Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

МЧС России

Михаил Фалеев: Потенциал информационно-управляющей системы МЧС надо задействовать

Михаил ФалеевНа вопросы CNews.ru ответил Михаил Фалеев, заместитель министра МЧС России. По словам эксперта, в федеральной целевой программе «Электронная Россия» Министерство по чрезвычайным ситуациям практически не представлено, хотя потенциал созданной ИТ-инфраструктуры ведомства весьма велик и этот резерв необходимо использовать.

CNews.ru: Существует ли у МЧС стратегия информатизации? Каковы ее основные принципы?

Михаил Фалеев: Основные принципы информатизации МЧС России вытекают из его функциональных задач. Среди важнейших наших задач: осуществление управления в кризисных ситуациях; координация усилий органов исполнительной власти различного уровня в области безопасности жизнедеятельности; мониторинг обстановки и прогноз развития негативных явлений в природной, биосоциальной и техногенной сферах; планирование превентивных мер; подготовка специалистов и населения к действиям в условиях бедствий и катастроф.

Также существует ряд специфичных условий, в которых решаются эти задачи. Например, наличие иерархической и территориально-распределенной системы органов управления, нахождение управленческих алгоритмов в условиях недостаточности информации, существование секретных данных и т.д.

Поэтому информационно-управляющая система, реализуемая по техническому заданию МЧС России, является по сути информационно-телекоммуникационной основой деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Идеология системы (АИУС) предполагает информационное общение для руководства страны, МЧС России со всем спектром органов исполнительной власти от федерального уровня — до муниципального образования, от экспертов в центре — до спасателя на месте аварии.

CNews.ru: Как построена система автоматизации деятельности МЧС?

Михаил Фалеев: В системе предусмотрены 2 подсистемы, не имеющие прямого сопряжения между собой и развивающиеся на основе технологий интернет и Intranet. Любой пользователь внутренней подсистемы располагает сегодня следующими возможностями: получение и передача электронных сообщений (текстовых, графических и др.) другим пользователям корпоративной сети, включая органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации; доступ к консультативным системам и специализированным банкам данных; доступ к информационным ресурсам подразделений Министерства и оперативной дежурной смены.

Также предусмотрена возможность взаимодействия с подсистемами «Кадры» и «Делопроизводство»; получение формализованных сообщений по формам табеля срочных донесений и прогнозной информации; обращение к словарям — классификаторам. Кроме того, в системе решена задача подготовки картографической информации, использования видеопочты и видеоконференций.

Что же касается технологии Intranet, то она используется, прежде всего, для оказания информационных услуг населению и организациям по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также для координации действий в рамках международного сотрудничества.

CNews.ru: Каково ваше видение перспектив в направлении развития автоматизированной системы министерства?

Михаил Фалеев: Основными системообразующими факторами дальнейшего развития АИУС являются: организационно-методическая совместимость информации, используемой в различных функциональных комплексах средств автоматизации; информационно-лингвистическая совместимость (единая терминология, унифицированные формы обмена и т.д.); программно-техническая совместимость, определяющая возможность взаимодействия комплексов средств автоматизации друг с другом по каналам связи на основе общих протоколов обмена информации и коррелируемой аппаратуры передачи данных.

По-видимому, для обеспечения такой совместимости необходима разработка соответствующего технического регламента.

CNews.ru: Назовите важнейшие задачи, которые решаются в рамках информатизации министерства.

Михаил Фалеев: Задачей последнего времени стало функционирование «тревожного» телефона «01» как единого диспетчерского телефона аварийно-спасательных служб. Решение этой комплексной задачи связано с развитием систем связи, созданием нового поколения систем оперативно-диспетчерского управления на местном уровне, подготовкой нового поколения диспетчеров. Эта работа ведется на основе серии типовых проектов и будет продолжаться в течение приблизительно двух лет, т.к. требует концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов республик, краев, областей, районов и городов России.

CNews.ru: Как вы оцениваете уровень подготовки кадров в МЧС для активного использования ИТ-технологий? Что делается в министерстве для того, чтобы уровень подготовки пользователей соответствовал внедряемой в министерстве информационной системе?

Михаил Фалеев: Вопросы подготовки кадров напрямую связаны с развитием программно-аппаратных и телекоммуникационных комплексов. По многим решаемым в рамках АИУС вопросам не существовало российских прецедентов. В связи с этим подготовка специалистов проводилась совместно с фирмами, разработчиками поставляемой продукции. Кроме этого на кадровое обеспечение системы работает Академия гражданской защиты, готовя математиков-программистов, Жуковский авиационный техникум, обучая диспетчеров единых диспетчерских служб, ряд других учебных заведений. В тоже время уровень заработной платы наших специалистов не позволяет надежно решать кадровую проблему, вызывает текучесть.

CNews.ru: Как бы вы оценили проект автоматизации МЧС в свете общей государственной программы информатизации министерств и ведомств?

Михаил Фалеев: К сожалению, в Федеральной целевой программе «Электронная Россия» МЧС России практически не представлено. Идеология этой программы направлена на взаимодействие граждан с органами государственной власти на основе современных информационных технологий. По-моему, даже те соображения по поводу состояния и развития информационно-управляющей системы МЧС России, которые я здесь высказал, свидетельствуют о том, что она обладает серьезным потенциалом, способным обеспечить широкое информационное пространство и доступность управленческих алгоритмов. Будем считать это резервом, который надо задействовать.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS