Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Продажи мобильных телефонов в России

Продажи мобильных телефонов в РоссииВ прошлом году, по данным аналитической компании IDC на российском рынке было продано 17 млн. мобильных телефонов. Это на 89% больше, чем в 2002 году. Начало 2004 г. наглядно демонстрирует продолжение этой тенденции — сотовые дилеры стали проводить активную политику по освоению российских регионов.

В денежном выражении продажи в 2003 году достигли $2,4 млрд. Несмотря на ощутимое уменьшение рыночной доли — с 31% — в 2002 году до 23% — в 2003 году, — лидером по объему поставок в количественном выражении стала компания Siemens. За ней с небольшим отрывом следует Motorola (22% продаж). Таким образом, в прошлом году американский вендор оттеснил по объемам продаж финскую Nokia (20%). Последняя уступила ему свою вторую позицию.

Тем не менее, финский производитель удержал первое место по объемам продаж в денежном выражении. Согласно этому рейтингу, Nokia опередила Siemens, который здесь занимает вторую строчку.

Рыночные доли производителей мобильных телефонов в России, 2002-2003 гг.
(по количеству проданных телефонов)

Рыночные доли производителей мобильных телефонов в России, 2002-2003 гг.

Источник: IDC, 2004 г.

Отчет IDC вызвал недоумение у компаний, торгующих телефонами в России. «Если данные по продажам в количественном и денежном выражении отображают реальную картину рынка, с учетом „серого“ импорта, то распределение компаний-производителей по долям вызывает сомнение, — комментирует ситуацию Кирилл Лубнин, руководитель службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS. — При сопоставлении данных нашей компании с данными, приводимыми IDC, на продажи через DIXIS в 2003 году пришлось 7-8% рынка, а если учесть, что DIXIS продает только сертифицированное оборудование, то можно предположить, исходя из данного исследования, что мы заняли 10% рынка. Но в течение всего года мы испытывали дефицит в поставках оборудования компании Siemens. Наши заявки на поставку оборудования выполнялись в среднем на 60-70%, поэтому в общей доле продаж DIXIS эта компания-производитель не лидирует. Также возникает вопрос по компании Motorola. По данным исследования, эта компания занимает 2-е место в штучном выражении, но 4-е в денежном, исходя из этого, можно предположить, что средняя стоимость телефона Motorola в 2003 году должна была составлять не более $50. Это из разряда фантастики. По нашим данным, средняя розничная стоимость Motorola была порядка $115-120». IDC считает, что россияне явно обозначили свой интерес к телефонам с цветными дисплеями, ими был оснащен каждый четвертый проданный телефон. Между тем, прошлый год не стал годом мобильного телефона со встроенной камерой — доля этих моделей не превысила 6% от общего объема продаж. Россияне по-прежнему активно выбирали самые дешевые модели — средняя розничная цена мобильного телефона составила $142,5, а наибольшей популярностью пользовались модели Siemens A50, Motorola C350 с цветным дисплеем, а также очень старая монохромная модель — Nokia 3310, знакомая нашим согражданам уже несколько лет. Исключение составляли лишь жители Москвы и Санкт-Петербурга, проявившие интерес к более дорогим моделям. Такое положение дел не могло не огорчить ведущих производителей телефонов, старающихся увеличить свой доход за счет продаж более дорогих трубок. По мнению IDC, после нескольких лет бурного роста российский рынок мобильных телефонов стабилизировался и стал одним из крупнейших в Европе. Аналитики этой компании ожидают, что в 2004 г. в России будет продано более 22 млн. сотовых телефонов. В заключении можно сделать следующие выводы:

  • В начале 2003 г. аналитики предрекали спаде в отрасли. Но их пессимистичные прогнозы не подтвердились — на рынке мобильных телефонов произошло изменение тренда. По итогам 2003 года в мире было продано (по различным оценкам) от 471 млн. до 533,4 млн. мобильных телефонов, что на 11-23% больше, чем в 2002 году.
  • Отрасль мобильных телефонов испытывает традиционно высокое влияние сезонных факторов. В частности, к концу года в мире наблюдалось заметное увеличение продаж (здесь большую роль играют рождественские и новогодние праздники).
  • В ближайшем будущем ожидается увеличение активности покупателей, сделавших ставку на телефоны со встроенными камерами, смартфоны, 3G-терминалы. Кроме того, по-прежнему будет велика активность пользователей на развивающихся рынках.

Виталий Солонин / CNews.ru



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS