Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Каким будет регламент для электронного чиновника?

Cтраницы:   1   2   3  следующая

Полноценная работа электронного государства невозможна без четко определенных правил, стандартов и условий предоставления государственных услуг. Введение электронных административных регламентов (ЭАР) призвано решить эту задачу.

В настоящее время во многих странах мира идет активная работа по переводу органов государственной власти на ИТ-рельсы и созданию электронных представительств. Предполагается, что результатом станет существенное улучшение взаимодействия между обществом и государством. В России принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», призванная создать эффективно действующее в современных условиях государство. Однако на этом пути имеются определенные трудности.

Трудности создания «электронного государства» в России

В связи с изменением экономических и политических аспектов жизни граждан от государства требуется эффективное и оперативное взаимодействие с обществом и бизнесом для успешного и стабильного развития. Ускоряющийся темп жизни и новые технологии диктуют необходимость использования современных компьютерных средств и электронных коммуникаций для решения возникающих задач.

С этой целью в России, как и в других странах мира, происходит создание «электронного государства»: системы представительств различных органов и ветвей власти и единой среды электронного взаимодействия между ними и с внешними субъектами (гражданами, представителями бизнес-среды и т.д.).

Однако на пути построения подобной системы возникает множество проблем, связанных не только с применением современных технологий, но и с функционированием государственных органов как таковых. Среди этих трудностей необходимо выделить следующие:

  • высокая коррумпированность госслужащих различных ветвей власти;
  • в большинстве случаев - отсутствие точных и подробных инструкций по осуществлению государственных функций, что допускает произвольную интерпретацию и действия чиновников по своему усмотрению. По ряду направлений отсутствует нормативно-правовая база;
  • ведомственная разобщенность, в силу чего возникает дублирование функций, существенно увеличиваются затраты граждан и хозяйствующих субъектов на взаимодействие с госорганами. Не налажены механизмы обмена информаций, что в свою очередь приводит к задержкам с предоставлением государственных услуг, выполнением задач и решением вопросов, требующих совместного участия нескольких ведомств и т.д.;
  • отсутствие открытой и доступной информации о процессах, происходящих во властных структурах, сложность общественного контроля их деятельности.

Без шагов, направленных на решение указанных проблем, строительство эффективного современного государства невозможно. Поэтому одним из первых на этом пути стала подготовка проекта закона «Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти в Российской Федерации».

Электронные административные регламенты

Этот законопроект предусматривает введение единых для всего государственного аппарата административных регламентов посредством – «…системы обязательных требований к административным процессам, к составляющим их действиям и решениям, их последовательности».

Регламент должен содержать подробную и четкую информацию для госслужащего о том как, на каких условиях, в какой последовательности он должен выполнять те или иные административные действия. Действия должны производиться с определенной целью при осуществлении им своих полномочий, в том числе на основании закона или иного правового акта.

Регламент устанавливает и цели (целевые параметры) деятельности, а также конкретные и измеримые ее результаты. Благодаря единым регламентам должна возникнуть связь между целями, функциями и процессами с одной стороны и ресурсами – кадровыми, финансовыми, информационными - с другой.

Регламент детально определяет порядок исполнения функций и предоставления государственных услуг, а также контроля их исполнения, устанавливает режим открытости информации. В нем прописана ответственность исполнителя за результат и качество предоставляемых услуг – задается «шкала» качества исполнения органом власти своих функций.

Для работы в современных условиях информационного общества предусмотрена реализация административных регламентов в виде электронных административных регламентов (ЭАР). Последние позволяют выполнять, анализировать и контролировать управленческие действия и процедуры, обеспечивать принятие исполнительным органом государственной власти управленческого решения и/или оказание государственные услуги в электронной форме.

Описание ЭАР

Источник: Фонд Новая Экономика1

Такая форма работы позволит улучшить качество предоставления услуг госорганами, снизить операционные издержки, сократить время принятия административных и управленческих решений и обеспечивает большую информационную открытость. При этом электронная форма позволит проводить декомпозицию задач на более простые и последовательно автоматизировать все процессы оказания государственных услуг с тем, чтобы базовые, стандартные операции проводились без участия представителей власти.

Другим преимуществом введения ЭАР станет то, что с их помощью можно будет разрабатывать стандарты предоставления государством публичных (гражданам и бизнесу) и административных (между различными ведомствами) услуг.

С введением регламентов появится возможность объективной оценки результатов деятельности органов власти, поскольку будут разработаны показатели результативности, которые ранее не были доступны.

Построение ЭАР будет осуществляться в рамках централизованно-децентрализованной модели:

Централизация состоит в общей, единой разработке методик описания, анализа и оптимизации административных регламентов, подготовке единых стандартов на используемые схемы данных. Также централизовано будут создаваться базовые технологические компоненты и системы, обеспечивающие основные, повторяющиеся для большинства ведомств функции исполнения административных регламентов.

Децентрализация выражается в том, что осуществление программы ЭАР будут выполнять различные государственные министерства, агентства и ведомства, региональные и местные органы власти. При этом они несут полную ответственность за создание своих ЭАР и эксплуатацию соответствующих информационных систем поддержки.

Кроме того, государственные услуги предполагается предоставлять через различные каналы доступа, включая личное посещение необходимого ведомства, центры телефонного обслуживания, «электронные киоски», сети общего пользования, – в зависимости от предпочтений и возможностей конечных потребителей. Одна из основных задач – поддержка формата «единого окна» государственных услуг на технологическом уровне. Поэтому одним из основных требований к системе реализации ЭАР является обеспечение отделения информационного содержания от уровня реализации бизнеслогики и хранения данных (уровень технологий).

В связи с вышесказанным, на первый план выходит проблема координации и интеграции не только всех процессов создания и функционирования ЭАР, но и организации связей между информационными ресурсами различных ведомств, создания общих стандартов электронного информационного обмена.

Cтраницы:   1   2   3  следующая


1 Презентация Антона Никитина, заместителя директора Фонда экономических исследований "Новая экономика", представлена на круглом столе "Среда электронного взаимодействия и международные стандарты информационного обмена" (подробнее см. здесь).

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS