Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Сотовая связь: спрос удовлетворен не во всем

Сотовая связь: спрос удовлетворен не во всемСодержание:

Чего хотят пользователи?
Мобильное позиционирование
Оплата товаров и услуг
SMS/MMS/GPRS и рынок услуг поставки контента
Мобильные игры
Другие сопутствующие услуги
Ближайшее будущее

Рост продаж мобильных телефонов по итогам 2003 г. доставил немало радости производителям и дилерам. Вместе с ростом числа пользователей и обновлением парка мобильников развивались и услуги операторов. Появились телефоны с мегапиксельными фотокамерами, значительно расширилось число пользователей SMS/MMS/GPRS-услуг, были усовершенствованы и расширены сети передачи данных. Но все же, как утверждают эксперты и аналитики, предложения производителей, как, впрочем, и операторов лишь отчасти соответствуют желаниям и надеждам потребителей. Более того, спрос на ряд услуг продолжает оставаться неудовлетворенным.

Чего хотят пользователи?

В новом докладе исследовательской компании Strategy Analytics «Чего хотят мобильные пользователи» указывается, что почти половина всех держателей сотовых телефонов нуждается в услугах мобильного позиционирования (GPS).

По мнению аналитиков, операторы слишком «зациклились» на развлекательных сервисах, и недооценивают потенциал услуг, позволяющих определять свое местонахождение и положение различных объектов. Эксперты отмечают, что с 2001 года по настоящее время число потенциальных потребителей таких сервисов увеличилось с 37% до 45%.

В то же время 38% мобильных пользователей готовы совершать платежи при помощи мобильников. Однако рост рынка этих услуг сдерживают ряд факторов. В частности, развитие тормозят низкая точность определения местонахождения объектов и недостаток сертифицированных систем для мобильных платежей.

Предпочтения пользователей сотовой связи*

Предпочтения пользователей сотовой связи

*В 2001 г. в выборке участвовало 600 пользователей из Западной Европы, в 2003 г. — 800.

Источник: Strategy Analytics, 2004

Другое исследование, выполненное оператором TeliaSonera в Швеции (1457 респондентов), в частности показало, что большинство из них устало разрываться между мобильниками и обычными телефонными аппаратами. Их мечта — единый телефон для всех видов звонков. Среди вопросов к пользователям мобильной связи был и такой — «В каком сервисе вы нуждаетесь больше всего?» Как выяснилось, среди респондентов женского пола не последнее место занимает желание обзавестись сигнализацией, встроенной в мобильный телефон. В то же время мужчины мечтают о спутниковой навигационной системе и подробных картах.

При этом и мужчины, и женщины сходятся в том, что сотовый телефон необходимо оснастить электронной почтой. Женщины предлагают дополнить список услуг «напоминателями», а мужчины — возможностью хранить различные коды доступа и пароли.

Одна треть представителей сильной половины человечества остро нуждается в том, чтобы во время вождения телефон предупреждал о дорожных полицейских. Пятнадцать процентов респондентов хотели бы бронировать места в прачечных самообслуживания посредством мобильного телефона.

По прогнозам Ассоциации GSM (Global System for Mobile Communications), распределение сервисов в общем объеме оказанных услуг сетей подвижной связи в мире будет выглядеть следующим образом: передача голоса и SMS-cообщений — около 38%; банкинг, мобильный офис и мобильный доступ в интернет — по 15%; информационные услуги — 10%; услуги определения местоположения и передача данных телеметрии — 5-7%.

Распределение сервисов
в общем объеме оказанных услуг сетей подвижной связи*

Распределение сервисов в общем объеме оказанных услуг сетей подвижной связи

*Оценочные данные

Источник: Ассоциация GSM:

Что касается российского рынка дополнительных услуг в сетях операторов сотовой связи, то его основными участниками, по данным аналитического агентства J’son&Partners, являются более 30 российских провайдеров. Последние поставляют контент для более чем 4 млн. пользователей. При этом операторы в сотрудничестве с контент-провайдерами предлагают примерно 240 различных услуг, структура которых выглядит так: 58% -информация в виде справок и консультаций, 18% — новости, 15% — развлечения, 9% — игры. На долю ведущей тройки национальных операторов — МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона» — в конце 2003 года приходилась львиная доля (порядка 92%) российского рынка дополнительных услуг.

Российский рынок дополнительных услуг
в сетях операторов сотовой связи

Российский рынок дополнительных услуг в сетях операторов сотовой связи

Источник: J’son & Partners

Мобильное позиционирование

В мире услуги мобильного позиционирования довольно популярны. Например, их внедрили в своих сетях крупнейшие операторы США VoiceStream, Nextel, Sprint, Verizon, AT&T Wireless и Cingular.

Российские сотовые операторы стараются не отставать от зарубежных коллег. Так, недавно стало известно, что «МегаФон» собирается запустить в столице этой весной новый сервис «Забота о близких», который позволит абонентам определять местоположение своих родственников или просто друзей и знакомых.

Согласно исследованиям, проведенным в упомянутой компании, в течение года такой услугой воспользуется от 59% до 73% целевой аудитории. Кроме того, на базе мобильного позиционирования возможно предоставление услуг, позволяющих операторам служб экстренных вызовов (например, службы спасения, милиции и пр.) определить местоположение звонящего без необходимости последнего объяснять, где он находится.

Согласно имеющейся информации, другие московские GSM-операторы — МТС и «ВымпелКом» — также собираются внедрить похожие услуги в ближайшем будущем.

Очевидно, что успех будущих сервисов, которые позволят, например, узнать, не прогуливает ли ребенок школу или находится ли муж/жена на работе, а не где-нибудь еще, — определят, в первую очередь, тарифы и удобство пользования, а также точностью позиционирования. По исследованиям агентства ACM-Consulting услуги, связанные с безопасностью, могут заинтересовать до 10% абонентов сотовой связи.

Как показала практика интернет-системы мобильного позиционирования WebLocator, запущенная в коммерческую эксплуатацию в декабре 2002 года сетью «МегаФон-Москва» и компанией «Рэйс-Коммуникейшн», услуги по определению местоположения объектов могут действительно пользоваться заметным спросом. Так, рост абонентской базы WebLocator составил в 2003 году 15-25% в месяц. При этом ежемесячная средняя выручка с каждого автомобиля или груза, оборудованного системой, равна $48. На сегодня доля корпоративных клиентов WebLocator составляет 75% и имеет тенденцию к увеличению.

Однако услуги по определению местоположения людей (но не грузов и транспортных средств, как в случае WebLocator) имеют свою специфику. В частности, в России не проработаны юридические аспекты «слежения» за людьми (по-видимому, операторы будут требовать согласия у обеих сторон — у того, кто следит и у того, за кем следят), в то время как в развитых странах, как известно, «мобильная слежка» регулируется законодательством.

Оплата товаров и услуг

Оплата товаров и услуг при помощи мобильного телефона так же пользуется заслуженной популярностью во всем мире. Правда, наибольшую активность проявляют пока в странах Азии, например, Южной Корее, где мобильный телефон постепенно начинает выполнять роль универсального устройства, соединяющего в себе функции оплаты проезда, кошелька для покупок в магазинах, электронного пропуска и пр. Жители европейских стран так же стараются оставаться в авангарде. Финны, например, получили возможность оплачивать парковку автомобиля с использованием мобильного телефона (услуга Parkit) еще года два назад. Для активизации этого сервиса водителю требуется позвонить по бесплатному номеру, в результате чего автоматически произойдет регистрация длительности парковки, стоимость которой будет включена в счет за телефон или взыскана отдельно. Примерно тогда же в Великобритании оператор Vodafone продвигал услугу, позволяющую его абонентам оплачивать информацию с веб-сайтов. Механизм оплаты реализован через SMS по номеру, указанному на сайте. В ответ требуется получить подтверждение и PIN-код для доступа к нужной информации. Российским операторам остается лишь копировать зарубежный опыт. Недавно «ВымпелКом» объявил о том, что услуга «Мобильный кошелек» — сервис, позволяющий абонентам «Би Лайн» оплачивать различные товары и услуги с помощью сотового телефона — прошла сертификацию на соответствие принципам и критериям информационной безопасности Trust Services. В компании считают этот шаг важным для обеспечения доверия абонентов к этой услуге.

«На сегодняшний день с помощью „Мобильного кошелька“ можно приобрести код доступа в интернет или воспользоваться возможностями IP-телефонии от крупнейших провайдеров, купить билеты на концерты, мюзиклы и в театры Москвы, получить доступ к платной базе знакомств, сделать ставку в виртуальном казино, создать собственную интернет-газету», — заявляют представители компании «ВымпелКом».

SMS/MMS/GPRS и рынок услуг поставки контента

Российские сотовые операторы продолжают развитие услуг на базе SMS, которые приносят неплохой доход. Помимо набивших оскомину так называемых информационно-развлекательных услуг (афоризмы, гороскопы, тосты и пр.) в сетях российских операторов появляются действительно полезные. «МегаФон», например, продвигает сервис «Кто звонил?», позволяющий не пропускать звонки на мобильный во время нахождения абонента вне зоны действия сети. В этом случае подписчик получает SMS с информацией о звонке. Подобные услуги популярны в Европе — получение SMS намного дешевле, чем прослушивание сообщений на автоответчике.

Службу SMS пытаются использовать и при выборах в органы власти — 29 февраля в России было организовано пробное голосование по выборам президента РФ по каналам мобильной связи (своебразные «мобильные праймерес»). Проводимая в масштабах страны акция «оSMыSли выборы», по замыслу ее организаторов — компании Infon при содействии Российского фонда свободных выборов — должна была повысить политическую активность молодежи и среднеобеспеченных слоев населения, традиционно отличающихся низкой явкой. (Правда, как сообщила радиостанция «Эхо Москвы», — большая часть голосов за победителя этих SMS-выборов поступила в качестве организованного и согласованного спама.)

Более продвинутые услуги — MMS/GPRS — российские сотовые операторы стали «раскручивать» лишь около двух лет назад. Тогда будущее этих сервисов казалось весьма туманным. С одной стороны, поведение пользователей казалось непредсказуемым после внесения этих сервисов в разряд платных услуг; с другой — сказывался явный недостаток соответствующих моделей телефонов (из существующих в то время мобильных телефонов технологию MMS поддерживала только Sony Ericsson Т68i стоимостью более $400).

Характерно отношение провайдеров к новым услугам. Например, компания «ВымпелКом» рассматривала GPRS главным образом, в качестве нового сервиса лишь для корпоративных клиентов, в частности — обеспечения мобильного доступа к информационным внутренним ресурсам корпорации.

В настоящее время вряд ли можно говорить о сколько-нибудь существенных сдвигах в продвижении услуг MMS, несмотря на появление довольно большого числа моделей телефонов, поддерживающих эту технологию. Об этом косвенно свидетельствуют, например, следующие факты — по оценке аналитической компании J’son&Partners доля MMS-контента составляет всего около 0,1% рынка.

Однако контент-провайдеры смотрят в будущее с большим оптимизмом. По их мнению, в перспективе ожидается рост удельной доли MMS-сервисов и популярности интерактивных услуг («Знакомства», «Чат» и пр.). При этом в настоящее время о массовом проникновении мультимедийных услуг в России говорить не приходится.

По некоторым прогнозам, 10-процентный порог проникновения, после преодоления которого обычно наступает активное развитие рынка, будет достигнут не ранее 2007 года.

Услуги на базе GPRS так же не пользуются большим спросом. По данным на начало октября 2003 года эту технологию использовало всего около 2% всех абонентов «Би Лайн».

Несмотря на то, что «ВымпелКом» ранее несколько снизил значения тарифов на трафик, это вряд ли приведет к резкому увеличению пользователей услуг передачи данных. Так с 22 января 2004 г. в его сети изменилась тарификация услуг в целом. Если раньше пользователи услуг «Мобильный GPRS-интернет», «GPRS-WAP» и «MMS» платили только за трафик, то с этого дня им приходится вносить ежемесячную абонентскую плату в размере $3 без НДС. Не лучше обстоят дела с популярностью услуг передачи данных и у других операторов — с января по ноябрь 2003 года MMS-услугами в столичной сети «МегаФон» воспользовалось около 10 тысяч человек.

Тем не менее, по прогнозам исследовательской компании Strategy Analytics, доходы во всем мире от пересылки мультимедийных сообщений к 2008 году вырастут до $22 млрд. К этому времени подобными сервисами станет пользоваться 280 млн. человек. Ожидается, что катализаторами расширения абонентской базы MMS-услуг будут именитые медийные брэнды. Подобные ожидания связаны с тем, что именно они поставляют разнообразный видео-, фото- и анимационный контент.

При этом аналитики указывают, что многие операторы жалуются на низкую востребованность MMS-услуг, прибыли от которых не соответствуют ожиданиям. Для повышения доходности эксперты советуют провайдерам улучшить процедуру доставки MMS-сообщений до конечного пользователя. Так же рекомендуется применять более гибкую ценовую политику в отношении различных целевых групп потребителей. Кроме того, считают аналитики, операторам стоит подумать о более тесном сотрудничестве с контент-провайдерами и позаботиться о внедрении новых услуг на базе MMS.

Тем временем российский рынок услуг контент-провайдеров переживает этап бурного развития — по оценке аналитической компании J’son&Partners, его объем в прошлом году вырос более чем в 2,5 раза, составив $98 млн. По прогнозам экспертов, к концу года доходы поставщиков контента в 2004 г. вырастут до $230 млн.

Российский рынок контент-услуг в 2003 году*

Российский рынок контент-услуг в 2003 году

*Доля MMS-контента (около $100 тыс. или около 0,1% рынка), не указана.

Источник: по данным J’son & Partners

Между тем зарубежом все более актуальными становятся проблемы безопасности, совместимости различного типа мобильных сетей и устройств, биллинга. Так компания VeriSign, поставщик услуг для инфраструктуры интернета и коммуникационных сетей, недавно она объявила о появлении нового широкого спектра услуг SMS, MMS и защищенной передачи контента. Ожидается, что это сделает возможным обмен данными между различными типами мобильных сетей и расширит сферу применения мобильных приложений. Кроме того, новые возможности дополняют существующие разработки VeriSign в сфере защиты сообщений, биллинговых систем и обмена между сетями. Эти сервисы, часть из которых доступна уже сейчас, а часть — во втором квартале 2004 г., создадут глобальную инфраструктуру обмена сообщениями. Причем VeriSign нивелирует сложность связывания и конфигурации множества базовых сетей с помощью уникальных машрутизирующих технологий. Ожидается, что такой подход позволит использовать практически любые мобильные устройства. Новые услуги включают различные варианты защиты сообщений, например, режим «только для прочтения», расширенные фильтры для защиты от спама и пр.

Мобильные игры

Мобильные игры для сотовых абонентов появились довольно давно. Два года назад CNews писал о том, как скандинавские жители увлеклись игрой BotFighters («мобильный пейнтбол») от компаний It’s Alive (Швеция) и Wireless Factory (Дания), реализуемой через SMS. В дальнейшем эта игра под таким же названием появилась и в России. Продвигающему ее «МегаФону» удалось привлечь порядка 3% своих абонентов. По информации других операторов их игры также пользуются заметным спросом. В МТС, например, хитами являются «SMS-Пиранья», «Amigos!» (знакомства), голосование на популярной телепередаче «Фабрика звезд — 3». Мобильные устройства будут осваивать игровые приложения и в дальнейшем. Так, по прогнозам агентства Datamonitor, к 2005 г. в телефонные игры будут играть 200 млн. человек. Ожидается, что объем этого рынка к тому времени достигнет $6 млрд. Правда, этот прогноз кажется чересчур оптимистичным. Так, в докладе Всемирного форума беспроводной связи (W2F) объем мирового рынка игр для мобильных телефонов по итогам 2003 г. оценивался в $520 млн. Прогнозируемый W2F объем этого рынка к 2006 году — $1,9 млрд., что существенно меньше, чем у Datamonitor, но достаточно много.

Другие сопутствующие услуги

Объем и спектр предоставляемых услуг неголосовой связи в сетях сотовых операторов продолжает расширяться. Как показано выше, они могут быть весьма разнообразны как по своему содержанию, так и по типу используемых технологий.

Например, известны сервисы, построенные на базе USSD (GSM-технология, которая обеспечивает высокоскоростное интерактивное взаимодействие между абонентом и сервисами компании на основе диалога по схеме «вопрос-ответ»).

В качестве примера технологической площадки для USSD-услуги можно привести центр вспомогательной передачи данных EastWind USSD от компании «Восточный Ветер», который она поставила недавно оператору «Астрахань GSM». EastWind USSD использует функцию, изначально заложенную в логике стандарта GSM. Она позволяет передавать информацию между пользователем и приложениями через сеть сигнализации ОКС № 7.

Абонент набирает на своем мобильном терминале определенную последовательность символов и отправляет USSD-запрос. Он переадресуется соответствующему приложению, в числе которых — внесение платежей, управление абонентским профилем, получение информации о состоянии лицевого счета, доступ к справочным ресурсам. Ответ на запрос отражается на экране мобильного телефона в виде текстового сообщения. Как и при обмене SMS-сообщениями, запрос и ответ передаются по сигнальному каналу потока Е1, что позволяет оператору не загружать голосовые каналы. Аналогичные платформы USSD работают в сетях и других региональных операторов — «Даль Телеком Интернэшнл», ЗАО «Пенза GSM» (входит в группу СМАРТС) и др.

Другое направление, которое попало в поле зрения сотовых операторов, связано с предоставлением услуг беспроводных локальных сетей (WLAN). «ВымпелКом», пионер в этом сегменте рынка, 12 ноября 2003 г. объявил о запуске в опытно-коммерческую эксплуатацию услуг на основе технологии WLAN на территории Международного аэропорта Шереметьево-2 и в гостинице «Ирис Конгресс-Отель». Пока в качестве основных потребителей этих услуг рассматриваются роумеры из-за рубежа. В компании полагают, что по мере увеличения количества хоп-спотов и расширения зоны покрытия WLAN российские пользователи также заинтересуются этим новым сервисом,.

За рубежом дополнительные услуги принимают порой весьма изощренную форму. Так, японская корпорация Olympus разработала систему считывания кодов-гиперссылок с журналов и газет при помощи фотокамер мобильных телефонов. Сделав снимок кода, читатель автоматически будет перенаправлен на веб-сайт, откуда сможет загрузить звуковую версию статьи.

В то же время в России внедрению действительно полезных «мобильных» услуг мешает низкое качество GSM-сетей — об этом сообщил CNews представитель немецкой компании TMS, которая предлагает к использованию в России приборы и услуги телемедицины. При помощи мобильного устройства записи электрокардиограммы (ЭКГ) «EKG-Sensor Mobile» пользователь в течение пары минут может самостоятельно снять свою ЭКГ. Затем он передает ее посредством мобильного GSM-телефона, имеющего инфракрасный порт, в специализированный медицинский центр. Здесь квалифицированный специалист примет и оперативно обработает полученную информацию, и после этого либо даст телефонную консультацию, либо примет необходимые меры.

Ближайшее будущее

На подходе — системы связи следующего поколения. Ожидается, что в них резко возрастут объемы и скорости передачи информации. Безусловно, на такой базе возможно внедрение новых и интересных услуг, таких как, например, мобильное телевидение и видеофон. Но когда они станут доступны для массового пользователя? Аналитики настроены оптимистично — по прогнозам Strategy Analytics, к 2008 г. более 150 млн. пользователей во всем мире будет скачивать видео по мобильным беспроводным сетям. Ожидается, что в первую очередь это будут спорт, фильмы и развлекательный контент для взрослых. Эксперты считают, что к тому времени этот рынок составит около $5 млрд.

Тем временем российские сотовые операторы демонстрируют потенциальную готовность к внедрению перспективных технологий. Так, еще на прошлогодней выставке «Связь-Экспоком» компании «ВымпелКом» и Alcatel демонстрировали показ ТВ в режиме реального времени, браузинг для мобильных приложений, мобильные игры, передачу потокового видео и аудио, видеоконференции.

Столичная сеть «МегаФон» также увлеклась мобильным телевидением и демонстрировала на выставке трансляцию телепрограммы на экран мобильного телефона с помощью технологии VideoStreaming, доступной в обычных сотовых сетях GSM/GPRS.

Виталий Солонин / CNews.ru

Вадим Зеленин: В этом году мы будем готовы к выходу на фондовый рынок

Вадим ЗеленинО направлениях развития и точках роста отечественного рынка сотовых телефонов в интервью CNews.ru рассказал Вадим Зеленин, доктор экономических наук, генеральный директор компании «Техмаркет».

CNews.ru: Какие ключевые тенденции определяли развитие рынка сотовых телефонов в России в 2003 году?

Вадим Зеленин: В прошлом году четко наметилась тенденция к динамичному развитию регионального рынка. В регионах, в отличие от Москвы, не насыщен еще рынок первых телефонов. При существующей средней доходности нашего салона в некоторых регионах $26 тыс. можно говорить о том, что это еще не предел. Поэтому вполне логично, что наши основные усилия направлены на региональное развитие. Если оценивать факторы, способствующие повышению спроса на услуги мобильной связи в регионах, то я бы выделил несколько: во-первых, благоприятная экономическая ситуация в регионах, обусловленная изменением политики правительства — сейчас в казне большинства регионов остаются местные налоги. Во-вторых, активное развитие региональных операторов связи. И, в-третьих, слабая инфраструктура телефонизации регионов. Поэтому региональный рынок в ближайшие годы будет развиваться чрезвычайно динамично и имеет огромный потенциал.

Развитие московского рынка будет осуществляться за счет предоставления дополнительных услуг, расширения ассортимента более дорогих моделей, спектра аксессуаров. Московские покупатели в 2004 году и в дальнейшем будет приобретать новый телефон на замену старому. И, как правило, такие покупатели ориентированы на покупку более дорогой, престижной модели.

Полный текст интервью



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS