Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Информатизация — задача №1 в реформировании ЖКХ

Информатизация - задача №1 в реформировании ЖКХ

Неэффективность системы управления жилищно-коммунальным хозяйством давно стала «общим местом»: много говорилось и говорится о таких проблемах, как нерациональное управление финансовыми потоками, полная их непрозрачность и бесконтрольность. Очевидно, что реформа ЖКХ — процесс сложный и многоэтапный. Для быстрой модернизации отрасли должна быть создана мощная информационно-аналитическая база. Задачей номер один становится автоматизация расчетов и платежей в сфере ЖКХ.

Переход к автоматизированной системе жилищно-коммунальных расчетов и платежей потенциально сулит массу удобств в построении взаимоотношений на уровне «городские власти — частные плательщики». Как обычно, по результатам информатизации в этой сфере можно будет говорить об экономии времени, высвобождении кадровых ресурсов и перераспределении их занятости с позиции повышения эффективности. Новая схема позволит сделать прозрачными финансовые потоки, четко локализовать проблемы и выбрать наилучший способ их решения.

Создаваемая система объединит в единое информационное пространство администрацию, потребителей и поставщиков ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг), а также других сервисов. В ее рамках централизуется и систематизируется информация о плательщиках (например, о составе семьи, категории льгот и др.), о поступлении платежей, о расчетах за оказанные услуги. Участниками подобной расчетно-платежной системы становятся, помимо коммунальных предприятий, службы социальной защиты населения и предприятия энергоснабжения, чьи требования и интересы также должны учитываться в рамках подобных проектов. Правда, сам вопрос формулирования и формализации требований со стороны представителей ЖКХ пока представляет некоторую сложность, поскольку до недавнего времени эти структуры мало соприкасались со сферой ИТ.

Как правило, в рамках подобных проектов решаются задачи комплексной автоматизации процессов начисления, сбора, обработки и перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), с учетом льгот и субсидий, а также процессов сбора и обработки информации. Включение расчета льгот и субсидий в общий программный комплекс существенно облегчает работу служб социальной защиты населения, а также позволяет без задержки производить их начисление. Внедрение единого расчетного центра и коммунальной расчетной системы снимает проблему многократного дублирования одной и той же функции: у каждого поставщика ЖКХ своя база лицевых счетов, свой персонал для приема населения, свои помещения для обслуживания, свои платежные книжки или квитанции и т.д. Таким образом удается снизить достаточно большие непроизводительные затраты и более эффективно распределить кадровые ресурсы, задействованные в работе с населением.

Создание коммунальных биллинговых систем отвечает интересам, с одной стороны, потребителей и поставщиков ЖКУ, а с другой стороны — самих органов исполнительной власти. Именно поддержка городской администрации в развертывании проектов подобного рода является ключевым фактором их успешного завершения. Кроме того, в разрабатываемый под ЖКХ программный комплекс должна быть изначально заложена возможность смены поставщиков услуг для больших групп лицевых счетов на выбранных территориях, от отдельного здания до целого района. Это важный фактор в контексте роста конкуренции между поставщиками.

Результаты первых внедрений коммунальных биллинговых систем, объединяющих в едином контуре все платежи населения, показали их высокий потенциал с точки зрения повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства. Суммы платежей за ЖКУ начисляются по дням, в квитанциях автоматически учитывается изменение набора оказанных услуг, тарифов, недопоставок по услугам, а также все изменения по лицевым счетам, в том числе за прошлые периоды. По всем расчетам граждане могут получать подробные разъяснения. При этом все финансовые потоки участников расчетов становятся абсолютно прозрачными. Администрация города получает возможность доступа к актуальным данным о состоянии жилищно-коммунальной сферы, БТИ — о жилом фонде и аварийности коммунальных сетей, социальные службы — о бюджетных суммах социальной поддержки населения. По оценкам компании «Заказные ИнформСистемы», период окупаемости подобных систем, в зависимости от размеров города, составляет от полугода до трех лет.

Многоликий ОГИР

Оценив все позитивные моменты перехода к принципиально новому методу работы, городские власти сейчас принимают решение о внедрении систем объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), в рамках которых предполагается автоматизация органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС), паспортно-визовой службы (ПВС) и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Подобный проект, в частности, был разработан по заказу МЭРТ РФ в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия». Необходимость создания единой автоматизированной системы подобного рода определяется теми проблемными ситуациями, которые возникают сейчас при функционировании систем учета различных категорий населения, муниципальных и региональных регистров физических лиц.

Основными целями создания комплекса ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ является:

  • обеспечение эффективного информационного обмена в сфере учета населения;
  • создание информационно-аналитической основы для проведения реформы ЖКХ;
  • улучшение информационного обслуживания населения;
  • сокращение временных потерь при обращении граждан в органы госвласти и местного самоуправления;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств на соцпрограммы;
  • обеспечение четкого адресного предоставления и распределения льгот.

Создание комплекса ОГИР позволит решить вопросы, связанные с отсутствием единых стандартов, технологий и методологии при создании автоматизированных систем учета населения. Его внедрение избавит от необходимости неоднократно вводить персональные данные, а также решит проблему идентификации граждан.

По данным МЭРТ РФ, внедрение элементов этого объединенного комплекса только в Москве позволит получить ежегодный экономический эффект в объеме 30 млн. долл. — как минимум, за счет минимизации переплат пенсий и пособий.

Столичные амбиции

Московский проект по разработке типовой «автоматизированной информационной системы начисления и учета жилищно-коммунальных платежей» был инициирован в 2002 г. Московским комитетом по науке и технологиям и реализован в рамках договора на выполнение городского заказа в соответствии с постановлениями Правительства Москвы («О порядке использования автоматизированных систем для начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги» и «О создании Единых информационно-расчетных центров»).

Московская автоматизированная система — АС ЖКП — реализована на основе базовых технологий Oracle и позволяет решать такие задачи, как ведение лицевых счетов жителей Москвы, учет жилого фонда и льготных категорий граждан, тарифные справочники и тарифные планы, начисление с учетом разных видов льгот, создавать и печатать единые платежные документы, регистрировать выполненные платежи, работать с должниками, формировать необходимую отчетность для вышестоящих органов, потребителей, предприятий-поставщиков ЖКУ и других организаций, осуществлять электронный обмен информацией с вышестоящими органами и поставщиками услуг. Система уже принята в промышленную эксплуатацию и рекомендована к тиражированию во всех районах города.

В 2003 г. начали работать единые информационно-расчетные центры, и москвичи получили возможность оплачивать все услуги ЖКХ с помощью единой квитанции. Далее столичные власти планируют включить в единые квитанции и оплату за электричество и фиксированный телефон. В рамках реализации программы «Электронная Москва» московское правительство намерено сделать оплату услуг ЖКХ одним из сервисов городского интернет-портала. В связи с чем необходимо предварительно проработать вопросы достоверности и защищенности системы выставления счетов едиными информационно-расчетными центрами. Ориентиром в рамках процесса автоматизации городской системы платежей за услуги ЖКХ выступают, по словам участников проекта, сотовые операторы. Возможность оплаты услуг ЖКХ через интернет теоретически существует для москвичей с 2001 г., однако популярностью стала пользоваться относительно недавно. Платежная система «Рапида» на начало 2003 г. отмечала существенный рост популярности оплаты услуг ЖКХ (до 20% всех платежей), которая уступала лишь платежам сотовым операторам (более 50%). В настоящий момент «Рапида» предложила участникам проекта «Электронная Москва» унифицированное платежное решение, которое позволит платить за квартиру по телефону — обычному или мобильному, а также через интернет.

ОГИР за пределами МКАД

Помимо столицы, подобные работы по созданию компонентов ОГИР (ЗАГС-ПВС-ЖКХ) в рамках ФЦП «Электронная Россия» уже выполнены в Ханты-Мансийском автономном округе, Чувашской Республике, Калининградской области, Республике Мордовия и г. Магнитогорске (Челябинская область). Региональная система обеспечивает, в частности, решение задач по обслуживанию населения при голосовании, при получении услуг по обязательному медицинскому страхованию, оплате жилищно-коммунальных услуг, оплате льготных лекарств и др. Предполагается, что в итоге автоматизация расчетов с населением позволит повысить эффективность использования бюджетных средств на социальные программы, а также способствовать четкому адресному предоставлению и распределению льгот. Таким образом удастся достичь экономии средств пенсионных фондов и фондов медицинского страхования, усовершенствовать систему сбора налогов с физических лиц.

Уже сейчас позитивным опытом использования единой автоматизированной системы приема коммунальных платежей может поделиться Новосибирск, где АС «Город» была запущена еще в 1999 г. Власти отмечают, что в 2003 г. число платежей через систему увеличилось по сравнению с 2002 г. на 43 % — до 19291440. С помощью пластиковых карт Visa и MasterCard, а также через интернет, с помощью мобильного телефона, через банкоматы и специализированные пункты приема платежей в настоящее время жители Новосибирска могут оплачивать междугородную и международную телефонную связь, услуги интернет-провайдеров, делать платежи в ГИБДД и другие организации. В рамках системы сейчас развивается проект «Центр начислений» для сферы ЖКХ — уже 64 жилищно-эксплуатационных участка города работают в режиме онлайн. В последние годы идет активное тиражирование данного апробированного решения, а число городов, в которых успешно работает «Город», в 2003 г. достигло 24, включая Кызыл, Краснодар, Ростов, Балтийск, Новокузнецк, Челябинск, Нижневартовск, Уфу, Барнаул, Стерлитамак, Ижевск. Продолжается развитие системы в ряде других городов Челябинской и Кемеровской областей, а в ближайшее время планируется запуск «Города» в трех крупных городах Казахстана.

Мария Попова / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS