Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Правовую информацию - на электронные носители

Cтраницы: предыдущая   1   2 

Публикация правовых актов в электронной форме — один из важнейших практических вопросов. Во времена бумажных носителей правовой информации официальными считались копии правовых актов, распространяемые протокольными службами органов государственной власти, удостоверенные их печатями, а также газетное и журнальное издание в определенных средствах массовой информации.

Развитие ИТ показало колоссальные преимущества работы с правовыми актами в электронной форме, однако возникла ситуация, когда миллионы пользователей получают правовую информацию в электронной форме, носящую не официальный, а справочный характер, от коммерческих распространителей с ограниченной гарантией.

Так или иначе, правовая информация в органах государственной власти возникает в электронном виде. Появился целый класс систем — системы электронного документооборота и делопроизводства, которые в различных вариантах создают электронную правовую информацию. Эту информацию из первоисточника важно довести до потребителя в электронной форме, без посредника в виде бумаги. И подход к этому вопросу, правда, по прошествии достаточно большого промежутка времени изменился в направлении большей реалистичности и проработанности в недавно принятой «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».

«Выходным продуктом» систем электронного документооборота и делопроизводства конкретного органа государственной власти является правовая информация, то есть тексты принятых правовых актов, которая требуется потребителям — другим государственным органам, организациям и гражданам. Размещение такой информации, например, на интернет-портале принимающей документ организации, уже является большим шагом, однако недостаточным для систематизации правовой информации.

В данном случае возможно либо создание единого государственного эталонного банка правовых данных, подобно тому, который давно существует в США еще в бумажном виде, либо принятие стандарта, описывающего технологию передачи правовой информации в иные информационные системы, при котором сохранялся бы ее официальный статус. И первый и второй путь достаточно сложны, хотя бы потому, что ход их реализации во многом будет определяться Минюстом России.

Реалии правовой информатизации в России

Концепция правовой информатизации РФ, принятая более 10 лет назад1, предусматривала грандиозную задачу: «информатизация правовой сферы осуществляется путем создания эталонной географически децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информационном пространстве». К сожалению, объявить о такой задаче оказалось гораздо проще, чем реализовать ее. В реальности коммерческие справочно-правовые системы для создания электронных баз данных сами активно обращаются к государственным органам за информацией, предлагают технологии, позволяющие автоматизировать информационный обмен в части документооборота и создания правовых актов, а также сами занимаются формированием спроса на правовую информацию среди пользователей, в какой-то степени, правовым образованием.

Для пользователей такие системы являются еще одной возможностью найти или получить необходимый правовой или нормативно-технический документ в том случае, если из соответствующего государственного органа по тем или иным причинам невозможно его получить. При этом отношения коммерческих организаций с органами государственной власти зачастую строятся на принципе, если так можно сказать, «информационного бартера» — органы государственной власти предоставляют правовые акты зачастую только при условии бесплатного или льготного обслуживания со стороны соответствующей коммерческой правовой системы. Примечательно, что они при этом получают правовую информацию коммерческих правовых систем справочного характера, на основе которой формально не может быть предпринято ни одно официальное действие. Разумеется, любой пользователь электронной справочной правовой системы имеет информацию об официальном опубликовании любого акта, но все пользователи фактически доверяют информации в электронной форме, не имеющей официального статуса. Кроме того, возникает вопрос о том, как лучше обеспечивать полноту, достоверность и актуальность правовой информации.

10 лет без «эталонной» правовой системы

Публикация правовых актов в электронной форме — один из важнейших практических вопросов деятельности органов государственной власти. Вместе с тем, его реализация оставляет желать лучшего, более того, публикуемые в электронном виде документы все еще рассматриваются не более как «материалы справочного характера».

За прошедшие 10 лет «эталонная» правовая система так и не была создана, в тоже время, как показывает опыт США, создать такую систему можно и в бумажном виде. Таким образом, правовая информатизация шла в тех формах, которые могло организовать общество, с теми противоречиями и проблемами, которые возникли. Коммерческие правовые системы стали играть значительную роль в правовой информатизации, их негосударственный характер приобрел значение для информационного общества, при том что реальная и достаточно жесткая конкуренция повышает качество их услуг и снижает стоимость для конечного пользователя.

Несмотря на то, что в «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» подход к вопросу изменен, тем не менее, остается возможность для повторения ситуации с Концепцией правовой информатизации 1993 года. И причины этого в том, что реализация концепции в первую очередь зависит от других федеральных ведомств, от их понимания значимости вопроса и возможных путей достижения результата. В частности, рассматриваемая проблема формулируется в Концепции 2004 года как «формирование общего информационного пространства и защищенной информационной среды федеральных органов государственной власти» и предлагается «централизованно сформировать общегосударственные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам». В данном случае без Минюста не обойтись, но опыт 10-летней истории и отсутствие каких-либо определенных поручений для этого министерства, позволяют усомниться в возможностях реализации этого положения.

Технический стандарт

Если идти по второму пути — технического стандарта — необходимо, что бы он позволял без каких-либо предварительных условий и возмездности, на основе использования каналов связи и ИТ получать из принявшего органа правовую информацию, так как она уже создана в ходе деятельности системы документооборота.

При этом коммерческие справочные информационные системы сохранятся, но будут получать прибыль не за счет недоступности правовой информации в электронном виде для потребителя, а за счет дополнительных сервисов — объединения информации из различных органов государственной власти, юридической обработки, комментирования, создания поисковых алгоритмов и т. д.

При таком подходе возможно и создание некоммерческих правовых справочных систем, например, построенных на основе ПО с открытым исходным кодом, а также возможности для упорядочения электронного межведомственного документооборота. Принятие и введение в действие описанного стандарта также должно сопровождаться соответствующей нормативно-правовой базой.

В целом необходимость принятия единой правовой базы и единых стандартов для оборота информации в органах государственной власти не вызывает сомнений у всех, кто высказывался по этому поводу. Однако, следует отметить важную деталь, которая должна определять суть таких стандартов и такого правового регулирования. Стандарты должны определять общие требования, языки запросов, описания данных и интерфейсов, но никак не конкретные программные реализации, конкретных поставщиков или конкретные виды оборудования. Только такие стандарты будут соответствовать общим принципам правового регулирования в данной сфере, которые обеспечат и конкуренцию, и свободу информации.

К решению этого вопроса мог бы приблизить закон «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предложенный Минэкономразвития2, но он весьма далек от совершенства и необходима дальнейшая его доработка. Прежде всего, закон должен устанавливать единые правила для всех органов государственной власти.

Кроме того, его разработка должна вестись с учетом того факта, что контактные данные, пресс-релизы, информация справочного характера являются важными, но главным информационным потоком из органов государственной власти является нормативно-правовая база. Поэтому следует объективно оценить существующее положение дел в данной сфере и выработать четкую государственную позицию в отношении способов распространения правовых актов в электронной форме.

Cтраницы: предыдущая   1   2 

Денис Савельев / CNews


1 Указ президента РФ от 28 июня 1993 года N 966.

2 Проект опубликован на сайте по адресу.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS