Автоматизация управления торговым процессом в гипермаркете «СИГМА»

Развитие крупноформатной розницы в России

На волне общего подъема российской розничной торговли заметным явлением стало освоение отечественными ритэйлерами такого формата, как гипермаркет. Несколько лет назад моду по открытию торговых предприятий нового формата задавали исключительно иностранные компании (Auchan, Рамстор, Marktkauf). Практически единственным успешным проектом российской компании на тот момент стала питерская «Лента». Сейчас многие российские владельцы розничных сетей или оптовых центров продаж стремятся к укрупнению собственного бизнеса и динамично открывают гипермаркеты по всей стране, как в городах-миллионниках, так и в городах с населением от 250 000 человек.

Развитию крупноформатных розничных предприятий способствует экономическая ситуация в стране. Работающее население готово приобретать большое количество покупок продуктового ряда и класса non-food одновременно и желательно в одном месте — к примеру, в гипермаркете. Немаловажную роль играет ускорение ритма жизни многих горожан: в силу своей занятости люди не успевают совершать ежедневные походы в магазины, и поэтому становится традицией делать покупки в гипермаркете на неделю вперед.

Формат гипермаркета характеризуют следующие ключевые параметры:

  • торговая площадь от 5 000 до 25000 кв. метров
  • ассортимент от 30 000 до 100000 наименований товаров
  • соотношение товаров food и non-food в среднем 60/40
  • месторасположение — вблизи от «спальных» районов или за чертой города
  • количество кассовых узлов от 15 и выше
  • большие покупательские тележки
  • обязательные места парковки для большого количества автомашин
  • использование самых современных торговых технологий в области логистики, мерчендайзинга, оснащения торгового зала, управления предприятием с помощью информационных систем и электронного торгового оборудования.

Информация о заказчике

В конце 2004 года в г. Петрозаводске открылся первый в Республике Карелия гипермаркет для всей семьи под названием «СИГМА». Предприятие входит в состав Торгового холдинга «Лотос», известного в Карелии владельца сети магазинов розничной торговли с одноименным названием.

Для города с почти 300 тыс. населением открытие такого большого универсального магазина стало настоящим событием. На официальное открытие гипермаркета было приглашено более 500 гостей, в том числе представители администрации республики и города, руководители крупных предприятий и банков.

Проект по строительству и подготовке гипермаркета к запуску длился 1,5 года. Объект оснащен самыми передовыми технологиями: в торговом зале использованы наливные полимерные полы, применены энергосберегающие технологии — аккумуляторы тепла, установлена пневмопочта на всех кассовых узлах, спроектирована современная система связи, а также внедрен комплекс автоматизации бизнес-процессов на технологической платформе «1С:Предприятие 8.0».

На 9500 кв. метрах торговой площади представлено более 40 000 наименований продовольственных и промышленных товаров, собственные цеха по изготовлению салатов, полуфабрикатов, выпечки. В гипермаркете работают: отдел элитного алкоголя и табака, фуд-корт, игровая комната для детей, бар, магазин фототоваров, салон сотовой связи, аптека, магазин сувениров и подарков, отдел цветов, прессы, филиалы страховой и туристической компаний.

Схема работы гипермаркета — самообслуживание. Кассовая зона оборудована 21 POS-терминалами. Для поддержания лояльности клиентов используется дисконтная система. Пропускная способность магазина — более 10 000 покупателей ежедневно.

«СИГМА» — это разнообразие и большое количество товаров, демократичные цены и универсальность формата магазина. Со времени своего открытия гипермаркет «СИГМА» по праву стал для жителей Петрозаводска любимым местом не только покупки необходимых товаров, но и отдыха.

Результаты проекта по автоматизации и планы дальнейшего сотрудничества

Для успешной реализации запуска гипермаркета в столице Карелии руководство Торгового холдинга «Лотос» поставило задачу оборудовать объект самыми современными информационными технологиями, которые позволили бы эффективно управлять торговым процессом и большим количеством единиц кассового и весового оборудования. Компания-заказчик провела детальный анализ предложений от поставщиков решений для розничной торговли. В результате проведения открытого тендера Торговый холдинг «Лотос» остановил свой выбор на программном продукте «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары ред.8» и технологической платформе «1С:Предприятие 8.0», как наиболее соответствующих требованиям к проекту автоматизации торгового предприятия такого уровня.

Основные требования к системе заказчик сформулировал так:

  • Высокая скорость развития функционала решения
  • Поддержка решением новейших моделей торгового оборудования
  • Поддержка решением новейших торговых технологий, позволяющих управлять эффективностью торгового процесса
  • Высокий уровень сервиса
  • Работа с большими объемами данных
  • Масштабируемость
  • Связь в режиме off-line с бухгалтерской системой
  • Возможность централизованного администрирования всей системы

Процесс внедрения информационной системы занял около 2 месяцев. В ходе проекта на 20 рабочих местах (офис и склад) установлен программный продукт «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары ред.8», весовые отделы оснащены 15 электронными весами Mettler Toledo, силами 2-х откомандированных в Петрозаводск специалистов «1С-Рарус» проведено обучение всех пользователей (менеджеров, операторов, кладовщиков) работе с программой и выполнено тщательное тестирование системы на предмет перегрузок, обрыва сети и прочих неблагоприятных условий, способных помешать нормальному течению рабочего процесса. Для успешной связи с 21 POS-терминалами Wincor Nixdorf Beetle-F реализована «стыковка» кассовой программы Кристалл SET с системой «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары ред.8». Это обеспечило поддержание постоянно актуального каталога товаров на рабочих местах кассиров и позволило избежать ситуаций, когда покупатель вынужден возвращать выбранный товар на полку только потому, что кассир не может «пробить» чек из-за отсутствия товара в справочнике.

Автоматизация работы бара выполнена также с помощью типовых решений компании «1С-Рарус» — «1С-Рарус:Ресторан+Бар+Кафе» и «1С-Рарус:Общепит».

К запуску объекта в промышленную эксплуатацию заказчик получил готовый инструмент для управления торговыми процессами в гипермаркете. По мнению директора гипермаркета «СИГМА», Кудрявцевой Ольги Владимировны: «Созданная комплексная система автоматизации позволяет нам эффективно управлять гипермаркетом, так как в ней реализованы инструменты для факторного анализа пакета товаров и поставок, планирования поставок, анализа структуры продаж. Благодаря функциональным возможностям решения достигнут максимальный уровень сервиса по централизованному администрированию торгового оборудования и программного обеспечения. Для нас очень важно, что в дни открытия гипермаркета специалисты ВЦ «1С-Рарус» были рядом и поддерживали успешное обслуживание наших первых покупателей. Также они непосредственно перед открытием гипермаркета помогали нашим операторам правильно заполнять каталог товаров и оформлять поступление продукции. В результате сотрудничества с компанией «1С-Рарус» мы получили работающую систему, которая обеспечивает высокую пропускную способность торгового зала и качественную работу с покупателями».

В настоящее время сотрудничество Торгового холдинга «Лотос» и компании «1С-Рарус продолжается. Специалисты оказывают технические консультации в случае возникновения вопросов у персонала гипермаркета. Руководитель проекта Сергей Горьков считает: «Установленная в гипермаркете система работает быстро, надежно, автономно и не требует каких-либо оперативных вмешательств или приезда наших сотрудников на место для оказания «первой помощи». Заказчик ставит перед нами новые задачи, которые мы планируем реализовать совместными усилиями в ближайшем будущем: это использование инструментов управления системой заказов, планирования маркетинговых акций, логистики торгового зала и категорийный менеджмент. В настоящее время в конфигурацию системы уже заложены требуемые функции, теперь надо увязать новые бизнес-процессы «СИГМЫ» с информационной системой. Мы уверенны, что наш программный продукт на практике подтвердит название: «Система управления» — об этом можно будет судить после внедрения процедур управления на базе модели бюджетирования операционной деятельности и деятельности всех структурных подразделений компании».

Система управления торговым процессом: «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары ред.8» на платформе «1С:Предприятие 8.0»

Программный продукт «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары ред.8» разработан на технологической платформе «1С:Предприятие 8.0» и использует все преимущества новой платформы.

Решение предназначено для автоматизации продовольственных предприятий розничной торговли (как одиночных, так и сетевых структур) и управления различным торговым оборудованием, включая основные модели POS-терминалов. Поддерживает различные схемы управления сетевыми структурами розничной торговли. В состав решения входят: 1) Модуль управления торговым оборудованием, 2) Конфигурация для платформы «1С:Предприятие 8.0».

Основные особенности системы автоматизации:

  • работа с большим объемом данных (номенклатура более 40 000)
  • непрерывность работы системы на протяжении длительного времени
  • высокая скорость обработки информации
  • стабильность и надежность работы всех узлов системы
  • автономность работы всех участков системы

Поддерживаемые типы оборудования:

  • POS-терминалы
  • Электронные весы
  • Сканер штрих-кода
  • Терминал сбора данных
  • Принтеры штрих-кодов

Поддерживаемые кассовые программы:

  • Мастер Касс
  • КристаллУКМ
  • Кристалл SET
  • СупермагУКМ
  • Атолл РМК

Функциональные возможности системы:

  • Бюджетирование операционной деятельности торгового предприятия
  • Прогнозирование
  • Учет товародвижения
  • Учет денежных средств

Поддерживаются следующие схемы торговли:

  • оптовая
  • розничная
  • комиссионная.

     

Для города с почти 300 тыс. населением открытие гипермаркета «СИГМА» стало настоящим событием

Церемония официального открытия гипермаркета «СИГМА»

     

Посетители «СИГМЫ» отмечают разнообразие товаров, демократичные цены и универсальность формата магазина: молочная продукция и охлажденное мясо, полуфабрикаты и выпечка собственного производства, разнообразные напитки, салаты, живая рыба, а также парфюмерия, посуда, одежда и обувь для детей и взрослых, товары для дома и многое другое.

Кассовая зона оборудована 21 POS-терминалами, что обеспечивает оперативное и качественное обслуживание покупателей

     

На 9500 кв. метрах представлено более 40 000 наименований продовольственных и промышленных товаров.

В магазине открыты: отдел элитного алкоголя и табака, фуд-корт, игровая комната для детей, бар, магазин фототоваров, салон сотовой связи, аптека, магазин сувениров и подарков, отдел цветов, прессы, филиалы страховой и туристической компаний.

     

Специалист компании «1С-Рарус» проводит демонстрацию централизованного администрирования системы

В результате сотрудничества с компанией «1С-Рарус» руководство гипермаркета получило работающую систему, обеспечивающую высокую пропускную способность торгового зала и качественную работу с покупателями.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS