Е-правительство и лучший ИКТ-регион

Реализация электронного правительства является важнейшей задачей для будущего России. Основные преимущества от его внедрения состоят в том, что страна получает шанс взаимодействовать на равных с передовыми «информационными» державами и войти в мировое информационное сообщество в качестве равноправного партнера. Переход на электронное государственное управление должен быть сделан в сжатые сроки, поскольку является неотъемлемым элементом и, одновременно, двигателем комплексной модернизации страны.

Содержание:

Cтраницы:   1    2   3    следующая

«Электронное правительство» — из опыта России

В России программы «электронного правительства» пока находятся лишь на стадии реализации, однако уже есть интересные примеры работы элементов этой концепции в органах государственной власти разных уровней. Система «одного окна» является одной из главных составляющих частей «электронного правительства» и в этой области есть успешно реализованные проекты. В качестве примера стоит привести «Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) города Зеленоград».

Источник: zelao.ru

 

В работе ЕИРЦ города Зеленограда принцип «одного окна» стали использовать еще в 1996 году. К настоящему времени в рамках центра созданы места приема населения, которые совмещают в себе функции паспортного стола и бухгалтерии. Граждане могут осуществлять прописку/выписку, получение и замену паспорта, выписку из домовой книги, а также получать документы, связанные с расчетами платежей по услугам службы ЖКХ, начислением субсидий и т.д. Здесь же можно заверить доверенность, получить копию единого платежного документа и некоторые справки (например, об отсутствии задолженности по оплате жилищных услуг).

Еще один принципиально важный для электронного правительства проект, создаваемый сейчас в Российской Федерации — Система персонального учета населения (СПУН). СПУН — это система взаимодействия государства и граждан при учете и обмене персональными данными, а также система предоставления государственных услуг. В рамках концепции предполагается упорядочить и регламентировать доступ к существующим персональным данным. При создании системы СПУН, прежде всего, анализируются существующие системы, из них выделяют необходимые для интегрирования, а в дальнейшем создается репозиторий — стандартное программно-аппаратное решение. Предполагается, что основными пользователями СПУН станут:

  • Органы ЗАГС
  • Паспортные столы жилищных организаций
  • Сельские административные образования
  • Органы статистики
  • Органы социального обеспечения
  • Налоговые органы
  • Районные и городские администрации
  • Государственная автоматизированная информационная система (ГАС) «Выборы»

Ключевой элемент СПУН — Единый государственный регистр населения — будет содержать лишь персональные данные, содержащиеся в поправках к законопроекту «О персональных данных». Это имя, фамилия, отчество, пол, дата и место рождения граждан России.

Неотъемлемый компонент электронного правительства — автоматизированные хранилища данных, оснащенные системами полнотекстового поиска. Такой проект разработан в Якутии — это база данных всех официальных документов республики за XX век. Основным содержанием проведенной работы является перевод официальных документов указанного периода в полнотекстовую электронную версию. Многие документы советского периода на бумаге сохранились в единственном экземпляре, и в настоящее время они практически не переиздаются. Размещение документов в электронном виде обеспечивает их общедоступность для граждан и организаций, позволяет сохранить уникальный краеведческий фонд редких изданий и расширяет доступ к ним пользователей.

Премия «Лучший регион в сфере ИКТ» — индикатор информатизации органов власти

Реализация программ «электронного правительства» и «электронного государства», создает потребность в публичной оценке такой деятельности. Эту задачу решает независимое экспертное сообщество, призванное обозначить достижения тех или иных структур в области «электронного правительства», а также представить гражданам отчет о работе, проделанной органами государственной власти. В России, как и в ряде других стран Европы, эти результаты обнародуются посредством премии, существующей с 2002 года (год основания ФЦП «Электронная Россия») и получившей название «Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».

Главная цель, преследуемая при проведении конкурса — стимулирование использования ИКТ для повышения качества государственного управления по критериям прозрачности, подотчетности и оперативности на региональном уровне. Кроме того, конкурс помогает руководителям высшего уровня региональных органов власти ознакомиться с опытом коллег и принять решение об использовании того или иного успешного проекта, внедренного в других регионах.

Проведение конкурса также способствует решению ряда важных задач, среди которых:

  • Определение текущего уровня использования ИКТ для улучшения качества государственного управления и развития социальной сферы на региональном уровне.
  • Сбор информации о сообществах, влияющих на принятие решений в области использования ИКТ региональными органами власти.
  • Выявление и оценка внедренных проектов с использованием ИКТ, оказавших влияние на качество государственного управления в регионе и развитие социальной сферы.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

  1. «ИКТ и качество государственного управления»
  2. «Использование ИКТ для взаимодействия государства и общества»
  3. «Институты общественной поддержки развития информационного общества»
  4. «ИКТ в социальной сфере»
  5. «ИКТ в бизнесе»
  6. «Человеческий капитал»
  7. «Деловая среда»
  8. «Развитие ИКТ-сектора»

Наиболее заметные для населения результаты ФЦП «Электронная Россия» — успешная реализация проектов с применением ИКТ в социальной сфере. Поэтому ниже представлены лучшие проекты именно в этой области. Они, с первого взгляда не имеют прямого отношения к теме «электронного правительства». Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что задачи, реализованные в социальной сфере, позволяют решить одну из основных проблем е-управления — проблему «цифрового неравенства». 

Даже в Великобритании, где е-управление почти полностью реализовано и 60% домовладений подключены к интернету — это домовладения, как правило, состоятельных людей, а из группы населения с малыми доходами, по разным оценкам, имеют доступ к Сети всего 5-7% британцев. С другой стороны, 11% россиян имеют материальную возможность пользоваться интернетом, но не делают этого (по данным опроса Фонда «Общественное мнение»). То есть «информационное неравенство» или «цифровой разрыв» — это не только экономический, но и социально-культурный феномен.

Cтраницы:   1    2   3    следующая


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS