Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Мультимедиа - двигатель спроса на мобильники

Мультимедиа - двигатель спроса на мобильникиСодержание:

Рыночные доли вендоров
Локальные рынки

Эксперты считают, что продажи мобильных телефонов будут расти, в первую очередь, за счет повышения спроса на трубки с возможностью высокоскоростной передачи данных и на модели со встроенными цифровыми камерами.

Потребители готовы начать длительный период замены своих трубок на телефоны следующего поколения. Предполагается, что этот фактор, а также новый спрос со стороны развивающихся рынков, обеспечат рост рынка мобильных телефонов на протяжении большей части прогнозного периода. Согласно некоторым оценкам, к концу 2004 года общее количество владельцев мобильных телефонов по всему миру, достигнет 1,4 млрд. человек. По данным IDC, поставки 2,5G-телефонов составят свыше 241 млн. трубок, что на 42% выше аналогичного показателя 2003 года; 3G-телефонов — свыше 48 млн. трубок, что на 140% выше аналогичного показателя 2003 года. Количество мобильников со встроенными цифровыми камерами возрастет на 64% — примерно до 100 млн. штук, а количество проданных смартфонов в 2004 году приблизится к 30 млн. штук, что на 111% выше аналогичного показателя 2003 года. Благодаря высоким темпам продаж в 4-м квартале 2003 г., мировые поставки смартфонов выросли на 181,6%, по сравнению с 2002 годом, и достигли 9,6 млн. устройств. Nokia по-прежнему сохраняет лидерство среди производителей «умных телефонов» — ей принадлежит 78% рынка, далее следуют Sony-Ericsson и Motorola — по 9,7% и 6,4% соответственно.

Рыночные доли вендоров

Рост бизнеса Nokia, снова без особого труда занявшей позиции ведущего производителя мобильников в мире, в IDC объясняют постоянным продвижением на рынке GSM- и CDMA-трубок во всем мире. Также, в качестве одного из важных факторов, называют быструю экспансию на малонасыщенные рынки Индии, Бразилии и России. Однако, на общем фоне улучшения рыночной ситуации в 2003 году, Nokia немного уступила свои позиции. Ее доля, на рынке мировых производителей «трубок» уменьшилась с 35% в 2002 году до 33,6% в 2003 году. И это произошло несмотря на 18,3-процентный рост поставок по сравнению с 2002 годом. В то же время, по оценкам Strategy Analytics, Nokia принадлежит 34,8-процентная доля рынка мобильников.

Замедление роста поставок сказалось на росте бизнеса Motorola за год — он составил всего 1,5%. По итогам 2003 года в мировом рейтинге производителей трубок Motorola по-прежнему занимает второе место с долей в 14,1% рынка.

Пятерка ведущих производителей мобильных телефонов
(мировые поставки аппаратов и доля рынка — 2003 г., предварительные итоги)

Место Вендор Поставки, 2003 г. Доля рынка, 2003 г.
1 Nokia 179 339 210 33,6%
2 Motorola 75 439 176 14,1%
3 Samsung 53 004 233 9,9%
4 Siemens 45 344 920 8,5%
5 LG Electronics 27 496 720 5,2%
Другие 152 732 263 28,6%
Всего 533 356 522 100%

Источник: IDC, 2004 г.

В прошлом году продажи Samsung выросли, в основном, за счет устойчивого спроса на дорогие модели со встроенными камерами. Благодаря этому рост бизнеса Samsung в 2003 г. составил 22,7%, по сравнению с 2002 г. Несмотря на это, как и в случае с другими вендорами, на фоне общего роста рынка доля Samsung все-таки немного сократилась с 10% в 2002 году до 9,9% в 2003 году (впрочем, последующие уточненные данные могут немного «подправить» ситуацию).

Поставки Siemens по итогам 2003 года выросли на 24,8%, а рыночная доля — на 0,1% до 8,5%.

Несмотря на постоянное давление со стороны ближайшего конкурента, Sony-Ericsson, 5-е место среди крупнейших мировых производителей мобильников, по данным IDC, занимает корейская компания LG Electronics. Поставки аппаратов LG в 2003 году выросли на 69,1% по сравнению с 2002 г. Благодаря этому рыночная доля компании по итогам прошлого года достигла 5,2% по сравнению с 3,8% в 2002 г.

Локальные рынки

В США, Японии и Западной Европе продажи увеличились за счет желания потребителей заменить свои устаревшие модели телефонов новыми, оснащенными цифровыми камерами и цифровыми дисплеями.

На развивающихся рынках, таких, как Китай, Россия, Индия и Бразилия, продажи продолжают расти быстрее, чем прогнозировалось ранее. Во многом это происходит благодаря доступности недорогих аппаратов и агрессивной политики операторов сотовой связи — конкуренция между ними не только не ослабевает, но время от времени вспыхивает с новой силой.

Впрочем, теперь очевидно, что завоевать кошелек японца, пресыщенного предложениями вендоров, — будет очень нелегко. Объем поставок мобильных телефонов в Японии в январе 2004 года сократился впервые за последние пятнадцать месяцев в результате снижения спроса. Последний был в значительной степени удовлетворен в течение предновогодних продаж, как сообщает Японская ассоциация производителей электроники (JEITA). Так по данным JEITA, поставки мобильников в Японии в январе 2004 года сократились на 22,3%, по сравнению с январем 2003 года, — и составили около 2,98 млн. Тогда как в декабре 2003 года было поставлено 4,71 млн. сотовых телефонов.

Ассоциация JEITA заявила, что объем поставок сотовых телефонов в январе опустился ниже трех миллионов впервые за последние 23 месяца. Отчасти, это произошло из-за снижения спроса на существующие модели, что обусловлено намерением покупателей переключиться на телефоны третьего поколения. Последние позволяют с большой скоростью скачивать музыку и видео из интернета. «Производители сотовых телефонов в конце года сделали рывок, и это, возможно, является корректировкой запасов, — сказал Нахоко Мицуяма, аналитик телекоммуникационного сектора в Gartner Japan. — 2003 год был исключительно удачным, и мы ожидали снижения поставок в 2004 году. Для нас это не сюрприз».

Еще одна интересная тенденция, которую демонстрируют статистические данные таможни Пекина, — в 2003 г. экспорт мобильных телефонов из Пекина в Европу возрос на 65%. Так в прошлом году из Пекина отправлено на экспорт мобильных телефонов и их деталей на общую сумму $1,81 млрд., что на 30,1% больше показателей предыдущего года. В том числе, объем экспорта в Европу составил $1,265 млрд., в азиатские страны — $480 млн. Последняя цифра на 35% меньше показателей за аналогичный предшествующий период и наглядно демонстрирует развитие «мобильной» отрасли в других континентальных странах Азии. Таким образом, Венгрия, Германия и Чехия стали главными импортерами указанной продукции пекинского производства, сменив Республику Корея, Гонконг и Малайзию. В 2003 году в Пекине впервые был зарегистрирован отрицательный рост экспорта мобильных телефонов при значительном увеличении доли мобильных телефонов, собранных в зарубежных странах из деталей, выпущенных в Пекине.

Виталий Солонин / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS