Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Только открытое государство может быть электронным

Для того, чтобы внедрение ИКТ в госуправлении было эффективным, необходимо особое внимание акцентировать на взаимодействии между органами госвласти. В этой связи важны стандарты информационного обмена. Только использование открытых независимых стандартов приведет к созданию работающего "электронного государства".

Cтраницы:   1   2  следующая

Внедрение информационных систем в госуправлении открывает новые возможности по планированию, выполнению и контролю административных процессов в различных ведомствах. С их помощью достигается ранее невозможная в традиционных административных процессах эффективность: гарантированный доступ к информации, средствам контроля и надзора за деятельностью органов власти как со стороны специальных надзорных организаций, так и со стороны гражданского общества, введение понятных и прозрачных регламентов административной работы со сроками исполнения существенно более короткими, чем при осуществлении "бумажных" процедур и т.д.

Однако для того, чтобы все преимущества были использованы в полной мере, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, проведение активной информатизации различных государственных ведомств должно происходить не только с учетом внутриведомственных интересов. Необходимо обязательно учитывать требования к процессам информатизации, предъявляемые ведомствами, уполномоченными координировать эти мероприятия на общефедеральном уровне.

Кроме того, значительную проблему составляет отсутствие технологической нейтральности государства и открытых, независимых стандартов информационного обмена, без которых все действия по информатизации страны в целом оказываются неэффективными и приводят только к значительным бюджетным потерям.

Вопросы открытости

В настоящее время сложилась практика закрепления нормативными актами любых технических систем в госорганах в качестве официальных. При этом технологическая нейтральность государства как таковая отсутствует. Государственные информационные системы почти всегда используют коммерческие продукты, имеющие закрытые форматы, протоколы и интерфейсы. Подобная практика влечет за собой ряд значительных трудностей и серьезных последствий для граждан и хозяйствующих субъектов:

  • принуждение участников рынка к использованию вполне определенных продуктов конкретных поставщиков;
  • чрезвычайная монополизация ИТ-рынка, что приводит к снижению качества продуктов и резкому росту цен на них;
  • высокая степень зависимости государства от конкретных поставщиков на рынке;
  • неоправданные затраты на внедрение, поддержку и модернизацию ИТ-систем;
  • сложности в межведомственном взаимодействии и интеграции между различными системами.

Наглядной иллюстрацией технологической привязки государства к закрытым стандартам может служить повсеместное внедрение в практику работы органов власти систем электронного документооборота, использующих широко распространенный закрытый формат для хранения электронных документов.

На сайтах многих министерств и ведомств все документы публикуются в основном только в этом формате – MSWord. Это по сути принуждает граждан и представителей бизнес-среды использовать совершенно определенный программный продукт компании Microsoft для взаимодействия с указанными госорганами. При этом из-за закрытости формата, властные структуры полностью зависят от политики производителя и испытывают серьезные трудности при внутри- и межведомственном взаимодействии.

Еще одним аргументом в пользу открытых стандартов может служить следующий факт. В настоящее время взаимодействие и интеграция между ИТ-системами различных ведомств организовано по жесткой двухсторонней схеме. Такой способ интеграции в масштабах страны приводит к колоссальным затратам, поскольку попарное взаимодействие требует огромного количества интерфейсов: если имеется N систем, то число интерфейсов оказывается равным Nx(N-1). Например, работает 100 информационных систем, содержащих 300 информационных ресурсов. В этом случае число интерфейсов взаимодействия составит около 160000 (!).

Попарная интеграция (схема реализации традиционного подхода)

Источник: конференция «Электронная Москва 2003»1

Кроме большого числа интерфейсов, двухсторонняя интеграция требует модификации нормативных, организационных и технических уровней каждой из сторон. При этом во многих случаях требования интеграции могут быть взаимоисключающими как раз из-за привязки к определенным коммерческим решениям, которые зачастую несовместимы между собой.

Реальной альтернативой могут быть только открытые стандарты, интерфейсы, форматы и протоколы. Кроме того, должна быть организована единая среда электронного взаимодействия, позволяющая использовать все преимущества открытых стандартов. В этом случае государство станет технологически нейтральным, действительно открытым и эффективным.

В ходе строительства «электронных государств» как за рубежом, так и в России существует потребность государства описывать функциональные особености ИТ-систем и получать доступ к ним в стандартной технологически нейтральной форме. Определены условия, накладываемые на архитектуры информационных систем, с точки зрения их независимости от конкретных технологических решений и поставщиков.

Cтраницы:   1   2  следующая

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS