Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Прогноз

Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений на уровне регионов и федерального центра

Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений на уровне регионов и федерального центра

Компания «Прогноз» специализируется на разработке информационно-аналитических систем поддержки принятия решений для федеральных и региональных органов государственной власти. В данной статье приводятся краткие описания проектов по созданию информационно-аналитических систем уровня региона, департамента федерального ведомства, ситуационного центра федерального ведомства.

Башкортостан

Система поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Республики Башкортостан

Создание и внедрение Системы поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Республики Башкортостан (далее СППР-РБ) осуществлялось совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан в рамках реализации мероприятий ФЦП «Электронная Россия».

СППР-РБ предназначена для обеспечения информационно-аналитической и инструментальной поддержки принятия решений специалистами и руководством органов государственной власти Республики Башкортостан.

Главной целью создания СППР-РБ явилось повышение оперативности решения управленческих задач за счет создания аналитической базы данных социально-экономических показателей для функционального взаимодействия руководства и специалистов структурных подразделений, а также их обеспечения оперативной актуальной, аналитической и прогнозной информацией для обоснования управленческих решений по текущему и перспективному планированию и регулированию социально-экономических процессов республики.

Выполнение работ по созданию СППР-РБ позволило решить следующие основные задачи:

  • формирование информационно-аналитической системы, обеспечивающей проведе-ние мониторинга, анализа и вариантного прогнозирования социально-экономического развития республики;
  • предоставление информации в табличном, графическом и картографическом виде основным потребителям, в том числе удаленным пользователям посредством Веб-раздела в сети Интернет;
  • формирование центрального аппаратно-технического узла СППР-РБ (ЦАТУ), обес-печивающего интеграцию, централизованное хранение и предоставление информа-ционных ресурсов федерального, республиканского и муниципального уровней СППР-РБ.

СППР-РБ состоит из нескольких подсистем, которые рассматриваются ниже

Аналитическая база данных

Аналитическая база данных, обеспечивает накопление и хранение данных по показателям социально-экономического развития Республики Башкортостан, ее муниципальных образований и важнейших предприятий, а также субъектов ПФО. Информация с месячной, квартальной и годовой периодичностью структурируется в базе данных в соответствии с перечнем социально-экономических показателей, который составляет порядка 1800 позиций.

Основными источниками информации для СППР-РБ явились органы государственной статистики; ведомственные структуры, муниципальные образования и важнейшие предприятия РБ; открытые информационные ресурсы федеральных органов власти.

Согласно регламенту работ информация в СППР-РБ поступает в следующей очередности:

  • апрель-июнь: оперативные данные предприятий, муниципальных образований и от-раслевых министерств и ведомств РБ;
  • август-сентябрь: уточненные ретроспективные данные органов государственной ста-тистики;
  • в течение года: данные прочих источников по мере необходимости.

Подсистема мониторинга

Подсистема мониторинга, обеспечивает контроль и отслеживание тенденций социально-экономического развития Республики Башкортостан и ее муниципальных образований, а также субъектов ПФО и России (месячная, квартальная, годовая динамика).

Аналитическая подсистема

Аналитическая подсистема, обеспечивает проведение разностороннего анализа и оценки данных по социально-экономическим показателям Республики Башкортостан.

Подсистема прогнозирования

Подсистема прогнозирования, позволяет проводить автоматизированные многовариантные расчеты прогнозов социально-экономического развития Республики Башкортостан на сценарной основе.

Основными пользователями СППР-РБ на текущий момент являются подразделения Министерства экономики Республики Башкортостан и удаленные пользователи (доступ через интернет): территориальные экономические управления муниципальных образований республики, Президент и Правительство Республики Башкортостан, министерства и ведомства республики, Федеральные органы власти.

Основным результатом внедрения СППР-РБ явилось формирование централизованного информационного ресурса социально-экономических показателей республики, на основе которого стало возможным проведение комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Башкортостан на различных уровнях детализации (муниципальном, республиканском, отраслевом).

Эффекты от создания и внедрения Системы:

  • увеличение эффективности доступа органов государственной власти к информации по всем ключевым социально-экономическим показателям развития региона за счет поддержки централизованного информационно-аналитического ресурса для обеспе-чения комплексного анализа социально-экономического развития Республики Баш-кортостан;
  • увеличение скорости реагирования руководства на проблемы и усиление контроля изменений социально-экономической обстановки в регионе за счет автоматизации ряда прогнозно-аналитических функций органов исполнительной власти региона;
  • значительное повышение эффективности процесса принятия решений;
  • обеспечение защиты, конфиденциальности и целостности коллективных информа-ционных ресурсов системы.

СППР-РБ реализована с использованием АК «Прогноз» и СУБД Oracle 8.1.7. Для функционирования СППР-РБ используется любая современная операционная система семейства Microsoft Windows и не требуется уникального технического обеспечения.

В последние годы элементы СППР-РБ использовались при реализации подобных проектов в Чувашской Республике, Пермской области, Республике Саха (Якутия).

Минэкономразвитие

Информационно-аналитическая система Департамента региональной экономики Минэкономразвития России

Информационно-аналитическая система «Мониторинг, анализ и прогнозирование социально-экономического развития и финансового состояния регионов Российской Федерации» (далее Система) разработана в интересах Департамента региональной экономики Минэкономразвития России и предназначена для информационной, методической и инструментальной поддержки процессов подготовки и принятия управленческих решений в Департаменте.

Основные задачи Системы заключаются в интеграции информационных ресурсов субъектов Российской Федерации с использованием современных технологий: формирования и ведения хранилища данных и тематических баз данных социально-экономических и бюджетно-финансовых показателей; моделирования и анализа социально-экономической и финансовой деятельности субъектов Российской Федерации; сценарного и целевого прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Хранилище данных

Хранилище данных обеспечивает накопление и хранение исторических данных по показателям социально-экономического развития и финансового состояния субъектов РФ. Данные являются динамическими и подвергаются интенсивной обработке большим количеством пользователей функциональных приложений. Хранилище данных обладает следующими свойствами:

  • возможность интеграции данных различных источников;
  • поддержка всевозможных территориальных декомпозиций;
  • возможность трансформации единиц измерения параметров;
  • возможность хранения расчетных показателей для ускорения их представления пользователям;
  • задание различной периодичности фактов (месяц, квартал, год).

Источниками информации Системы служат данные Госкомстата России, Министерства налогов и сборов Российской Федерации, Министерства Финансов Российской Федерации, данные субъектов Российской Федерации, а также данные департаментов Министерства.

Обновление информации в хранилище данных осуществляется в соответствии с регламентами загрузки информации, которые определяют периодичность и номенклатуру информации, поступающей в хранилище. На этапе загрузки происходит верификация поступившей информации, заполнение пробелов.

В настоящее время хранилище данных содержит около 3 000 показателей в территориальном и временном разрезах, которые динамически пополняются в течение времени. На данный момент хранилище данных Департамента содержит около 7 млн. записей начиная с 1990 года.

Ядро Системы образуют подсистемы, ориентированные на работу конечных пользователей. Выделяются следующие функциональные подсистемы:

  • Подсистема мониторинга
  • Аналитическая подсистема
  • Подсистема прогнозирования

Подсистема мониторинга обеспечивает контроль и мониторинг основных направлений текущей социально-экономической ситуации субъектов Российской Федерации.

Аналитическая подсистема

Аналитическая подсистема предназначена для аналитической обработки данных по социально-экономическим и финансовым показателям субъектов Российской Федерации, построения сводных интегральных оценок развития регионов в сравнении с регионами страны и федерального округа, ранжирования, построения паспортов регионов и т.д.

Подсистема прогнозирования

Подсистема прогнозирования обеспечивает автоматизацию многовариантных расчетов краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ на сценарной и целевой основе, а также ежемесячного мониторинга выполнения прогнозных показателей. Для решения подобных задач в Подсистеме прогнозирования предусмотрен математический инструментарий, обеспечивающий проведение статистических, оптимизационных, целевых и имитационных расчетов. Подход к региональному прогнозированию основан на использовании комплексной имитационной модели социально-экономического развития и финансового состояния субъектов РФ. Модель обладает возможностью выполнения многовариантных сценарных и целевых расчетов («Что будет, если…?» и «Что нужно, чтобы…?»), позволяет находить различные варианты финансовых стратегий, сравнивать между собой потенциальные результаты их реализации, ранжировать варианты по произвольным экономическим критериям.

Подсистема администрирования

Программные средства подсистемы администрирования предусматривают механизмы защиты объектов и данных от несанкционированного доступа. Права доступа каждого пользователя определяются степенью его участия в рабочем процессе и назначаются Администратором системы. Система поддерживает «журнал событий», который позволяет восстановить цепочки событий, приведших к тому или иному отклонению.

Посредством специализированного раздела информационного портала в рамках Системы реализуется удаленный доступ к централизованному хранилищу данных и функциональным подсистемам с использованием Internet/Intranet.

Клиент-серверная технология обеспечивает доступ к информационным ресурсам Системы одновременно более чем 100 сотрудников Министерства.

Информационно-аналитическая система «Мониторинг, анализ и прогнозирование социально-экономического развития и финансового состояния регионов Российской Федерации» Департамента информационно и программно интегрирована с Ситуационным центром Минэкономразвития России.

Минэкономразвитие

Ситуационный центр Минэкономразвития России

Ситуационный центр Минэкономразвития России (далее СЦ МЭРТ) представляет собой специализированный программно-информационый комплекс, использующий современные технологии визуального представления информации, средств моделирования и анализа ситуаций, обеспечивающий решение широкого круга задач ситуационного анализа макроэкономических и региональных процессов.

В рамках СЦ МЭРТ решаются следующие группы задач:

Мониторинг текущей ситуации, включающий:

  • оперативный мониторинг динамики социально-экономических и финансовых показателей Российской Федерации и ее регионов;
  • выявление критических изменений, происходящих в социально-экономической и финансовой сфере.

Анализ и краткосрочный прогноз макроэкономических процессов, включающий:

  • возможность реализации многообразных методов ранжирования, группировок, многомерного статистического анализа;
  • поиск и выявление закономерностей и тенденций;
  • построение прогнозов на основе экстраполяционных методов.

Моделирование макроэкономических процессов, обеспечивающее:

  • сценарное прогнозирование ситуаций. Позволяет формировать управляющие воз-действия и рассчитывать возможные последствия: что будет, если реализуется вы-бранная комбинация сценарных факторов;
  • выбор оптимальных решений, рекомендаций по выбору одного из многих вариантов в рамках заданных ресурсных ограничений;
  • проведение оценки экономических рисков, связанных с реализацией выбранных ва-риантов.

СЦ состоит из следующих укрупненных блоков:

  • хранилище данных;
  • подсистема аналитической обработки и представления информации;
  • подсистема моделирования и прогнозирования;
  • подсистема администрирования и информационной безопасности.

Хранилище данных

Хранилище данных предназначено для накопления и ведения данных в виде постоянно наращиваемых согласованных информационных ресурсов, ориентированных на информационно-аналитическое обслуживание пользователей. Хранилище данных представляет собой совокупность программных модулей, обеспечивающих ведение и пополнение информационных ресурсов, в том числе доступ к информации, формируемой другими системами обработки данных, преобразование, очистку и загрузку данных, консолидацию и агрегирование информации; распространение данных в виде отображений и копий.

Подсистема аналитической обработки и представления информации

Подсистема аналитической обработки и представления информации представляет собой совокупность согласованных и взаимоувязанных технологий, инструментов, средств и сервисов, позволяющих реализовывать и поддерживать широкий класс аналитических приложений. В частности, подсистема обеспечивает решение следующих задач:

  • формирование регламентной отчетности;
  • формирование в интерактивном режиме нерегламентной отчетности по параметри-зованным запросам;
  • проведение многомерного OLAP-анализа данных;
  • проведение аналитических работ, включающих статистический анализ;
  • картографическое представление данных;
  • представление данных в Internet/Intranet.

В составе системы аналитической обработки и представления информации можно выделить систему индикативного анализа, предназначенную для визуального представления основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации на ретроспективном и прогнозном периоде. Комплекс показателей системы индикативного анализа разработан исходя из принципа учета основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие и финансовое состояние России и окружающего мира.

Подсистема моделирования и прогнозирования

Подсистема моделирования и прогнозирования представляет собой комплекс логически, информационно и алгоритмически связанных моделей, отражающих экономические, социальные, демографические, финансовые, технологические процессы на макро уровне. Средства реализации позволяют формировать расчетные цепочки из разрозненных моделей. Для этого имеется возможность произвести увязку входных параметров одних моделей с выходными параметрами других моделей.

В настоящее время в ситуационном центре обеспечивается возможность компоновки модельного комплекса из следующих моделей:

  • Эконометрическая макроэкономическая модель России — позволяет прогнозиро-вать наиболее агрегированные показатели (ВВП, инфляция, объем производства важней-ших отраслей, инвестиции, экспорт, импорт, объем денежной массы, золотовалютные ре-зервы), которые передаются на вход моделям, детально описывающим отдельные секторы экономики;
  • Модель платежного баланса России — предназначена для моделирования внешне-экономической деятельности России. Модель увязывает балансовыми соотношениями по-казатели текущих операций, операций с капиталом и финансовыми инструментами, учи-тывая динамику экономических и политических отношений между Россией и внешним миром, в том числе на перспективу.
  • Модель федерального бюджета России — позволяет прогнозировать основные па-раметры государственного бюджета на заданном периоде с учетом перспективной эконо-мической ситуации. Расчетные алгоритмы формирования и распределения федерального бюджета модели соответствуют расчетам по статьям доходной и расходной классифика-циям, используемым при формировании федерального бюджета на 2004 год.
  • Межотраслевая модель России (RIM)* — модель позволяет получать вариантные сбалансированные прогнозы социально-экономического развития России, учитывающие структурные сдвиги экономики.
  • Комплекс имитационных моделей регионов Российской Федерации, отражает ди-намику функционирования регионального хозяйства на базе целостной интегрированной системы взаимосвязанных макроэкономических показателей, включенных в систему на-циональных счетов.

Расчет комплекса моделей на каждой точке прогнозного периода производится последовательно, при этом результаты расчета каждой модели либо оказывают непосредственное влияние на внутренние показатели других моделей, либо учитываются при построении значений показателей на следующих временных интервалах (если в спецификации моделей заложены лаговые зависимости).

Подсистема администрирования и информационной безопасности

Подсистема администрирования и информационной безопасности позволяет исключить возможности случайных или целенаправленных внутренних и внешних воздействий на его программно-технический комплекс с целью (последствием) несанкционированного доступа к информации и ресурсам, уничтожения, навязывания ложной информации, переконфигурации программно-технического комплекса, изменения его функционирования вплоть до вывода из действия.

Комплекс средств защиты обеспечивает возможность обработки, хранения и передачи несекретной, секретной (на выделенных рабочих местах — совершенно секретной) информации при условии возможного ведения в помещениях совершенно секретных переговоров.

Ситуационный центр Минэкономразвития России для коллективной работы оснащен плазменными панелями, работа с базами данных осуществляется при помощи СУБД Oracle, для выполнения прикладных программ выделен сервер приложений, функционирует WEB-сервер. Оборудование СЦ МЭРТ подключено в локальную сеть министерства, тем самым обеспечена возможность доступа руководства и аналитиков МЭРТ к информационным ресурсам и модельному инструментарию СЦ.

Андрианов Д. Л., Кулаков М. Ю., Селянин А. О., Ситников Д. В., Чернышев А.С.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS