Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Создание систем электронных госзакупок идет полным ходом

Создание систем электронных госзакупок идет полным ходом«Электронные госзакупки» — определенного рода бестселлер последних двух лет. Сегодня — это одна из самых передовых управленческих технологий», — отметил в своем интервью корреспонденту CNews.ru Александр Карпачев, президент корпорации «Парус». Старт созданию отечественной системы e-госзакупок для нужд федерального уровня был дан в 2001 г. Работы начались по заданию Минпромнауки России, еще до подписания ФЦП «Электронная Россия», но в надежде на ее деньги, где эти работы впоследствии были отражены в программных мероприятиях 51 и 52.

E-госзакупки и e-торговля: мероприятия ФЦП «Электронная Россия»

Наименование мероприятияОтветственные за реализацию мероприятийСрок реализацииОжидаемый результат
51Разработка и создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нуждМинэкономразвития; Минсвязи; Минпромнауки; РАСУ2002–2005Первая очередь системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд. Анализ результатов и предложения по развитию системы
52Разработка и создание единой базы данных о товарах и услугахМинпромнауки; Минсвязи; Минэкономразвития2002–2003Единая база данных о товарах и услугах
53Разработка и создание системы информационно-маркетинговых центровМинсвязи; Минэкономразвития; РАСУ2002–2006Система информационно-маркетинговых центров
54Разработка и создание опытного проекта интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговлиМинсвязи; Минэкономразвития; РАСУ2002–2004Опытная реализация интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли
55Создание федерального центра электронной торговлиМинэкономразвития; Минсвязи2002–2003Комплект организационно-технических документов

Источник: МЭРТ и НАУЭТ

Исполнителями работ по созданию системы электронных торгов для государственных нужд в России по конкурсу Минпромнауки выступили Институт макроэкономических исследований при Минэкономики России, Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации и Институт прикладной математики им. ак. М. В. Келдыша РАН. С этой целью был приобретен и впоследствии открыт домен «Российские государственные закупки», где была запущена работа головного сервера торгов. В конце мая 2003 года коллегия Минпромнауки в целом одобрила проделанную работу. Предполагается, что в 2004 г., после доработок, может начаться опытная эксплуатация системы информационного обеспечения и комплекса электронных государственных закупок НИОКР при выполнении работ по федеральным целевым программам, где госзаказчиком выступает Минпромнауки России.

Создаваемая по заданию Минпромнауки система e-госзакупок включает оба способа госзакупок: конкурсные (открытый конкурс, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс) и регламентированные (запрос котировок, закупки у единственного источника). Система должна выполнять все процедуры торгов, включая регистрацию госзаказчиков, ведение общедоступной базы данных о заключенных госконтрактах и поданных жалобах.

По мнению специалистов Минсвязи РФ и экспертов НАУЭТ, основной задачей ФЦП «Электронная Россия», связанной с электронной торговлей, является создание ее инфраструктуры с использованием Информационно-маркетинговых центров (ИМЦ). Как комментирует г-н Цыганков, генеральный конструктор проектов госсектора компании Cognitive Technologies (компания-победитель ряда конкурсов Минсвязи в рамках программы «Электронная Россия»), «особенностями системы ИМЦ являются:

  • архитектурные принципы построения на основе типовых решений и модулей;
  • разработка и использование при создании системы (как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации) единого функционального стандарта, основанного на стандартах открытых систем.
  • полное соответствие требованиям законов и нормативных актов в области ЭТ.
  • комплексность проведения работ, подразумевающую формирование всех необходимых для создания и функционирования ИМЦ видов обеспечения (аппаратно-программного, технологического, информационного, нормативно-технического и иных).

Предполагается, что в системе ИМЦ будут реализованы потребности каждого конкретного региона во внутри- межрегиональных и международных торговых отношениях, информационно-маркетинговом обеспечении, консалтинге, сертификации в области электронной торговли и т.д. Другая сторона ИМЦ — повышение эффективности использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при осуществлении государственных закупок, а также значительное уменьшение издержек государственных заказчиков при проведении конкурсов, сокращение потерь и злоупотреблений».

Региональные электронные программы также предусматривают запуск систем электронных госзакупок. На решение этой задачи в «Электронной России» направлено мероприятие 10 (темы: создание портала развития региона; создание системы государственных закупок региона) в рамках лота №2 под названием «Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления». Победителем конкурса, который проходил в 2003 г., стала «Корпорация Парус». В рамках консорциума компаний-победителей она осуществляет общее руководство и непосредственно занимается созданием системы государственных закупок региона и проблемой госзакупок в целом.

Первые регионы, где в рамках ФЦП «Электронная Россия» создается система электронных госзакупок, также определялись в ходе конкурса Минэкономразвития. От субъектов Федерации и муниципалитетов была подана 191 заявка. Победителями стали Якутия, Чувашская республика и три области — Тульская, Нижегородская и Челябинская. В то же время многие регионы решили действовать самостоятельно, опираясь на собственные силы и возможности, без оглядки на федеральное финансирование.

«В настоящее время по электронным государственным закупкам ведутся опытные торги в ряде субъектов Федерации — Челябинской области, республиках Чувашия и Якутия. Применительно к данному направлению можно говорить, что на региональном уровне в упомянутых субъектах, где проходят пилотные торги, уже готовы проводить их полностью в электронной форме на постоянной основе. У них для этого все есть, и дело остается за законодательством, — сообщил в своем интервью CNews.ru Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ. — Вскоре Минэкономразвития России будет готово тиражировать подобные типовые проекты для других субъектов Федерации. Конечно, каждому региону придется тратить средства на доводку решения применительно к своей специфике, но главный вклад в разработку ноу-хау уже сделан, есть решения по большинству организационных вопросов, появилась типовая система, которую можно использовать. Аналогично организована работа на федеральном уровне». В то же время, постоянное недофинансирование «Электронной России» в следующем, 2004 году, по словам Церена Церенова, «будет критическим образом отражаться на ходе реализации программы. Многие наши пилотные проекты мы вообще не сможем запустить в промышленную эксплуатацию, не сможем ранее полученные результаты реализовать в масштабе всей страны, как изначально планировалось. Это те же проекты по электронным государственным закупкам».

Сергей Шалманов / CNews Analytics

Парус

Александр Карпачев: Система электронных госзакупок — «бестселлер» последних двух лет

Александр КарпачевОсновные тенденции развития информационных технологий в российском госсекторе, а также определяющие их факторы в интервью CNews.ru комментирует Александр Карпачев, президент корпорации «Парус».

CNews.ru: Какие события, на ваш взгляд, окажут наибольшее влияние на развитие отечественного ИТ-рынка в госсекторе в ближайшие годы?

Александр Карпачев: Вопрос использования информационных технологий в секторе государственного управления крайне важен. Есть весомые причины, которые окажут влияние на отечественный ИТ рынок в ближайшие годы. Именно 2002–2003 годы стали периодом начала крупных реформ, затрагивающих практически все уровни государственного управления. Во первых, это административная реформа, главная цель которой — повышение эффективности деятельности государственных органов власти за счет снижения затрат и издержек на госуправление, а также исключение дублирования и приведения в определенную систему функций различных государственных органов. Вторым важным фактором, который окажет значительное влияние на развитие информационных технологий, является реформа бюджетной политики. Для руководства регионов введение в действие поправок к Бюджетному кодексу будет означать серьезные изменения в сложившейся системе бюджетных и межбюджетных отношений, связанные с перераспределением ответственности между федеральным центром и субъектами, субъектами и муниципальными образованиями. Очевидно, что управленческая модернизация системы бюджетного учета и межбюджетных отношений потребует все большего использования высоких технологий.

Полный текст интервью



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS