Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Электронная карта москвича: технологии и будущее

Cтраницы: предыдущая   1    2 

Проект «Социальная карта москвича» (СКM) – это создание крупномасштабной информационной инфраструктуры, функционирующей в условиях экспоненциального роста объема обрабатываемых в системе данных, а также непрерывного усложнения систем их обработки, хранения и передачи данных. Это означает высокие требования к надежности, производительности, масштабируемости и управлемости аппаратно-программной сферы проекта, что в особенности касается ядра ИС. Технической стороне СКM и дальнейшему развитию этого проекта посвящен наш материал.


Техническая сторона вопроса

Технологическое обеспечение проекта основывалось как на использовании уже построенных автоматизированных систем обработки и хранения персональных данных льготников, так и на развитой сети приема бесконтактных смарт-карт на транспорте.

Основой с технической точки зрения стала пластиковая чиповая карта с контактным или дуальным, то есть контактно-бесконтактным интерфейсом стандарта MIFARE® с магнитной полосой и штриховым кодом. Каждая карта имеет уникальный неизменяемый заводской номер. В памяти социальной карты – на чипе, разделенном на сектора – размещаются социальный идентификационный номер, персональные данные льготника (ФИО, пол, дата рождения), список кодов его льгот со сроками истечения действия и сертификатами.

Единая социальная карта москвича

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»1

Помимо этого, в регистрах памяти содержатся корпоративные приложения участников проекта – проезд на метрополитене, пригородных поездах Московской железной дороги, данные страхового полиса обязательного медицинского страхования, предоставления социального дисконта и др. Банковское приложение размещено на магнитной полосе карты. В будущем планируется добавить соответствующие приложения Мосгортранса, МГТС и других организаций.

Поскольку СКМ кроме микросхемы с бесконтактным интерфейсом может содержать микросхему (микропроцессор) с контактным интерфейсом, то появляется возможность размещать в ее памяти как дополнительную информация о льготах, так и платежные или иные приложения, не относящиеся к обслуживанию льготных категорий граждан.

Электронные приложения размещаются в памяти карты, при этом ее структура (распределение секторов), доступная с использованием бесконтактного интерфейса, определяется согласно требованиям к картам типа MIFARE-I Standard и стандарту MIFARE Application Directory (MAD версия 1).

Распределение памяти карты

Сектор
карты
Приложение карты (данные в памяти чипа) Размер (байт) Организация, осуществляющая
базовые операции
Чтение Запись и модификация
0 Каталог приложений 32 открытый ключ при изготовлении карты
1 Проезд в метрополитене 48 Метрополитен Метрополитен
2-3 Проезд по железной дороге 96 МЖД МЖД
4 Проезд на наземном транспорте 48 Мосгортранс Мосгортранс
5 Медицинское страхование 48 МГФОМС МГФОМС
6 Социальная идентификация 48 КСЗН КСЗН
7 Социальный дисконт 48 предприятия торговли предприятия торговли
8 Частное приложение (Телефония) 48 оператор связи оператор связи
9 Перечень категорий льгот (закрытый/медицинский) 48 участники системы участники системы
10-12 Перечень категорий льгот (открытый/социальный) 144 участники системы участники системы
13-14 Персональные данные владельца карты (ФИО, пол, дата рождения) 96 участники системы при изготовлении карты
15 Социальный номер и эмиссионные данные   участники системы при изготовлении карты

Источник: Правительство Москвы2

Каталог приложений представляет из себя список всех приложений, размещенных в различных секторах памяти карты и имеет следующую структуру, в соответствии с требованиями стандарта MAD.

Каталог приложений карты

Поле Размер (байт) Данные
1 CRC-8 1 в соответствии со
стандартом MAD
2 Информационный байт 1 0F/16
3 Код приложения сектора 2 по классификатору
4-16 Коды приложения секторов 2-14 26 по классификатору
17 Код приложения сектора 1 2 по классификатору
  ИТОГО: 32  

Источник: Правительство Москвы2

Обязательным условием обращения социальных карт является обеспечение единства форматов данных, используемых для идентификации льготника и предоставления льгот. Карта должна быть персонализирована, в соответствии со стандартами EMV/Global Platform и предоставлять возможность использования открытой среды разработки приложений смарт-карт.

Одним из наиболее существенных элементов карты является социальный номер. Он – ключевой элемент интеграции информационных ресурсов отдельных корпоративных ИС в интересах участников проекта и Правительства Москвы.

Социальный номер как основа интеграции
информационных ресурсов участников проекта

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»1

Социальный номер присваивается единожды, при первичной регистрации льготника. Структура социального номера гарантирует его уникальность в пределах данного региона России, что позволяет перенести практику учета льготников и на другие российские регионы.

Для держателя карты с целью доступа в информационном режиме к сведениям личного характера, хранящимся на социальной карте, и персональной информации в базах данных корпоративных систем (организаций-участников проекта) предусмотрено использование личного идентификационного кода.

Истинность или валидность идентификационной информации, хранящейся в памяти социальной карты, то есть номер и серия карты, серийный номер чипа и персональные данные льготника может подтверждаться внутрисистемным сертификатом. Сертификат рассчитывается из указанных данных с помощью открытых ключей по специальному алгоритму. Он помещается в память карты в заданную согласно правилам распределения памяти область.

Проект «Социальная карта москвича» представляет собой создание крупномасштабной информационной инфраструктуры. В ходе его выполнения приходится решать проблемы двух уровней: хозяйственного или бизнес-уровня, и уровня служб информатизации, которые обеспечивают работоспособность и функционирование конечной системы.

Среди задач хозяйственного уровня ключевыми являются следующие:
  • стабилизация либо сокращение затрат, в том числе бюджетных на ИТ;
  • обеспечение быстрой окупаемости инвестиций в информационные технологии и максимальной отдачи тех ИТ-мощностей, которые уже внедрены.
Работа службы информатизации направлена на достижение поставленных бизнес-целей при помощи соответствующих ИТ-сервисов:
  • обеспечение бесперебойной работы всего комплекса программно-аппаратных средств;
  • снижение сложности обращения персонала с информационной системой;
  • обеспечение взаимодействия разнородных модулей, объединенных в единую систему;
  • обеспечение управляемости всем распределенным в масштабе мегаполиса комплексом программно-аппаратных средств.
Поскольку проект функционирует в условиях экспоненциального роста объема обрабатываемых в системе данных, а также непрерывного усложнения систем их обработки, хранения и передачи данных, в качестве аппаратно-программной реализации используются средства, отвечающие высоким требованиям надежности, производительности, масштабируемости и управлемости. Особенно это касается ядра ИС, выступающего хранилищем данных о картах и всех операциях обмена данными. В рамках единой ИТ-инфраструктуры функционирует сквозная система управления, она предоставляет следующие возможности:
  • Визуализация всей ИТ-инфраструктуры от аппаратных компонентов до приложений, включая визуализацию предоставленных населению услуг.
  • Непрерывный мониторинг производительности, включая данные о текущей работе блоков и систем, оценку качества функционирования, уровня ошибок, коэффициент загрузки. Эти данные являются базой для оптимизации ресурсов системы.
  • Гарантированное обнаружение неисправности, включая упреждающее управление, когда неисправность устраняется в тот момент, когда она еще не случилась, но данные мониторинга состояния системы предупреждают о потенциальной опасности сбоя.
  • Управление приложениями. Как правило, все приложения в подобных системах взаимодействуют друг с другом и обмениваются данными. Очень важно одновременно видеть «состояние здоровья» всех приложений, которые активизированы в системе.

Жизненно важной задачей для проекта СКМ является обеспечение сохранности обрабатываемых данных. Она решается за счет использования крупных систем и выделенных сетей хранения данных, а также современных высокопроизводительных систем резервного копирования.

Функционирование такой сложной технической инфраструктуры, ориентированной на использование рядовыми гражданами, немыслимо без создания внутренней службы поддержки. Являясь единой точкой контакта для всех пользователей – как операторов услуг, так и конечных пользователей – данная служба способна к постоянному расширению и развитию. Именно она позволяет в кратчайшие сроки правильно построить механизм функционирования, взаимосвязи и регламенты работы. С ее помощью можно производить глобальные изменения в системе, планировать их, вести проекты по внесению изменений. Это особенно важно, если речь идет о социально значимых проектах, требующих соблюдения условий гарантированного уровня обслуживания.

Таким образом, в проекте «Социальная карта москвича» современные ИТ создают на базе разнообразного компьютерного и сетевого оборудования, систем хранения данных и телекоммуникационных каналов единую информационную инфраструктуру, объединяющую людей, организации, регламенты и процессы их взаимодействия друг с другом.

Основные задачи проекта и перспективы развития

На начальных стадиях реализации проекта основными заявленными целями были:
  • упрощение и упорядочение предоставления льгот, обеспечение их полного и персонального учета и адресности, с целью лучшего планирования бюджета по результатам предыдущего года, прогнозирования бюджетных расходов и социально-экономических процессов;
  • введение единой идентификации льготников на основе чиповой карты;
  • создание единого электронного регистра льготников.

По ходу внедрения системы, социальная карта москвича помогла решить еще несколько задач. Так, например, проведена оценка потоков пассажиров, обслуживаемых транспортными предприятиями. Постепенно повышается эффективность использования бюджетных средств при реализации различных социальных программ.

Происходит увеличение доли розничных безналичных операций и привлечения средств населения на банковские счета за счет постепенного перевода социальных выплат населению – пособий, дотаций, страховых и пенсионных выплат – на социальные карты.

Дальнейшее развитие интеллектуальных карт в России позволит упорядочить процессы внедрения современных информационных технологий в социальной сфере за счет проведения единой технической политики. Особый упор при этом должен быть сделан на защиту персональной информации граждан. Все данные, вносимые на интеллектуальную карту, необходимо гарантированно защищать от несанкционированного использования в любых целях.

Что еще может дать внедрение социально-расчетной карты каждому конкретному человеку? Конечно, повышение удобства обслуживания за счет постоянного расширения числа организаций-участников. Но самое главное – будут сняты излишние бюрократические барьеры при организации и взаимодействии граждан и органов государственной власти на местном, региональном и федеральном уровнях за счет автоматизированного процесса обработки данных.

Благодаря ведению единого социального регистра с идентификацией данных конкретного пользователя должна значительно упроститься процедура восстановления утраченных документов. С использованием сертификатов подлинности и средств шифрования возможность подделки документов будет минимизирована, а восстановление утраченных займет непродолжительное время.

Предполагается, что внедрение систем социально-расчетных карт должно происходить эволюционным путем. Работы ведутся в направлении постепенной унификации технических, аппаратно-программных и технологических решений с интеграцией в действующие и создаваемые информационно-телекоммуникационные системы. Это путь общего стандарта, приводящий в итоге к тому, чтобы с помощью единой карты пользователь мог решать все свои социальные вопросы.

«Тематика внедрения социальных карт представляет интерес не только для федерального центра, а скорее для регионального уровня, поскольку реальное внедрение и анализ его результативности производятся именно там, – отмечает Александр Шмаков, первый заместитель генерального директора Российского агентства систем управления. – Такие программы регионального уровня смогут в свою очередь создать основу для проведения реформ местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, медицинского социального страхования, организации систем учета пассажирских перевозок на транспорте и т.п. Поэтому особую роль во внедрении таких систем должны играть регионы».

Одну из самых острых задач жилищно-коммунальной реформы, проводимой в России, – перевод дотаций предприятий ЖКХ в адресные субсидии гражданам, – невозможно решить без создания единой интегрированной информационной системы. Создание такой системы на базе технологии социальных карт является целью масштабного проекта, идущего в настоящее время в Москве.

Проект проходит в рамках ГЦП «Электронная Москва». Кроме того, Москва получила статус опорной зоны для апробирования технологий социальных карт в рамках ФЦП «Электронная Россия». Таким образом, успешная реализация проекта в Москве позволяет распространить опыт и на федеральном уровне.

Более того, внедрение систем с использованием социально-расчетных карт стало одним из приоритетных направлений при реализации ФЦП «Электронная Россия». Началась реализация ряда пилотных проектов в регионах России. По этому пути уже идут Санкт-Петербург, республика Чувашия и многие другие.

В 2004 году был проведен обзор российского опыта внедрений информационных систем в органах госвласти в России. Изучались также основные проблемы внедрения ИКТ в их работу. Были определены наиболее существенные критерии оценки ИТ-систем и анализировался положительный опыт их применения с точки зрения эффективности деятельности госструктур.

В качестве основных были выбраны соответствие федеральным стандартам, масштабируемость, интегрируемость в общефедеральные информационные ресурсы и соответствие единой архитектуре электронного правительства. Именно эти критерии определяют степень пригодности существующих решений для использования в глобальном, общефедеральном масштабе. По сути, речь идёт о переходе к единому информационному пространству, что означает новые требования к уже существующим системам.

Важным требованием оказывается возможность создания электронного административного регламента (ЭАР) на основе той или иной госуслуги, то есть перевод всего процесса взаимодействия потребителя с государством в электронную форму. С этой точки зрения процесс оптимизации льгот, введение карточных систем для расчетов с населением также можно рассматривать как госуслугу. Автоматизация всего процесса ее оказания является ключевой характеристикой ИС, поскольку она позволяет говорить о готовности и возможности ввести в действие ЭАР.

Интегрируемость в общефедеральные информационные ресурсы или степень автоматизации взаимодействия участников в процессе оказания той или иной госуслуги также является важным параметром. Точка взаимодействия является самым «узким местом» любого процесса (информационного или административного), поэтому степень автоматизации таких взаимодействий позволяет говорить об эффективности процесса оказания услуги в целом.

Экспертной группой «Автоматизация и внедрение электронных административных регламентов» при Мининформсвязи РФ был оценен уровень использования межведомственных информационных ресурсов, поскольку он отражает степень интеграции в межведомственное информационное пространство – доступ к различным базам данных, общему инструментарию, такому как серверы цифровых подписей, систем контроля данных, финансовых операций и др.

Одними из ключевых характеристик стали оценка модульности, гибкости примененной при создании информационной системы архитектуры. Эти характеристики отражают возможность масштабирования и приведения системы к единому стандарту, когда последний будет принят. Изучалась степень использования универсальных стандартов информационного обмена, таких как XML.

Другой немаловажный критерий – соответствие требованиям единой федеральной архитектуры (ЕФА) электронного правительства, поскольку эффективное взаимодействие отдельных информационных систем и развитие их в будущем возможно только при условии, что все они соответствуют единой функциональной модели.

Оценка программы «Социальная карта москвича»

Источник: «Обзор предложений по направлениям работ
над ЭАРна федеральном уровне в РФ»3

ИС программы «Социальная карта москвича» оценивается согласно указанным критериям следующим образом:
  • Степень автоматизации процесса оказания государственной услуги высока за счёт возможности выполнения множества действий, относящихся к сфере предоставления госуслуг в электронной, автоматизированной форме (например, перевод средств, социальных пособий, пенсий на пластиковую карту, оплата коммунальных услуг и пр.).
  • Степень автоматизации взаимодействия участников процесса оказания услуги довольно высока за счёт многофункциональности используемых пластиковых карт (удостоверение личности, финансовые операции, передача данных и др.).
  • Под межведомственным информационным ресурсом в данном случае может рассматриваться сама совокупность пластиковых карт, содержащих персональные данные о населении, считываемые локально и используемые для оказания различных госуслуг.
  • Гибкость архитектуры находится на минимальном уровне. Поскольку модернизация пластиковых карт не предусмотрена, существуют ограничения по объему приложений и хранящейся информации.
  • Требования ЕФА при разработке системы не учитывались.
Другое направление развития карточных проектов это постепенный переход к идентификационному документу – электронному паспорту на их основе.

«Представляет большой интерес масштабный проект, связанный с созданием электронного вкладыша в паспорт. Прототип электронного паспорта уже существует – это так называемая «социальная карта москвича», которая на сегодняшний день в том или ином объеме реализована в 29 субъектах Федерации. Уже существует карточка петербуржца, екатеринбуржца, калужанина и т. д. Со временем эта электронной карточка, снабженная микропроцессором, сможет стать заменой действующего паспорта», – считает Герман Греф, министр экономического развития и торговли РФ.

Между тем, социальные карты уже играют существенную роль в реформировании общественного транспорта. Так, на основе СКМ планируется создание единой билетной системы.

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»1

Кроме того, система карт поможет в обосновании расчетного тарифа на каждом маршруте. С ее помощью предполагается создать контрактные требования по перевозке пассажиров на общественном транспорте, что открывает возможности для привлечения коммерческих перевозчиков в целях решения социальных задач. Такое развитие ситуации означает появление полноценного рынка услуг на общественном транспорте.

В качестве одного из направлений использования опыта внедрения карточной системы Метрополитен рассматривает возможность для обоснования зонирования, то есть оплаты проезда в зависимости от числа остановок, которые человек проезжает. Карты помогают анализировать, сколько раз в день человек пользуется метрополитеном, сколько проезжает остановок и т.д.

Поскольку в хранилищах данных постоянно накапливаются сведения о том, куда человек ходит, какие покупки и в каком объеме совершает, – такая информация рассматривается как полноценная коммерческая. Ее можно использовать на открытом рынке, то есть организации, ведущие учет, могут ее продавать, обмениваться ею и т.д.

В результате создания системы социальных карт практически обеспечен полный и адресный учет целевого предоставления льгот жителям Москвы. На основании этого уже осуществляется планирование бюджетных расходов и прогнозирование социально-экономических процессов, достигнута экономия использования бюджетных средств и в будущем она должна только расти.

В стадии создания находится система контроля компенсации затрат организаций за предоставленные льготы. В дальнейшем предполагается улучшение качества обслуживания льготных категорий населения, автоматизация процессов интеграции информационных ресурсов, связанных с предоставлением льгот. В итоге будет создан единый социальный регистр льготных категорий населения на основе единого учетного социального номера и организовано ведение этого регистра.

Проект в целом находится на уровне лучших международных карточных систем, а по некоторым направлениям опережает их. Проекту «Социальная карта москвича» присвоен престижный международный приз Advanced Card Award 2002 как лучшему транспортному приложению года.


1 Презентация Грабарева А.В «Социальная карта москвича» (ГУП «Московский социальный регистр»), представленна на научно-практической конференции «Электронная Москва-2005»
2 Данное распределение секторов памяти карты задано приложением 5 к распоряжению премьера правительства Москвы № 715-РП от 07.08.01 г.
3 «Обзор предложений по направлениям работ над электронными административными регламентами на федеральном уровне в Российской Федерации» – подготовлен в середине 2004 г. экспертной группой «Автоматизация и внедрение электронных административных регламентов» при Министерстве информационных технологий и связи РФ.

Cтраницы: предыдущая   1    2 

Илья Кошелев / Cnews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS