Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Мировой рынок мобильных телефонов возрождается

Мировой рынок мобильных телефонов возрождаетсяСодержание:

Пессимизм прошлого
2003 г. — изменение тренда

Мировой рынок мобильных телефонов переживает возрождение. Более того, после CeBIT 2004 все громче раздаются голоса не только о ренессансе, но и новом подъеме. Между тем, еще полтора года назад ситуация не внушала оптимизма.

Пессимизм прошлого

Крупнейшие компании вендоры в лучшем случае теряли прибыли (как в случае с Nokia); в худшем — несли рекордные убытки (для Motorola во Q2 2002 г. эта цифра составила $2,3 млрд.).

Аналитики и сами производители пересматривали свои прогнозы относительно роста в отрасли на 2003 год. Так, Merrill Lynch снизила ожидаемые объемы продаж мобильников на 11% — до 410 млн. устройств, Nokia — на 4,7% до 400 млн. Экспертам казалось, что положение не спасет даже бурное развитие рынков стран Латинской Америки, Китая, Индии, России и других государств. Основными причинами такой неуверенности стали — общая экономическая нестабильность, острая конкуренция, уменьшение объемов закупок крупными операторами, постоянное снижение цен и насыщение рынка.

В конце 2002 года аналитики говорили о двух основных тенденциях, наметившихся на фоне замедления развития этого сектора. Речь шла о возможном сокращении количества игроков и ориентации производителей на поставку крупным операторам недорогих, но функциональных телефонов (цветной экран, доступ в интернет, мультимедийные возможности и пр.). Например, Motorola за счет использования стандартных компонентов планировала продавать такие телефоны партнерам по цене ниже $100. И это притом, что сама эта компания обозначила на них рекомендуемую розничную цену в $125. Операторы, в свою очередь, предлагали еще большие скидки при покупке с длительными контрактами.

Между тем, эксперты предсказывали, что в дальнейшем наметится разделение сотовых телефонов на два типа — мощные смартфоны-органайзеры, приближающиеся к КПК, и миниатюрные легковесные аппараты, рассчитанные только на голосовую связь и SMS.

Год назад — весной 2003 года большинство аналитиков склонялось к мнению, что сокращение продаж мобильных телефонов в 2003 году затронет всех крупнейших западных производителей.

И действительно, по итогам первого квартала 2003 года крупнейший в мире производитель сотовых телефонов — Nokia — объявил о снижении продаж компании на 3% и чистой прибыли — на 6%. Неудачи гиганта эксперты связывали с провалом западной мобильной экспансии в Китае, а в самой компании ссылались на негативные макроэкономические факторы.

По оценкам, сделанным в начале 2003 года аналитиком Handelsbanken Петри Арьямом, продажи Nokia в 2003 году должны были упасть на 5-10%, Motorola — на 6-13%, Alcatel — на 25-30%. Ожидалось также, что продажи сократятся и у Siemens.

При этом азиатским производителям мобильников, наоборот, предрекалась сытая жизнь, и они сами с этим соглашались. Так, Samsung объявил об увеличении продаж мобильных телефонов в 2003 году на 9%. По данным Commerzbank, телефоны Nokia стали терять долю на европейских рынках из-за внедрения новых моделей Sharp, Panasonic и Sony-Ericcsson.

2003 г. — изменение тренда

Сегодня можно говорить о том, что в 2003 году на рынке сотовых телефонов произошло явное изменение тренда. Многие уважаемые аналитические агентства во второй половине прошлого года заговорили о возможном росте продаж. Этому способствовали неплохие показатели второго квартала: объем оптовых продаж телефонов вырос на 11% до 111 млн. штук — на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом 2002 года; объем розничных продаж увеличился на 6% до 108 млн. штук. Настроения стали меняться. Даже неудачный в отношении продаж 2002 год стал видеться под другим углом. Так, аналитики Gartner отмечали, что 2002 год ознаменовался очень заметным («феноменальным») ростом продаж в крупных европейских странах, таких как Германия, и в азиатско-тихоокеанском регионе. С учетом обозначившихся рыночных тенденций аналитики предрекали дальнейшее увеличение продаж аппаратов на 10-15 % в течение 2003 года. Похожие оценки давало и другое агентство — ARC Group. Прогнозировалось, что в 2003 году рынок мобильников, вырастет на 10,3% — до 444 млн. В то же время исследовательская компания Strategy Analytics поначалу оставила в силе ранее сделанный прогноз на год. Согласно ему ожидалось, что в 2003 году поставки мобильных телефонов вырастут лишь на 6% до 455 млн. штук. Однако Strategy Analytics все-таки сдалась под давлением происходящего увеличения продаж и повысила свой прогноз в октябре. По новым оценкам в мире в 2003 году должно быть продано 492 млн. мобильных телефонов. Такой оптимизм вполне объясним. В 3 квартале 2003 года в мире было продано 132 млн. мобильных телефонов, по сравнению с 109 млн. телефонов во 2 квартале. Получается, что рост объема продаж мобильных телефонов в мире по итогам 2003 г. должен был составить почти 15% по сравнению с 2002 г., когда было продано 429 млн. мобильных телефонов. Еще более оптимистичен был прогноз агентства Gartner, которое подвело итоги развития рынка мобильных телефонов в 3 квартале 2003 года.

По данным Gartner, мировые поставки мобильников за отчетный период выросли на 22% по сравнению со 2 кварталом и достигли показателя в 132,8 млн. штук. По мнению аналитиков, за весь 2003 год число проданных мобильных телефонов превысит 500 млн. В 2003 году, по предварительным оценкам исследовательской компании IDC, сделанным по итогам 3 квартала 2003 года, будет продано более 460 млн. мобильников, а в 2004 году этот показатель вырастет более чем на 8%.

Прогнозы продаж мобильных телефонов на 2003 год

Компания, сделавшая прогноз Дата прогноза Предполагаемый объем продаж, млн. шт.
Merill Lynch Конец 2002 410
Nokia Конец 2002 400
Gartner Середина 2003 455
Сентябрь 2003 Более 500
ARG Group Середина 2003 444
Strategy Analytics Середина 2003 455
Сентябрь 2003 492
IDC Сентябрь 2003 460

Источник: CNews Analytics, 2004 г.

Таким образом, стало очевидно, что аналитики скорректировали свои пессимистичные прогнозы относительно продаж мобильных телефонов, сделанные ранее. И, как оказалось, не зря — в целом по итогам 2003 года продажи в мире выросли на 16% (с 406 млн.) и составили, по оценке специалистов Nokia, около 471 млн. штук. Исследовательская группа Gartner Dataquest демонстрирует больший оптимизм в своих оценках. Мировые продажи сотовых телефонов в 2003 году превысили 510 млн. аппаратов. При этом в 2004 году эта цифра может достичь 560 млн. Но оценка IDC еще выше — в 2003 году объем поставок мобильников во всем мире вырос на 23,3% по сравнению с 2002 годом — с 432,7 млн. до 533,4 млн. трубок. При этом, согласно данным Strategy Analytics, — в прошлом году мировые продажи мобильников достигли 516 млн. трубок.

Оценки продаж мобильных телефонов в 2003 году

Данные компании Объем продаж, млн. штук
Nokia 471
Gartner 510
Strategy Analytics 516
IDC 533,4

Источник: CNews Analytics, 2004 г.

Напомним также, что за 2002 год, по данным Gartner, было продано 423 млн. телефонов для мобильной связи, что почти на 6% больше, нежели 400 млн. аппаратов, проданных в 2001 году. Причем эти цифры на несколько миллионов больше, чем прогнозировавшиеся экспертами рынка цифры (4 квартал 2002 года внес заметные коррективы в общую динамику продаж).

Продажи мобильных телефонов в мире, 2001-2004 гг.
(2004 г. — прогноз)

Продажи мобильных телефонов в мире, 2001-2004 гг.

Источник: по данным Gartner Dataquest, 2004 г.

Любопытно, что мировые продажи мобильных телефонов могут в 2004 году превысить сделанные ранее прогнозы после подведения итогов 2003 года, когда количество проданных аппаратов также превзошло ожидания экспертов.

Продажи сотовых телефонов, рынок которых является крупнейшим среди рынков электроники и оценивается в $100 млрд. в год, достигли, по последним данным за 2003 г., — 520 млн.

Аналитики Gartner ожидают, что в 2004 году будет продано 580 млн. телефонов. «Количество людей, решивших сменить свои аппараты, резко выросло. Спрос на развивающихся рынках также превысил все ожидания», — заявил аналитик Gartner Бен Вуд. По его словам, некоторые гиганты сектора, такие, как Sony-Ericsson и Motorola, недооценившие потребности клиентов, не смогли в полной мере обеспечить рынок товарами (в первую очередь — это рождественские и новогодние продажи накануне 2004 г.).

Виталий Солонин / CNews Analytics

Олег Семечкин: Российские потребители в выборе телефона руководствуются личными предпочтениями в дизайне

Олег СемечкинО развитии отечественного рынка сотовых телефонов, предпочтениях различных групп покупателей и мобильной связи в целом в интервью CNews.ru рассказал Олег Семечкин, президент группы компаний DIXIS.

CNews.ru: На ваш взгляд, какие основные группы пользователей мобильных телефонов можно выделить сейчас на российском рынке? Насколько эта сегментация клиентской базы будет коррелировать с ситуацией на западном рынке?

Олег Семечкин: На сегодняшний момент стоит выделить три основные группы пользователей сотовых телефонов. Первая группа — это пользователи начального уровня, «entry level», которые впервые приобретают мобильные телефоны, в основном, не для постоянного общения, а для связи в «экстренных» случаях, как правило, с родными и близкими. Эти пользователи покупают самые дешевые трубки из нижнего ценового сегмента, класса «low end».

Ко второй группе относятся любители новинок сотовых телефонов, которых можно назвать «технократами». Они ждут появления в аппарате каких-то новых функций, любят (или пытаются) ими пользоваться. «Технократы» позиционируют себя как эксперты в сотовой связи, в дополнительных услугах. Они стремятся доказать окружающим, что разбираются в технологичных «штучках». Потребители из этой группы пользуются телефонами так называемого бизнес-уровня, среднего ценового сегмента, в которых присутствуют все возможные функции, доступные в сотовых сетях. «Технократы» стремятся к тому, чтобы у них всегда был самый «продвинутый» аппарат, который пока трудно встретить у знакомых. Это может быть не самая дорогая модель, но она обязательно должна быть до предела «нашпигована» новыми функциями.

Полный текст интервью



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS