Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Cтраницы: предыдущая   1   2    3 

Немаловажным критерием является соответствие отдельных информационных систем требованиям единой федеральной архитектуры (ЕФА) электронного правительства, поскольку эффективное взаимодействие отдельных информационных систем и развитие их в будущем возможно только при условии, что все они соответствуют единой функциональной модели. Ниже приведен анализ нескольких успешных примеров информатизации в органах государственной власти России.

С 1 января 2004 г. в Москве в рамках реализации принципа «одного окна» открылся Единый центр госрегистрации юридических лиц Федеральной налоговой службы России (ФНС России).

Концепция «одного окна» предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования), а также присвоение кода Росстата на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

Ранее предпринимателям для госрегистрации необходимо было предоставлять 4 одинаковых пакета документов в различные ведомства. Это негативно отражалось на деловом климате страны из-за увеличения времени регистрации. С введением принципа «одного окна» уже на шестой день после подачи документов в налоговые органы выдаются свидетельства о регистрации и постановке на налоговый учет, а во все внебюджетные фонды и Госкомстат информация передается в течение 5-7 дней.

Общая оценка информационной системы представлена на схеме.

Информационная система ФНС России
(единый центр регистрации предпринимателей)

Информационная система ФНС России 
(единый центр регистрации предпринимателей)

Источник: CNews

Согласно перечисленным критериям, эту информационную можно оценить следующим образом:

  • Взаимодействие с клиентом услуги улучшено, однако процесс подготовки документов клиентом для передачи никак не автоматизирован, то есть к внедрению ЭАР данная система не готова.
  • Автоматизация процесса оказания услуги на среднем уровне. Хотя со стороны клиента работа происходит с «одним окном», это практически не затрагивает сам процесс оформления документов.
  • Уровень использования межведомственных ресурсов остался на прежнем уровне.
  • Гибкость архитектуры находится на минимальном уровне, поскольку масштабирование системы не предусмотрено.
  • Требования ЕФА при разработке системы не учитывались.

В рамках ФЦП «Электронная Россия» Федеральной таможенной службой России (ФТС России) совместно с ФНС России разработана и внедрена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Она предназначена для контроля вывоза товаров из РФ. Основными целями создания системы являются: сокращение бюджетных потерь, ускорение возврата экспортного НДС, повышение достоверности данных о фактическом вывозе и снижение трудозатрат связанных с подтверждением вывоза.

Несмотря на то, что ФТС России и ФНС России достигли высокой степени интеграции при создании системы, о единстве информационных систем ведомств пока речь не идет. Как у ФТС России, так и у ФНС России существуют свои индивидуальные информационные системы для решения собственных функциональных задач, отличающихся по содержанию и по методологии решения.

Интеграция систем обеспечивается за счет информационного взаимодействия при совместном выполнении конкретной задачи – упрощении возмещения НДС и борьбы с лжеэкспортом. В ходе стандартных таможенных операций, необходимая информация о товаре, заявителе и других параметрах процедуры поступает на интеграционный шлюз, откуда попадает в базу данных ФТС России и центральную информационную систему ФНС России.

ЕГАИС контроля экспорта товаров
(ФТС России и ФНС России)

ЕГАИС контроля экспорта товаров 
(ФТС России и ФНС России)

Источник: CNews

С точки зрения критериев эффективности, оценка ЕГАИС такова:

  • Автоматизация процесса оказания услуги выражается в сокращении сроков выполнения операций по контролю экспорта и возмещению НДС. Однако, как и в случае с информационной системой ФНС России, говорить о готовности к введению межведомственного ЭАР пока рано.
  • Взаимодействие участников процесса оказания услуги улучшено за счёт автоматизации обработки межведомственных запросов.
  • Уровень использования межведомственных ресурсов остался на прежнем уровне.
  • Для передачи информации между ИТ-системами ведомств используются единые стандарты. Это обеспечивает возможность
  • развития межведомственного взаимодействия в дальнейшем.
  • Требования ЕФА при разработке системы не учитывались.

Наибольший интерес представляет собой Объединенная государственная информационная система (ОГИР), созданная в республике Чувашия в рамках ФЦП «Электронная Россия».

В начале 2004 года проведены масштабные работы по развитию программно-технологической инфраструктуры ОГИР. Все муниципальные отделы ЗАГС, районные и городские отделы внутренних дел, предприятия ЖКХ оснащены компьютерной техникой и подключены к республиканской телекоммуникационной сети. Установлено программное обеспечение ОГИР, формируются муниципальные ОГИРы. Налажен ввод и обмен информацией о движении населения, осуществлена выверка и синхронизация соответствующих баз данных.

Система поддерживается такими ведомствами, как ФНС России, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, ЦИК ( ГАС "Выборы") и пр. Как важный положительный фактор следует отметить, что проект ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ изначально создавался в соответствии с концептуальными положениями архитектуры электронного государства, разрабатываемой в рамках ФЦП "Электронной России (2002-2010 годы)".

Основными целями создания ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ стали:

  • обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения, автоматизация социально-демографических обследований и переписи населения;
  • создание информационно-аналитической основы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, унификация системы компенсаций предприятиям ЖКХ;
  • улучшение информационного обслуживания и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств на социальные программы, обеспечение четкого адресного предоставления и распределения льгот и субсидий.

Создание подобной ОГИР способствует получению реального экономического эффекта за счет экономии средств пенсионных фондов, фондов медицинского страхования, бюджетных средств. ОГИР также создает основу для усовершенствования системы сбора налогов с физических лиц.

ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ в республике Чуваши

ЕГАИС контроля экспорта товаров 
(ФТС России и ФНС России)

Источник: CNews

С точки зрения соответствия общим критериям, оценка ОГИР следующая:

  • В процессе оказания услуг применяются средства автоматизации доступа к информации, учёта и контроля операций. Тем не менее, и в этом случае говорить о создании и внедрении в практику ЭАР нельзя.
  • Взаимодействие участников процесса оказания услуг (как публичных, так и административных) автоматизировано.
  • Создано единое информационное пространство, организована система сбора и централизованного хранения информации. Кроме того, организовано информационное взаимодействие с органами федерального уровня.
  • Для информационного взаимодействия применяются универсальные стандарты.
  • В ходе работ по созданию ОГИР, достигнуто соответствие основным положениями архитектуры электронного государства, разрабатываемой в рамках ФЦП «Электронная Россия».

В заключение можно отметить, что в Российской Федерации на сегодняшний день имеется успешный опыт внедрения ИКТ в государственном секторе. Однако такая успешность обусловлена, в первую очередь, тем, что системы предназначены для решения только локальных задач. Некоторые из них позволили достичь сравнительно высоких показателей в области информационных взаимодействий, оказания услуг населению, автоматизации внутриведомственных процессов.

Однако анализ используемых систем автоматизации государственной деятельности демонстрирует их разобщённость в плане стандартов на функциональность и на технологию. Выбор решений по автоматизации достаточно субъективен, диктуется, в большинстве своем, бюджетными возможностями и рыночными реалиями. В ряде случаев происходит разработка собственных стандартов на обмен и управление информацией – по причине того, что соответствующие регламентирующие документы федерального уровня просто отсутствуют.

Существующие системы пока не готовы стать основой для выработки ЭАР на государственные услуги и стандарты межведомственного взаимодействия. Отсутствует единая система регламентов и стандартов, регулирующая автоматизацию деятельности органов власти на глобальном, федеральном уровне. Эти обстоятельства пока препятствуют эффективной реализации федеральные целевые программы по созданию «электронного государства».

Cтраницы: предыдущая   1   2    3 

Илья Кошелев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS