Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

Электронное правительство: американская модель для сборки

Электронное правительство: американская модель для сборкиАмериканская модель информатизации госсектора претендует на роль своего рода образца для подражания — в силу значительной накопившейся истории и практического опыта. Методология, используемая в США активно копируется по всему миру, что связано как с объективными, так и с субъективными факторами.

Процесс создания американского электронного правительства начался в 90-ые гг. и прошел следующие логически выделяемые функциональные этапы:

  1. Этап возникновения — создание веб-сайтов правительственных ведомств, с ограниченной общей и статической информацией.
  2. Этап развития — переход к постоянному обновлению информации на ведомственных сайтах.
  3. Этап интерактивности — возможность отправления ведомствам информации с помощью электронных форм, общения с должностными лицами по электронной почте, отправление запросов и получение ответов.
  4. Этап проведения транзакций — возможность платить за получаемые услуги, используя систему электронных платежей.
  5. Этап интеграции — полная интеграция электронных функций и услуг в рамках всего правительства.

По мере процесса информатизации госсектора в США создавались основные системообразующие компоненты электронного правительства — электронные системы платежей, системы электронного документооборота, системы электронной торговли и пр. Американское правительство постепенно становится крупнейшим потребителем ИТ (техники, программных средств и пр.) в стране. Его расходы на высокотехнологичные решения оцениваются в 40–50 млрд. долл. в год (данные Американской торговой палаты).

Инвестиции в развитие ИТ в органах государственной власти США
на период с 2003 по 2007 гг.

Направление развитияБюджет
Финансирование интегрированной интернет-системы15 млн. долл. ежегодно
Программа повышения квалификации госслужащих и выработку соответствующих стандартов обучения15 млн. долл. ежегодно
Программа повышения эффективности работы общественных технологических центров, публичных библиотек и других учреждений, предоставляющих доступ в интернет2 млн. долл. ежегодно
Работы по преодолению неравенства в доступе к интернету950 тыс. долл. в 2003 г.

Источник: Американская торговая палаты

По данным Американской торговой палаты на 2002 г., в интернете было размещено более 20 тыс. правительственных сайтов, содержащих более 30 млн. веб-страниц. Правительственные интернет-ресурсы посещают более 60% американцев, имеющих доступ в интернет.

Одновременно с ростом инвестиций в ИТ правительство США стремится повысить свою активность в проведении коммерческих операций онлайн. Ежегодно правительственные ведомства совершают 22 млн. финансовых транзакций, объем которых превышает 200 млрд. долл. в год. Из них более 5 млрд. долл. расходуется в режиме «микрозакупок» (т.е. в объемах, не превышающих 2500 долл. каждая), которые в большинстве случаев сейчас производятся с помощью электронных платежных средств.

Безусловным успехам американской администрации в процессе внедрения проекта e-government в значительной степени способствовали реформы всей структуры государственного управления информационными потоками. Задача по созданию электронного правительства стала одной из приоритетных и получила статус национальной. Существенным фактором, стимулирующим развитие проекта, стало создание системы персональной ответственности за информатизацию госорганов.

Тем не менее, аналитики в настоящий момент говорят о четырех основных проблемах, не позволяющих правительству США в полной мере получать отдачу и выгоды от использования ИТ. Во-первых, это низкое качество исполнения программ. Ведомства, внедряющие современные высокотехнологичные решения, по-прежнему оценивают их с точки зрения адекватности собственной работе, а не с позиции граждан. В результате, уровень удовлетворенности общественного пользователя результатами проекта e-government пока остается низким. Во-вторых, слабая автоматизация бизнес-процессов. В частности, до сих пор плохо автоматизированы процессы, связанные с электронной торговлей и бизнесом. В-третьих, проблема «островной» автоматизации, ввиду которой конкретная ведомственная система может быть несовместима с системами других ведомств, и соответственно, невозможна работа госучреждений в режиме распределенной информации. В-четвертых, проблема межведомственного инвестирования в ИТ, которое до сих пор не поддерживается в рамках бюджетного финансирования.

Мария Попова / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS