Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Ай-Теко

Проекты компании «АйТеко» в органах государственной власти

Проекты компании «АйТеко» в органах государственной власти

Известно, что информация — основа всех процессов управления. Административное руководство многих регионов России осознает важность информации в деле укрепления политической системы и развития экономики. Создание единых информационных пространств регионов РФ и автоматизация деятельности государственных структур Российской Федерации — основные цели программы «Электронной России». Одними из первых, кто осознал необходимость создания информационных систем, являются Руководство Счетной палаты РФ, администрации Чувашской республики и Вологодской области.

«Ай-Теко» реализовала три крупнейших проекта автоматизации систем управления и создания единых информационных пространств для государственных структур:

  1. Создание современной ИТ-инфраструктуры Счетной палаты Российской Федерации
  2. Проект создания компанией «Ай-Теко» Центра обработки данных для Администрации президента Чувашской республики
  3. Проект создания комплексной информационной инфраструктуры для органов государственной власти Вологодской области

Основной целью всех трех проектов было создание в государственных организациях информационных инфраструктур, которые бы отвечали потребностям государства, обеспечивали эффективное функционирование регионов, работу органов государственной власти и местного самоуправления.

Счетная палата РФ

Создание современной ИТ-инфраструктуры Счетной палаты Российской Федерации

«Сегодня ИТ-инфраструктура — это своего рода «нервная система», обеспечивающая во многих случаях саму возможность того или иного производственного или управленческого процесса, инструмент сбора и анализа информации в сфере деятельности любой большой организации».

Владимир Бескровный,
к.т.н., начальник департамента информационных технологий
Счетной палаты Российской Федерации

О заказчике

Счетная палата Российской Федерации создана для осуществления контроля над формированием и исполнением федерального бюджета. Основные функции Счетной палаты Российской Федерации (далее — Счетной палаты РФ) заключаются в контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности в таких сферах, как: исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использование государственной собственности, контроль государственного долга и банковской системы.

Объем информации, с которым имеют дело сотрудники Счетной палаты РФ, очень велик, поэтому одним из основных условий успешной деятельности Счетной палаты РФ является эффективное функционирование ее ИТ-инфраструктуры, основу которой составляют программно-аппаратные средства управления ИТ-ресурсами, обработки и хранения данных.

В настоящее время в Счетной палате РФ успешно реализуется один из наиболее значимых проектов по созданию систем высокой доступности, включающий решения по управлению информационными ресурсами и развитию системы хранения данных.

Задача проекта

Система автоматизации Счетной палаты РФ обеспечивает обработку первичной информации, ее хранение и поддержку пользовательского интерфейса для большого штата сотрудников. Основными требованиями, предъявляемыми к ней, являются: высокая производительность, управляемость, масштабируемость и надежность. До определенного времени возможностей существующей системы хватало для решения возлагаемых на нее задач. Однако со временем задачи повышения надежности, производительности, эффективности управления информационными системами стали принимать все более актуальное значение. Требовалось модернизировать ИТ-инфраструктуру Счетной палаты РФ с тем, чтобы она отвечала современным требованиям к корпоративным системам, обеспечивала качественный и бесперебойный доступ к данным для всех информационных систем, эффективное управление как хранением данных, так и информационными ресурсами в целом с учетом динамики решения существующих задач обработки информации.

Решение

Компания «Ай-Теко» предложила комплексное решение, включающее две подсистемы — хранения данных и управления информационными ресурсами, имеющие модульную структуру. В состав первой подсистемы входят модули хранения, резервного копирования и восстановления данных, а также программный комплекс обработки первичных данных. Подсистема управления информационными ресурсами включает следующие модули: оперативного управления, управления сетью хранения SAN, технической поддержки и сервисного обслуживания.

Программный комплекс решает задачи обработки первичных данных и миграции существующей базы данных на современную платформу, в качестве которой специалистами «Ай-Теко» рекомендована СУБД Oracle 9i для HP-UX и высокопроизводительный UNIX-сервер HP9000 rp8400.

Основным элементом подсистемы хранения данных стал отказоустойчивый масштабируемый дисковый массив high-end класса HP StorageWorks ХР128, позволивший консолидировать хранение данных. Подключение к серверам было выполнено с помощью 2 Гб/с FC-коммутаторов через выделенную сеть хранения SAN. Для управления сетью хранения SAN был предложен программный комплекс НР OV Storage Area Manager.

Для резервного копирования данных специалисты «Ай-Теко» использовали автоматизированную ленточную библиотеку НР SureStore LTO 4/40, подключенную через сеть хранения SAN. Централизованное управление резервным копированием и восстановлением данных выполнялось с помощью программного комплекса НР OV Data Protector.

Разработанный специалистами «Ай-Теко» программный комплекс позволил реализовать миграцию существующей базы данных на современную аппаратную платформу и автоматизировать доступ, ввод и обработку первичных данных для формирования отчетных документов и занесения информации в базу данных, что обеспечило повышение эффективности работы сотрудников Счетной палаты РФ.

Для обеспечения надежной работы всех компонентов ИТ-инфраструктуры в состав решения была включена подсистема управления информационными ресурсами. В качестве программной платформы для управления ИТ-ресурсами Счетной палаты РФ внедряется интегрированный пакет НР OpenView, включающий такие модули как: Operations, Performance, Network Node Manager (NNM), NNM Extended Topology, Problem Diagnosis, Service Desk.

Одновременно, компания «Ай-Теко» по просьбе заказчика провела тестирование существующих технических средств для определения производительности серверов, выполняющих основные операции при работе СУБД Oracle, и загрузки активного сетевого оборудования для оценки временных характеристик.

Результат

Внедрение проекта выполняется поэтапно. В процессе внедрения компания осуществила поставки и общий монтаж серверов управления, дисковой системы хранения, инфраструктуры сети SAN, а также приступила к разработке программного комплекса обработки первичных данных. Одновременно, специалисты «Ай-Теко» провели консультирование заказчика по широкому спектру вопросов эксплуатации и комплексного управления ИТ-инфраструктурой.

Компания «Ай-Теко» внедрила весь комплекс продуктов OpenView, входящий в состав системы управления. Ядром системы является НР OpenView Operations, которое обеспечит централизацию управления всеми ИТ-ресурсами, максимальную прозрачность информационной среды, а также выявит и устранит проблемы, влияющие на качество услуг. В настоящее время идёт адаптация системы управления к новым задачам заказчика.

По мнению специалистов Счетной палаты РФ, внедрение проекта обеспечит оптимизацию использования и консолидацию всех ИТ-ресурсов, повышение производительности приложений и доступности данных, снижение эксплуатационных расходов и повышение эффективности управления всей ИТ-инфраструктурой.

«Сейчас мы приступаем к следующему этапу работ,- рассказывает Владимир Бескровный, — этапу внедрения решений по управлению ИТ-услугами на базе продукта НР OpenView и к дальнейшему развитию системы хранения на базе технологии SAN-сетей хранения данных».

Подчеркивая актуальность решения задачи эффективного управления ИТ-инфраструктурой в рамках долговременного сотрудничества Счетной палаты РФ с компанией «Ай-Теко», Владимир Бескровный отметил:

«На рубеже веков важнейшими ключевыми факторами успеха любой организации является передовая ИТ-инфраструктура, максимальное использование накопленного опыта, выраженного в информационных массивах, базах данных, налаженных информационных потоках, структуре ИТ-сервисов. Все это представляет собой основу успешного функционирования организации, а эффективное управление ИТ- инфраструктурой служит повышению эффективности ее деятельности».

Чувашская Республика

Создание Центра обработки данных для Администрации президента Чувашской республики

«Если мы хотим добиться позитивных изменений в организации и функционировании политической системы и общества, нужно начинать с информации, а точнее — с реализации права граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления»

Из тезисов к выступлению Президента Чувашской республики Федорова Н.В на семинаре-презентации «Инфраструктура регионального „электронного правительства“: центры обработки данных и центры общественного доступа».

О заказчике

Администрация президента Чувашской республики одной из первых начала внедрять современные ИТ-технологии в практику работы органов государственной власти и местного самоуправления. На сегодня одной из приоритетных задач, стоящих перед Администрацией президента республики, является создание высокотехнологичной инфраструктуры «электронного правительства» — республиканской информационно-аналитической системы (РИАС), предусматривающей внедрение ряда масштабных проектов по информатизации органов государственной власти Чувашии.

К моменту принятия ФЦП «Электронная Россия» Чувашия имела значительный опыт в информатизации государственных структур управления. С развитием РИАС все большую актуальность стала приобретать задача создания республиканского Центра обработки данных — как ключевого элемента структуры РИАС.

Задача проекта

Динамичное развитие региона и повышение объемов информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений, требовало создания высокотехнологичного Центра обработки данных (ЦОД), обеспечивающего автоматизацию процессов обработки и хранения данных в целях предоставления широкого спектра информационных услуг не только государственным и муниципальным органам власти, но также предприятиям и населению республики.

Другой важнейшей задачей, требующей решения, являлось управление локальными вычислительными сетями, связанными высокоскоростными коммуникационными каналами и объединяющими сотни школ, библиотек, лечебных учреждений во всех районных центрах республики, а также многочисленными центрами общественного доступа к услугам Интернет — электронной почте, информации республиканского портала, обучающим интерактивным ресурсам.

Проектируемый ЦОД должен был обеспечить решение задачи централизованного управления глобальными информационными ресурсами республики и поддержания доступности единого хранилища данных, сосредоточенных на официальном Интернет-портале государственных органов Чувашской республики. Правительственный портал, как важнейшая часть РИАС, должен был обеспечить информированность, с одной стороны, структур государственной власти, а с другой стороны — населения республики о деятельности органов государственного управления; взять на себя функции информационной поддержки средств массовой информации. Кроме того, президент Чувашской республики Н. В. Федоров определил приоритетной целью создание мультимедийного ресурса о чувашском народе, его истории и культуре, сегодняшнем и завтрашнем дне.

Создаваемый ЦОД должен был стать ядром РИАС и обеспечить высокую производительность и масштабируемость, безопасность и целостность данных, удобство администрирования и эксплуатации, возможность интеграции прикладных систем.

Решение

Проблемы, стоящие перед Управлением информационных Технологий (УИТ) при Администрации президента Чувашской республики, компания «Ай-Теко» предложила решить путем создания инфраструктуры, обеспечивающей высокую доступность приложений и данных. Аппаратный комплекс ЦОД включает в себя высокопроизводительные серверы, развитую сетевую инфраструктуру, масштабируемые подсистемы хранения, оборудование для резервного копирования и восстановления данных, систему бесперебойного электропитания и систему управления ИТ-инфраструктурой ЦОД и сетью доступа. Решение базируется на оборудовании и технологиях, разработанных компаниями Hewlett-Packard, Intel, Cisco и АРС. Основу предложенного «Ай-Теко» решения составило высокотехнологичное оборудование и программное обеспечение компании Hewlett-Packard.

Ядро ЦОД было реализовано на базе комплекса серверов НР ProLiant под управлением программного обеспечения производства компании Microsoft: операционной системы Windows 2000 Server, СУБД Microsoft SQL Server 2000 и кластерного ПО Cluster Server. Такой подход позволил значительно сократить затраты на обучение персонала и осуществить построение сложнейшего вычислительного комплекса с использованием технологий, получивших наиболее широкое распространение.

Надежность решения обеспечивается не только на аппаратном уровне (путем объединения серверов в отказоустойчивые кластерные конфигурации и дублирования всех критических компонентов архитектуры), но и на программном — с помощью возможностей операционной системы, кластерного, управляющего и функционального программного обеспечения.

Система управления построена на базе программных продуктов семейства HP OpenView. В состав системы управления были включены продукты ОV Operations for Windows, OV Network Node Manager. Для автоматизации задач технической поддержки информационных подсистем используется продукт HP OpenView Service Desk.

Для размещения данных была развёрнута сеть хранения данных (SAN) на базе оптических технологий, основу которой составил дисковый массив HP SureStore VA7100. Подключение дискового массива выполнено с помощью высокоскоростных 8-портовых FC-коммутаторов HP.

Подсистема резервного копирования и восстановления данных включает роботизированную ленточную библиотеку HP StorageWorks MSL5030. Управление копированием выполняется централизованно с помощью ПО НР OpenView Data Protector, установленного на выделенном сервере для разгрузки серверов приложений.

Для организации безопасного доступа к сети Интернет было решено использовать несколько уровней защиты корпоративной сети на базе коммуникационного оборудования Cisco. Ядром ЛВС ЦОД стал центральный маршрутизирующий коммутатор Cisco Catalyst 4506, который объединил разрозненные сегменты ЛВС.

Примечательно, что в составе архитектуры ЦОД используется 2-х процессорный сервер НР rx2600 на 64-х разрядной платформе Intel (IA-64) на базе процессоров Intel Itanium 2. Сервер работает под управлением 64-х битной версии ОС Microsoft Windows Server 2003 и обеспечит работу республиканского правительственного информационного портала. В апробировании новейшей аппаратной платформы «Ай-Теко» тесно сотрудничает со специалистами компании Microsoft.

Сервер НР rx2600 предложен «Ай-Теко» не случайно: 64-х разрядная платформа Intel выбрана Администрацией президента как перспективное направление развития РИАС. Апробация инновационных технологий в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» и поэтапный перенос действующих приложений на новую платформу будет осуществляться общими усилиями Центра компетенции по новейшим серверным платформам компаний «Ай-Теко» (НР и Intel) и Управления Информационных технологий (УИТ) при Администрации президента Чувашской республики. Передача сервера произошла во время торжественной церемонии, в ходе которой начальник Управления информационными технологиями Администрации Президента Чувашской Республики Д. А. Назипов подчеркнул: «Стоимость подобного сервера — несколько десятков тысяч долларов. В региональных органах власти РФ подобные серверы раннее не устанавливались. Это первая машина в региональных органах власти. Новая технология, которая позволяет работать с большим количеством данных и существенно производительнее».

Результат

ЦОД, созданный компанией «Ай-Теко» для реализации комплекса проектов РИАС, в том числе и в рамках пилотного проекта ФЦП «Электронная Россия», имеет огромное значение. В Чувашии реализован уникальный проект, не имеющий аналогов в России. Выступая на семинаре-презентации «Инфраструктура регионального „электронного правительства“: центры обработки данных и центры общественного доступа» Президент Чувашской республики Н. В. Федоров отметил: «Открываемый Центр (обработки данных) призван стать не только мозгом, но и сердцем информационной системы республики, поскольку его создание открывает новые возможности для накопления в цифровом формате, предоставления широкого доступа и изучения наследия чувашского народа».

ЦОД окажет стимулирующее влияние на развитие РИАС в целом. В ходе реализации проекта будет построен и самый верхний уровень «электронного правительства» — система обеспечения деятельности Кабинета министров на основе мобильных ПК, беспроводных технологий и средств отображения информации. Система позволит руководству республики получать доступ к информационным системам и ресурсам в реальном масштабе времени: в ходе правительственных заседаний, в поездках по республике и за ее пределами. Дальнейшим направлением работ станет создание республиканского ситуационного центра, который обеспечит более высокий технологический уровень процессу принятия решений.

Вологодская область

Создание комплексной информационной инфраструктуры для органов государственной власти Вологодской области

О Заказчике

В Вологодской области успешно реализуется один из самых масштабных проектов по внедрению передовых высокотехнологичных решений в работу государственных органов власти. Правительство Вологодской области одной из первых приступило к решению задач информатизации региона. Специалистами компании «Ай-Теко» внедряется полномасштабная интегрированная мультисервисная сеть (МСС), объединяющая существующие телекоммуникационные сети, с возможностью наращивания информационных ресурсов, обеспечивающая повышение информационной емкости и защищенности данных. Создание единого информационного пространства региона отражает цели государственной программы «Электронная Россия».

Задача проекта

Динамичное развитие региона, формирование новых хозяйственных единиц, повышение плотности информационных потоков выявили необходимость создания единой информационной инфраструктуры, обеспечивающей открытость и согласованность принятия управленческих решений. Внедрение такой структуры должно было решить следующие основные задачи:

  • создание и внедрение общей телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения работы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления;
  • повышение эффективности взаимодействия органов федерального и местного управления хозяйствующими субъектами и гражданами;
  • снижение расходов на поддержание технической готовности системы.

Решение

Проблемы, стоящие перед органами государственной власти Вологодской области, предполагалось решить путем внедрения полномасштабной интегрированной мультисервисной сети (МСС), объединяющей существующие разрозненные системы связи на основе единой политики управления информационными ресурсами.

МСС должна стать ключевым элементом информационной структуры региона. Основу МСС было предложено создать на базе сетевого оборудования CISCO, RAD, 3Com, Allied Telesyn, соединяющнго каналами передачи данных органы управления муниципальных образований области с Центральным узлом коммутации и региональным вычислительным центром.

Внедрение решения выполняется поэтапно.

Основные преимущества предложенного «Ай-Теко» решения заключаются в следующем:

  • система МСС базируется на технологиях, имеющих долговременную перспективу и обеспечивают функционирование МСС в течение 3–5 лет без существенной модернизации;
  • оборудование имеет модульную архитектуру и обеспечивает наращивание емкости сети под перспективные потребности без замены конструктивов или с незначительными затратами на смену модулей используемого оборудования;
  • производители оборудования обеспечивают надежную, качественную техническую поддержку на территории РФ и имеют долговременные перспективы;
  • оборудование является удобным и простым в эксплуатации и техническом обслуживании, что позволят снизить количество обслуживающего персонала и не требует слишком высокой квалификации технических специалистов.

Архитектура МСС состоит из двух основных составляющих.

Ядро МСС — концентрирует потоки данных от удаленных объектов и предоставляет доступ персоналу к общим сетевым ресурсам (базам данных, сети Интернет); реализует возможность внутренних телефонных переговоров и централизованный выход в междугороднюю телефонную сеть.

Удаленные узлы МСС — объединяют рабочие места сотрудников удаленных объектов в ЛВС; обеспечивают доступ ЛВС к централизованным ресурсам; выделяют телефонные каналы для удаленных объектов для связи с Администрацией региона, соседними узлами и выходом в междугороднюю телефонную сеть через региональный центр.

Наряду с внедрением аппаратной платформы специалисты «Ай-Теко» выполнили большой объем услуг, включающий запуск нового платформенного решения, настройку параметров и предварительное тестирование оборудования.

Результат

Полномасштабное внедрение МСС обеспечит создание современной единой технологической структуры государственных финансовых органов, объединяющей автоматизированные места сотрудников в режиме реального времени и предоставляющей новые оперативные возможности для обработки рабочей информации.

Интегрированная МСС позволит объединить существующие разрозненные системы связи на основе единой политики управления информационными ресурсами, чем достигается консолидация телекоммуникационной инфраструктуры региона, возможность масштабирования информационных ресурсов, повышение защищенности информации и снижение затрат на эксплуатацию.

Достигнутые компанией «Ай-Теко» результаты создали положительный пример практической реализации задач федеральной программы «Электронная Россия» в регионах. Реализация проекта обеспечила не только повышение уровня информатизации региона в целом, но и создала реальные предпосылки для решения актуальной задачи по обеспечению прав на свободный доступ населения к информации.

В настоящее время специалистами «Ай-Теко» проводятся работы по реализации второй очереди МСС, в рамках которой будут тиражироваться проверенные в опытной эксплуатации решения, будет добавлена система обеспечения конфиденциальности циркулирующей в МСС информации, система централизованного мониторинга и управления оборудованием сети, а также увеличено число узлов в муниципальных организациях.

Полномасштабное внедрение МСС обеспечит следующие преимущества для работы государственных органов региона:

  • единая телекоммуникационной инфраструктура региона станет фундаментом общего информационного пространства, используемого органами государственной власти и местного самоуправления;
  • повысится обоснованность и оперативность принятия решений по управлению экономикой региона, принятию социальных программ и мониторингу общественной ситуации;
  • повысится эффективность взаимодействия органов федерального и местного управления как на внутри-, так и на межведомственном уровне с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе современных информационных технологий;
  • снизятся расходы на поддержание технической готовности телекоммуникационной инфраструктуры, что позволит высвободить дополнительные средства для решения социальных и других задач региона.

Дальнейшее развитие проекта предполагает внедрение средств автоматизации доступа к МСС всем заинтересованным организациям для использования информационных ресурсов Правительства области (правовые и информационные базы, региональные кадастры и регистры и т.п.). В перспективе -реализация элементов «электронного правительства» (создание Интернет-портала с возможностью прямого обмена информацией с хозяйствующими субъектами).

Государственная поддержка информатизации регионов позволит осуществить опережающую разработку и внедрение типовых информационных подсистем, в результате чего должен значительно ускориться процесс информатизации страны в целом.

Практически это означает реализацию основной цели ФКЦП «Электронная Россия» — повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS