектов, где все подсистемы управления в регионе связаны между собой, начиная с управления финансами, государственными закупками, мониторингом предприятий, мониторингом и анализом прогнозирования, и заканчивая мониторингом чрезвычайных ситуаций, экологической обстановки и т.п. Все подсистемы необходимо будет свести в единую систему управления регионом или муниципалитетом. Такие заявки уже поступили от регионов и муниципалитетов, и мы начинаем комплексную системную реализацию на региональном и муниципальном уровне.

Однако, к сожалению, опять самый больной вопрос — из-за недофинансирования программы мы не сможем поддержать достаточно большое количество региональных комплексных проектов, придется ограничиться несколькими регионами и муниципалитетами.

CNews.ru: Какие программы, в рамках ФЦП «Электронная Россия», реализуются непосредственно внутри министерства экономического развития и торговли Российской Федерации?

Церен Церенов: Что касается нашего министерства, то мы достаточно приблизились к комплексному решению проблем управления и хотим к 2006 году стать ведомством, где максимально используются информационные технологии там, где это наиболее эффективно. У нас несколько таких направлений.

В частности, мы внедряем у себя электронные административные регламенты. Самые простейшие из них связаны с подготовкой приказов на командирование. Сотрудники смогут выполнять эти операции, не сходя с рабочего места. Также разработаны существенно более сложные электронные регламенты, например, управления проектами. Это может быть и конкретная разработка в рамках «Электронной России», как проекта в целом, где задействовано множество заинтересованных лиц и подразделений, как внутри министерства, так и вне его. Есть подрядчики, субподрядчики, региональные органы государственной власти, эксперты, и здесь требуется соответствующий регламент управления в электронном режиме.

В нашем министерстве к концу 2003 года будет введена первая очередь электронного документооборота. Система уже применяется частью департаментов министерства. Думаю, что к концу следующего года нам удастся его распространить на все министерство в целом, нам это настоятельно необходимо, так как несколько структурных подразделений Минэкономразвития России расположено в разных концах Москвы.

Также в МЭРТе создается серьезный информационно-коммуникационный центр. На нем мы планируем «обкатывать» различные прикладные решения по электронному правительству прежде, чем будем рекомендовать их внедрение. Это, в том числе, и портальные решения. На упомянутом информационно-телекоммуникационном центре будет располагаться портал федеральных электронных государственных закупок. Такой проект уже создан, и портал начнет функционировать в тестовом режиме к концу текущего года. Конечно, еще рано вести речь о заключении сделок, поскольку портал будет проходить апробацию и нет соответствующего законодательства.

Кроме того, готовится система мониторинга и анализа государственных информационных ресурсов, то есть решения по учету информационных ресурсов, имеющихся в органах государственной власти. Наверное, будет реализован и ряд других проектов, касающихся непосредственно функций министерства.

CNews.ru: На заседании правительства 11 сентября 2003 года сообщалось, что готовится новая редакция ФЦП «Электронная Россия». О каких изменениях в программе идет речь и с чем связана необходимость в подготовке новой редакции?

Церен Церенов: Для всех участников проекта очевидно, что новая редакция программы назрела. Это связано с тем, что «Электронная Россия» была написана в 2001 году, и, соответственно, время внесло свои коррективы, тем более что информационные технологии развиваются очень быстро. Очевидно, что такая программа не может оставаться в неизменном виде, она требует изменений и дополнений в онлайн-режиме. Кроме того, в 2001 г. еще не получила такого широкого развития административная реформа. Сейчас же она идет полным ходом и требуется коррекция программы, исходя из целей и задач административной реформы.

На данном этапе в программу необходимо ввести задачи по анализу бизнес-процессов, реинжинирингу этих процессов в органах власти и после этого — их автоматизации. Также необходимо сделать акцент на этих вновь введенных направлениях, и основное внимание уделить межведомственным проектам, тем более, что таких проектов пока не очень много.

По названным направлениям и будут внесены серьезные изменения в программу. В этих работах Минэкономразвития России принимает самое активное участие. При этом поправки в программу будут, по всей видимости, внесены к новому бюджетному году, так как проект бюджета на 2004 г. сверстан.

CNews.ru: Часть денег для ФЦП «Электронная Россия» дает федеральный бюджет, часть — регионы. Как заключаются и чем гарантируются такие соглашения?

Церен Церенов: Это достаточно просто. У нас выработана следующая схема — заключаются договоры с регионами о сотрудничестве. Региональные проекты отбираются на творческом конкурсе.

С теми регионами, которые нами выбраны, заключаем договор на проведение совместного конкурса по отбору победителя. В соглашении зафиксировано, сколько средств дает регион, сколько — победитель, а потом заключается трехстороннее соглашение — министерство, победитель и субъект Федерации.

CNews.ru: На мероприятия, связанные с безопасностью, на 2003 год выделено менее 1% средств из поступивших на «Электронную Россию» от федерального бюджета. Планируете как-то изменить это положение?

Церен Церенов: Отмечу, что этот вопрос не входит в ведение нашего министерства, мы не отвечаем за системные вопросы, связанные с разработкой политики безопасности. Но в каждом нашем проекте фигурирует обязательный элемент, связанный с защитой информации, и он финансируется в пропорции, намного большей, чем 10% бюджета по каждому из проектов.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS